Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
82
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
176.13 Кб
Скачать

4.3. Исполнение смысла: богочеловеческая любовь

В философии Соловьева выявилось следующее: человек приобретает свое досто- инство от задачи, которая на него возложена. Он должен и может действовать, как Бог, и на месте Бога. Трубецкой говорит об этом не так определенно. Но он видит со- вершенство человека и тем самым смысла человеческого бытия, как и Соловьев, в co- единении божественного и человеческого, в богочеловечестве: "[...] Итак, венец тво- рения - совершенный человек - вмещает в себе полноту Божеского, становится Бого- человеком; в этом и заключается разрешение основного вопроса жизни [...]"62.

Так же, как и Соловьев, Трубецкой придерживается точки зрения, что религиозная связь должна доказать свою истину и свою силу в социальном отношении, прежде все­го в преодолении эгоизма и утверждении бытия другого: "Первое, в чем должно обна­ружиться воссоединение твари с Богом и, соответственно с этим, - осуществление без­условного смысла и правды в мире, это - полное внутреннее преодоление тварного эгоизма, отказ твари от собственной воли и полная, беззаветная ее отдача себя Богу. Это - решимость не иметь собственной жизни, а жить исключительно жизнью боже­ственною, стать сосудом Божества»63 .

И такая отдача себя Богу в объединении с волей Божьей проявляется в конце кон­цов в утверждении всех людей. "Если Бог есть жизнь, то Он должен открыться в мире, как любовь, все наполняющая жизнью. Иначе эта любовь явиться в мире не может"64.

5. Смысловое явление как коммуникативное явление

Очевидно, что оба философа черпают материал из одного духовного мира и разви­вают свои мысли в рамках вдохновленного религией, но критически рефлектирующе­го и обусловленного мышления. Мысли о всеединстве и богочеловечестве у обоих иг­рают главную роль. Но вряд ли в работах более молодого Трубецкого найдется хоть одна прямая ссылка на Соловьева. Трубецкой развивает свои мысли самостоятельно. Так как он посвящает смыслу жизни целую книгу, он, естественно, более основатель­но и систематично размышляет о содержании смысла в понятии "смысл", нежели это делает Соловьев. При этом Трубецкой действует очень аккуратно, шаг за шагом по­казывая, когда он исследует структуры сознания; в религиозных выводах, напротив, его стиль мышления скорее утверждающий; он выражает свою религиозную убеж­денность, но нет каких-либо попыток с помощью аргументов или примеров подвести рассуждения к религиозному содержанию; итак, остается только позволить убедить себя в обоснованности постулатов.

В качестве существенного соответствия между Соловьевым и Евгением Трубец­ким следует привести тот факт, что у обоих смысл определяется как явление свободы. Явление смысла - это предложение другой свободе действия свободы. Именно поэто­му смысловое явление - это явление коммуникации или языка. Говорение - это сооб­щение смысла.

Формально все определения понятия "смысл" интерпретируются как предоставле­ние и как требование утверждения. Смысл - это то, что говорит мне "да" и позволяет мне сказать "да". С точки зрения содержания, смысловое явление чаще всего описы­вается с помощью религиозных понятий - таких, как мир, справедливость, любовь, как действия с Богом или как Бог, как богочеловеческие действия.

Для Соловьева и Трубецкого объяснение смысла посредством религиозных поня­тий естественно. Но они находят это объяснение в описании и толковании опыта, ко­торый с философской точки зрения можно описать как общечеловеческие действия. Все поистине человеческое соприкасается с божественным. Но это прикосновение не должно ощущаться или быть принятым. Сущности Бога принадлежит то, что он предоставляет человеку полную свободу услышать его "голос" среди всех видов смыс­ла, с которыми сталкивается человек. Решающим становится то, что человек вообще воспринимает смысл как ориентир и как добро, как нечто безусловно обязательное с этической точки зрения.

Это как раз то определение безусловного, в котором содержится религиозный фактор человеческих действий как самого глубокого их смысла, но так, что он не на­вязывается, а целиком превращает признание в решение человека. Смысл — это то, что безусловно каса ется человека. Момент безусловного в нем может, но не должен толковаться с религиозной точки зрения.

Логично, что присущая всем формам смысла основная черта — утверждать и про­сить утверждения или согласия - проявляется также во всех содержательных опреде­лениях, которые Соловьев и Трубецкой находят для понятия "смысл". Наиболее четко это проявляется в определении смысла жизни как любви. Любить человека означает признавать за ним безусловное значение, ценить его, утверждать его как его самого. Соловьев сам выражает взаимосвязь любви и утверждения: "Признавать безусловное значение за данным лицом или верить в него (без чего невозможна истинная любовь) я могу, только утверждая его в Боге [...]"65.

Перевод с немецкого А. Хорошевой