Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
законы хаммурапи тгпзс.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
99.33 Кб
Скачать
  1. Семейное и наследственное право.

Брак в соответствии с законом зак­лючался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты после предварительного согласия на брак дочери и получения выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал свое обязатель­ство, то принуждался оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж имел право востребовать свой выкуп за невесту с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частя­ми, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включений в договор оговорки, лишающей мужа права продавать ее за свои долги (ст. 151).

Развод был упрощенным только для мужа. Жену, изме­нившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог поми­ловать и любовника) Бесплодную жену муж был вправе поки­нуть, дав ей выкуп и вернув приданое. Только длящаяся изме­на мужа, который уходит из дома и «очень позорит жену», да­вала последней право на развод, она уходила в дом отца со сво­им приданым.

Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми.

Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела бо­лее высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нару­шение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175-176). Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого «за се­ребро», а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171). Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой.

Считался возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становились свободными. Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщи­на, ее дети также считались свободными. Только в случае смер­ти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом пе­реходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (напри­мер, между мачехой и пасынком).

«Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему «не ка­сайся меня», то следует исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца" (ст. 142). Если она не це­ломудренна и «ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду». Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям (ст. 162).

В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блуд­ницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «любимому сыну» (ст. 150). Тем не менее закон ограничивал власть отца. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдо­вьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследника­ми в том случае, если их отец признавал их наследниками в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни счи­тались свободными.

Хотя полигамия допускалась, но она не была господствующей формой семейных отношений, и мать в семействе занимала весьма почетное место, так что во многих документах имя матери стоит даже прежде имени отца. По закону сын, оскорбивший свою мать, подвергался более тяжкому наказанию, чем за оскорбление отца. Нарушение супружеской верности подлежало наказанию, для женщины более тяжкому, чем для мужчины.