Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ППЧС_тема 1 основы психологии риска и ЧС.doc
Скачиваний:
128
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
150.53 Кб
Скачать

3. Психологическое воздействие чс на человека. Фрустрационная регрессия. Роль субъективных факторов в развитии травматического стресса

Чрезвычайная ситуация не проходит бесследно ни для одного человека. Любая такая ситуация оказывает большой стресс на человеческий организм, где в первую очередь страдает его психическая составляющая. В результате такого воздействия формируется (образуется) психическая травма. Психической травмой называют вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.

Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной, поскольку она способствует экстренной мобилизации физического и психического состояния, необходимой для самосохранения. Страх естествен в сверхнапряженных обстоятельствах, а потому его парциальные психологические и вегетативные проявления - тахикардия, тремор, тошнота, тревожная экзальтация, раздражительность, гипо-, гиперестезия и т.п. - являются нормой, закономерностью, хотя они несомненно расценивались бы как болезненные в обычных условиях.При утрате критического отношения к собственному страху, появлении затруднений в целесообразной деятельности, снижении и исчезновении возможности контролировать действия и принимать логически обоснованные решения формируются различные психотические расстройства (реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции), а также состояния паники.

3 Составляющие поведения человека в чс:

  • Неспособность к целесообразной деятельности;

  • Потеря критичности;

  • Потеря контакта с окружающими

Порой время, специфические условия не дают возможности быстро и точно оценить уровень тяжести состояния пострадавшего. Но, зная особенности поведения пострадавшего, путем наблюдения можно оценить критичность его состояния и, соответственно, принять меры по очередности эвакуации.

Общая характеристика

В целом, отрицательные явления, наблюдаемые при высоком уровне эмоционального напряжения, выражаются в общей дезорганизации поведения, торможения прежних навыков, неадекватных реакциях на внешние раздражители, снижении работоспособности, затруднениях в распределении и переключении внимания, сужения объема внимания, ошибках восприятия, провалах памяти.

При нарастании экстремальных воздействий появляются нарушение оперативной памяти, лишние ненаправленные импульсивные действия, чувство рассеянности, невозможности сосредоточиться на выполняемой деятельности, легкая отвлекаемость, снижение помехоустойчивости, нарушение оценки временных интервалов, причем все это сопровождается значительными вегетативными и биохимическими сдвигами.

Отрицательные последствия не исчерпываются дезорганизующим влиянием на профессиональную деятельность. Переживаемые субъектом состояния эмоционального напряжения сказываются на общем его психическом состоянии, а также могут привести к различным соматическим заболеваниям (гипертония, язвенная болезнь желудка и др.).

В плане воздействия на психику человека, частые столкновения с условиями деятельности, субъективно воспринимаемые как экстремальные и сопровождающие их состояния психической напряженности, могут привести к невротическим реакциям, а также возникновению таких состояний, как беспокойство, страх, фрустрация, которые при определенных условиях на некоторое время накладывают отпечаток на всю психическую жизнь человека. Ближайшим следствием переживаний сотрудником экстремальных воздействий могут явиться негативное отношение к тренировкам и боевым заданиям, фиксация ошибочных действий, отказ от выполнения приказа.

