Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методика работы с детьми Аутистами в музее..docx
Скачиваний:
50
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
48.24 Кб
Скачать

2. Методы Работы с детьми Аутистами.

В настоящее время психологическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма в России осуществляется преимущественно по следующим направлениям:

· игровая терапия;

· музыкальная терапия;

· арттерапия;

· хореотерапия.

Рассмотрим кратко каждое из этих направлений.

Игровая терапия (индивидуальные и групповые занятия)

Основной задачей индивидуальной работы является установление первичного контакта с ребенком. Преобладающей является тактика невербального взаимодействия. Постепенно, после нескольких сеансов, психолог начинает «присоединяться» к ребенку - его действия и речь становятся более активными. Результатом индивидуальных игровых сеансов является активная оринтировочно-исследовательская деятельность и, у некоторых детей, - спонтанная игра.

На втором этапе ребенок включается в малую игровую психотерапевтическую группу численностью 2-4 человека. По отношению к ребенку это либо дети более младшего возраста с лёгкими формами дезадаптации, либо более старшие здоровые или условно здоровые дети, которые не навязывают ему своего общения, а лишь предлагают формы альтернативного поведения. Со стороны младших детей - это спонтанная предметная или ролевая игра, со стороны старших - ещё и мягкая опёка. Тактика психолога остается по-прежнему недирективной. Детям предоставляется возможность спонтанной игры. Поведение больного ребенка лимитируется лишь требованиями обеспечения безопасности взрослого и партнеров по игре, законами этики и социальной приемлемости.

На третьем этапе ребенок переводится в большую группу, предъявляющую ему более высокие требования. Численность группы колеблется от 4 до 12 человек. Группа смешанная по возрастному и нозологическому составу; ядро группы - условно здоровые и здоровые дети - котерапевты. Поведение психолога становится более активным - он побуждает детей к игре, использует приёмы для блокирования неадекватных способов реагирования и закрепления адекватных. реакций. Основная особенность данного этапа - переход от одиночной предметной игры к игре в присутствии других детей и игре вместе с ними, вплоть до уровня «инициатора игр». Результатами данного этапа работы для аутичных детей являются переход к играм по правилам, эмоциональная вовлеченность, увеличение помехоустойчивости (к шуму, большому количеству людей и т.п.). Для здоровых детей положительным результатом является повышение креативности, гибкости в отношениях, принятии других, переход к полимодальной картине мира, повышение стрессоустойчивости.

Итак, большое значение в работе с аутичными детьми в России отводится игре. Она помогает раскрыть коммуникативный потенциал аутичного ребенка, направить его развитие в русло социального взаимодействия. В процессе игрового взаимодействия у ребенка формируется эмпатия, способность сопереживать, что оказывает положительное влияние на развитие диалоговых навыков ребенка. На занятиях дети обучаются игре, учатся ее расширять, осваивают альтернативные стили поведения, конструктивные способы разрешения конфликтов. Улучшается психоэмоциональное и психофизическое состояние ребенка, снижается эмоциональная напряженность, тревожность и агрессивность [40].

В зависимости от уровня развития ребенка в работе используются: сенсорные игры, манипулятивные игры, сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, подвижные игры, игры с правилами, арттерапия, сказкотерапия и др.

Музыкотерапия

Музыка в качестве терапевтического средства в интегральном процессе психотерапии обладает мощным психологическим воздействием. В музыкотерапии огромное значение имеет принцип удовольствия, обеспечивающий комфортное состояние клиентов в процессе занятий. Живая музыка, музыкальные инструменты, которые воспринимаются визуально и тактильно, обладают гораздо большим воздействием чем прослушивание музыкальных записей в домашних условиях.

Наиболее эффективно воздействие музыкотерапии на аутистов . Индивидуальные занятия обеспечивают установление и закрепление контакта, в большинстве случаев переходящего в категорию доверительного (смотрят в глаза музыкотерапевту, здороваются за руку, садятся на колени, трогают руками за лицо, улыбаются при встрече, и многое другое). В зависимости от уровня интеллектуального развития аутисты во время занятий:

· самостоятельно исследуют тембровые звучания музыкальных инструментов (клавишные, ударные, духовые), что способствует развитию их креативности;

· совместно с музыкотерапевтом выполняют движения под ритмическую музыку, при этом развивается концентрация внимания и чувство ритма, стимулируется подвижность и улучшение физического состояния;

· вовлекаются в совместную с музыкотерапевтом игру на ударных, клавишных и других инструментах в целях развития любознательности, креативности, группового взаимодействия и мелкой моторики. Исполнение музыкотерапевтом импровизированных вокализов стимулирует некоторых клиентов к совместному пению, что является первым шагом на пути к речевому диалогу [38].