Кроме классификации стрессовых состояний по причинам возникновения, существует их разделение по степени выраженности. К состояниям первой степени относятся так называемые «нормальные» стрессовые состояния, то есть такие, с которыми человек справляется самостоятельно, без обращения к своим внутренним резервам или внешней поддержке. Возникшие неприятные мысли гаснут в течение дня, а полноценный ночной сон со сновидениями не оставляет от них существенных следов. В сновидениях как раз и происходит окончательная «разгрузка» психики от избыточных впечатлений. Иногда подобные состояния могут затягиваться, но не более чем на несколько дней. В отличие от «нормальных», к стрессовым состояниям второй степени относятся более глубокие и длительные реакции, справиться скоторыми человек может включив дополнительные резервы (сон, разрядка, отвлечение, отказ от деятельности) либо обратившись к посторонней помощи. Человека, находящегося в таком состоянии, необходимо морально поддерживать, ободрить, успокоить, утешить (если это необходимо), по возможности отвлечь и развлечь. Возможно применение лекарственных препаратов корригирующего и профилактического назначения, а также нетрадиционных методов терапии. Выражаясь точнее, эти воздействия и являются мероприятиями психологической коррекции. Они предотвращают дальнейшее развитие стресса второй степени (называемого «пограничным») в стресс третьей степени - «патологический». Признаками наступления «патологического» стресса являются симптомы психических расстройств, требующие специального лечения. Такие состояния отличаются от «пограничных» большей глубиной, вовлеченностью подсознательных структур личности и многих физиологических систем, длительностью течения и устойчивостью к обычным мерам коррекции. К ним относятся различные нервно-психические расстройства (невротические реакции, неврозы, реактивные состояния); а также психосоматические заболевания (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, атеросклероз, язвенная болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания, артриты, иммунодефифицитные состояния, опухоли и другие).

На начальной стадии экстремальных ситуаций главным стрессогенным фактором является отсутствие информации, контроля над событиями, затем к нему добавляется осознание угрозы экстремальных ситуаций, необходимость быстро перерабатывать информацию и принимать решения и т.д.

Результатом воздействия экстремальных ситуаций являются непосредственные и отдаленные психологические последствия.

Непосредственная реакция людей может характеризоваться крайними выражениями - от активных действий, хаотического возбуждения, до ступора -полной неподвижности и молчаливости.

Фрустрационная регрессия

Наиболее типичное проявление первичного травматического стресса — фрустрационная регрессия, т.е. возврат к предыдущим формам развития мысли, отношений, структуры поведения. «Регрессировать — значит идти вспять, возвращаться назад, что можно себе представить как в логическом и пространственном, так и во временном смысле». Человек как бы возвращается в детское состояние, что можно рассматривать как один из способов преодоления условий, вызывающих страх (Х.Томэ), или как «приспособление на примитивном уровне» (Э.Эриксон).

Для человека, оказавшегося в очаге чрезвычайной ситуации, типична автоматическая регрессия психики на возраст подросткового кризиса (13 —16 лет). Внешне регрессия проявляется в беспомощности людей, их подчеркнутой послушности, подчиняемости и отсутствии инициативы, которые неожиданно могут смениться бурными вспышками разрушительного или хаотически дурашливого «подросткового» возбуждения. На фоне регрессии возможны:

а) персонификация источника угрозы с переживанием образа врага либо наоборот — поиск всемогущего магического помощника;

б) при внутреннем запрете на проявление агрессии и враждебности — аутоагрессивные и суицидальные действия либо дальнейшее углубление регрессивного поведения (до возраста трех лет).

Как ни трагично это выглядит, нужно понять, что все это — «нормальная» реакции человека на чрезвычайную ситуацию, особое патологическое приспособление души и тела к травмирующему событию. Многие психологи полагают, что внутренние реакции человека на катастрофические события универсальны, различны лишь внешние, поведенческие реакции, которые в большей мере определяются культурными традициями, религиозными убеждениями человека, а также достигнутым им уровнем саморегуляции.

Роль субъективных факторов в развитии травматического стресса

На первый взгляд может показаться, что чрезвычайная ситуация — это случай тотальной власти ситуации над человеком, где индивидуально-личностные особенности теряют всякую значимость и перестают оказывать влияние на его переживания и поведение. Так ли это? Возможно ли в чрезвычайной ситуации иное, совладающее поведение человека?

Анализ большого массива феноменологических описаний поведения людей в экстремальной ситуации, теоретических и эмпирических исследований по данной проблеме (Ю.А.Александровский, Э.Линдеман, Л. А. Китаев-Смык, Н. Н. Пуховский и др.) позволяет утверждать: даже оказавшись в чрезвычайной ситуации, после первой реакции (фаза шока) люди начинают по-разному определять ее значение для себя, по-разному ведут себя и выходят из ситуации с различными психологическими последствиями.

В ряду объективных составляющих ситуации решающее значение приобретает степень неожиданности катастрофического воздействия. Чем оно менее неожиданно, тем у человека больше шансов успеть мобилизовать глубинные адаптационные резервы организма и «подстроиться» к уровню экстремальных требований ситуации (Пуховский Н.Н., 2000).

Из субъективных составляющих наиболее важны: определение степени опасности, стрессоустойчивости, осознанные волевые усилия. Люди различаются по возможности противостоять разрушительным факторам. Одни, к примеру, предрасположены к пассивному поведению, а другие — к активному. Шансы вторых выше, так как реализация активности (биологической, психологической и др.) увеличивает жизнеспособность человека.

Разрушительными в чрезвычайной ситуации являются такие состояния, как страх и чувства невозможности, безысходности, беспомощности. Так, по данным американских психологов люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях.

Факты эмпирических исследований свидетельствуют, что основную роль в направленности и интенсивности развития травматического стресса играет представление человека о своей возможности влиять на экстремальный фактор.

Особый интерес представляют данные о том, что индивидуальная выраженность неблагоприятных проявлений стресса в большей степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную роль. Так, в исследованиях Л. А. Китаева-Смыка, посвященных психопогии стресса, выделены три типа отношений человека к самому себе, которые оказывают принципиально различное влияние на его поведение в чрезвычайной ситуации.

1. Отношение к себе как к «жертве» чрезвычайной ситуации. Оно увеличивает разрушительность воздействия травматического пресса на личность. Люди, которые в чрезвычайной ситуации относятся к себе как жертве, демонстрируют пассивное поведение. Именно у них наблюдаются наиболее глубокие уровни фрустрационной регрессии.

  1. Отношение к себе как к «ценности, доверенной себе же» обеспечивает наибольшую сохранность личностных структур и проявления осознанной волевой активности. Как правило, такой тип отношения к себе проявляют люди зрелого возраста. Это те, у кого имеется опыт успешного переживания чрезвычайных ситуаций или специальная подготовка, направленная на обретение умений и навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Такая позиция чаще всего встречается среди опытных летчиков-испытателей, спасателей, бойцов специализированных подразделений, а также психологов-практиков, имеющих опыт работы с последствиями экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Однако она встречается и у людей, которые не получили специальной подготовки, но обладают развитым чувством собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства помогает им в критических условиях совладать с ситуацией и сохранить свою личность от распада.

  2. Отношение к себе как к одному из ряда людей бывает у лиц ответственных и хорошо знакомых с особенностями стресса. Это отношение сочетает в себе оба ранее описанных типа отношений, но при этом предполагает способность сопоставить проявления стресса у себя и у других людей, переживающих бедствие рядом. В чрезвычайной ситуации у людей с этим типом отношения к себе, как правило, возрастает чувство ответственности. Это приводит к снижению представления о себе как «жертве» и дает возможность противостоять разрушительным воздействиям.

Особую ценность для понимания факторов, обеспечивающих сохранность личности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, представляют книги В.Франкла, А. Коэна и Б. Беттельхейма. Все они подчеркивают, что сохранить свою личности в бесчеловечных условиях лагеря помогает «духовная установка»: «Человек свободен настроиться так или иначе; именно людям, не охваченным полностью эгоистическим страхом, которые сострадали своим сотоварищам, удавалось подавить в себе возбуждение и превозмочь свою апатию, сохранить в себе Человекаю

Эти исследователи отмечают и важность того, как сам человек определяет значение чрезвычайной ситуации, ее смысл для себя. Избежать «распада личности» удалось тем узникам концлагерей, «кто рассматривал лагерную жизнь не просто как тягостный эпизод своей жизни, а скорее как серьезное жизненное испытание.