Арттерапия

Арттерапевтические занятия существенно дополняют основные психологические методы работы и используют возможности искусства для развития личностного потенциала ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Позитивные изменения находят отражение и в рисунках этих детей, окружающий мир в них постепенно одушевляется - от изображения символов осуществляется переход к изображению животных, затем - людей. Путём образного и пластического самовыражения (рисование пальцами, кистью, фломастерами, лепка) ребенок проявляет свои творческие способности, развивает новые навыки и умения, получает возможность избавиться от страхов, обрести уверенность в себе и выстраивать партнерские отношения в наиболее щадящем режиме [37].

Хореотерапия

Занятия хореотерапией создают для ребенка развивающую среду и помогают ему научится адекватно вести себя в ней. Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими людьми, не приобретая при этом негативного опыта общения с ними. Отличительной чертой занятий хореотерапией является участие в них детей совместно с родителями, способствующее гармонизации их взаимодействия.

Вся коррекционная работа с аутичными детьми должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста).

Многим детям с аутизмом необходима дополнительная индивидуальная терапия, которая обычно осуществляется непосредственно в том учреждении, в котором ребенок обучается. Этот тип терапии оказывается действенным лишь в том случае, если он проводится в тесной взаимосвязи со всем комплексом лечебных мероприятий [31].

При разработке своей модели лечения детей с ранним детским аутизмом, наиболее близкой к гуманистическому и поведенческому направлениям в психотерапии, Л. С. Железняк, И. Б. Карвасарская, Н. Е. Марцинкевич (1993) исходили из ряда положений, которые могут быть сформулированы следующим образом. Индивид постоянно находится в процессе развития, причем чисто человеческие функции развиваются в соответствии с группо-динамическим опытом (Аммон (Ammon G.)), который накапливается в течение жизни, но наибольшее значение имеет опыт раннего детства. Развитие считается доступным терапевтическому вмешательству на любом этапе и независимо от форм его протекания. Авторы также понимают человека как целое, включающее здоровые и больные части. Наличие здорового потенциала предполагается у каждого индивида. В понимании поведения человека личностная интерпретация событий является наиболее важной. Учитывается, что поведение индивида определяется совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и личностной активности (Олпорт (Allport F. Н.)). Большое значение придается воле самого человека, и в таком понимании он становится активным участником терапевтического процесса. Авторы, как и большинство гуманистически ориентированных психотерапевтов, предполагают, что наиболее сильным в человеке является мотив самореализации, или максимального развития личностного потенциала.

Основная задача психотерапевта состоит, таким образом, не в устранении симптома как «мишени», а в поиске контакта со здоровыми элементами личности, их активации и за счет этого -- развитии общего потенциала личности в целом. Целям терапии может отвечать все поле социальных взаимодействий больного, а задачей психотерапевта, работающего в данном направлении, становится создание вокруг пациента социально активной среды. Новизну своего подхода авторы видят в применении на практике принципа «терапия средой плюс терапия среды», который заключается в том, что терапевтическое воздействие как на пациента, так и на его ближайшее окружение осуществляется социально активной средой, специально моделируемой психотерапевтом.

В практике детской психотерапии представляется эффективным моделирование среды, включающей сверстников пациента, играющих роль фасилитаторов коррекционного процесса. Сам же психотерапевт выступает в качестве агента изменения (катализатора), запускающего этот процесс и впоследствии осуществляющего контроль и наблюдение за ним.

У детей с тяжелыми психическими заболеваниями, ранним детским аутизмом в особенности, проблемы, связанные с функционированием в социуме, проявляются особенно ярко. Грубая дефицитарность общения, как первично, биологически, так и вторично, социально обусловленная, ведет к недоразвитию социальной адаптации и личности в целом. По мнению Л. С. Железняк, И. Б. Карвасарской, Н. Е. Марцинкевич, обеспечение общением (заполнение «коммуникативного резервуара», и в первую очередь его эмоциональной составляющей) является важным для таких детей. Причем коммуникативные навыки как база для гармоничного развития личности наиболее успешно формируются в случае предоставления ребенку возможности обучения взаимодействию на собственном опыте при поддержке ближайшего окружения и специалистов. Сформированная психотерапевтом среда по своим параметрам должна быть максимально приближена к естественной [5].

В соответствии с этими представлениями данными исследователями (Л.С. Железняк, И. Б. Карвасарская, Н. Е. Марцинкевич) была разработана методологическая схема поэтапной коррекции и активизации социального функционирования детей с ранним детским аутизмом и другими психическими заболеваниями.

Исходя из понимания человека как целостного биопсихосоциального образования, авторы признают, что на всех этапах наиболее продуктивной является комплексная работа по биологической, психологической и социальной коррекции. Предложенная методика -- лишь один из возможных вариантов использования психотерапии в системе лечения детей с ранним детским аутизмом.

Таким образом, у нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе здравоохранения). Однако, для целей абилитации детей с синдромом раннего детского аутизма необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь.

3. Музейная педагогика.

Одной из задач специалистов, работающих с особой категорией детей, является поиск конкретных путей для снижения уровня стигматизации в обществе и оптимизации социально-реабилитационных механизмов. Стигматизация со стороны окружения часто приводит не только к социальной изоляции ребенка, но и к социальной изоляции всей семьи.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную потребность у инвалидов в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку [40].

Исходя из этого, определение путей и форм социальной реабилитации специалисты видят через освоение нового интеграционного пространства. Причем, приоритетным направлением на сегодняшний день становится создание системы, ориентированной на целенаправленное приобщение детей к музейной педагогике, т.е. речь в данном случае идет о планомерных экскурсиях, предполагающих длительные контакты с конкретной группой детей.

Средства и способы реабилитации музейной педагогикой способны стать объединяющим фактором, способствующим вовлечению детей в процесс взаимного обучения и взаимодействия.

Итак, музейная педагогика является одной из нетрадиционных технологий, применяемых в нашей стране в работе с аутичными детьми.

Центральным для музейной педагогики на нынешнем этапе ее развития становится понятие музейной культуры посетителя-ребенка, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея, осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде и пр.

В широком смысле музейная культура - это наличие у ребенка музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Музей как социальный институт связан с самыми различными учреждениями культуры и образования.

Поэтому к проблемам музейной педагогики относится установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной, психологической, педагогической, медицинской деятельности.

В целом, к целям программы по музейной педагогике относятся: психосоциальная реабилитация детей с ранним детским аутизмом, общекультурное развитие, развитие коммуникативных способностей, поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям, их интеграция и реабилитация.

В соответствии с целями определяются следующие задачи программы:

· Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка, обучение родителей навыкам взаимодействия с ребенком в обществе.

· Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, в формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми.

· Формирование и стимулирование сенсорно - перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей с синдромом раннего детского аутизма.

· Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции, развитие базового доверия к миру.

· Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

· Раскрытие потенциальных творческих возможностей у детей, страдающих, нарушениями психического развития и мн. др.

Однако терапия искусством особых детей на базе общественных культурных учреждений в большинстве случаев пока не готова предлагать инвалидам никаких специальных образовательных программ. Социальная интеграция инвалидов невозможна без введения такого обучения. Но тесное взаимодействие музейных педагогов и психологов, работающих с аутичными детьми, позволяет решать конкретные психосоциальные задачи по минимизации социального отчуждения и развитию творческого потенциала особых посетителей.

Музейные педагоги являются своего рода посредниками между детьми и музейными предметами. Благодаря им осуществляется процесс общения ребят с «реальными вещами», постигается «язык вещей» и передаются знания о музейном предмете. Безусловно, такое сотрудничество не только социализирует, т.е. готовит к активной общественной жизни детей и подростков в различных сферах социальной жизни. Оно способствует оптимизации понимания личности детей с нарушенной коммуникацией, проявлению внимания и окружению заботой с ориентацией на те нормы и ценности, которые приняты в цивилизованном современном обществе.

В основе используемых методов работы с детьми лежат принципы гуманистической психологии, согласно которым адаптационное воздействие занятий художественным творчеством на психику ребенка понимается в связи с самой сущностью искусства. В музейной работе у искусствоведов не ощущается дефицита творческих решений, фантазий, нестандартных подходов. Они используют новые формы общения, которые пластично и красиво вводят особых посетителей в мир искусства, культуры и добра. К каждому ребенку здесь относятся как к полноценной личности со своими интересами и способностями.

Психологи и родители отмечают качественные изменения в эмоциональном и волевом развитии детей, у них появляется дополнительная возможность социального переноса полученного опыта в жизнь, происходит понимание прошлого, настоящего и будущего, осознание своего «Я». Происходят изменения в функционировании психических процессов, ощущения и восприятия, с точки зрения их базового развития.

Таким образом, музейная педагогика с ее межпредметной интеграцией, особой, неповторимой средой, является условием и средством успешности психического и социокультурного развития аутичных детей, где музей играет роль «возбудителя творчества». Принципы организации музейной педагогики позволяют использовать методы интерактивного освоения окружающего мира, что дает возможность наиболее эффективно стимулировать желание особых детей по-другому видеть, слышать, чувствовать, где искусство выступает как средство формирования, развития и выражения эмоций. Доступная, вариативная форма позволяет детям присваивать знания в свободном индивидуальном объеме и режиме.

Итак, искусство выступает в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры, развитию ценностных ориентаций, значительно расширяющего диапазон взаимодействия личности с обществом, формирующего механизмы самостоятельной оценки исторических пластов духовного опыта человечества, интерпретации зрительных образов, создающего в мире ребенка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.