Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психическая энергия - Рудзитис Р.Я..docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
430.23 Кб
Скачать

XXI.19. Кузница воли

Если напряженное состояние может вызвать непроизвольное проявление энергии, сделать человека бодрым и жизнерадостным, то тем более сознательный приказ воли может увеличить ее запас. По существу, "воля есть лишь одно из проявлений психической энергии" (Агни-Йога, 540).

Истинно, воля – огненный меч человеческого сознания.

Человек, каким бы одаренным он ни был, достигнет не многого, если его воля не будет постоянно активной, инициативной. Даже у обладателя большой силы воли она может заснуть в благополучии и бездеятельности. Человеку, если он действительно хочет быть достойным своего имени, необходимо всегда чувствовать полную ответственность за импульсы воли. Свободная воля дана человеку, чтобы он направлял ее лишь во благо эволюции, но увы! – как часто она унижает его, уводит с пути прогресса.

Все учителя жизни указывали, что волю нужно закалять, обострять и одухотворять, наряду с утончением сознания. Много сказано о приемах воспитания воли. Делай именно то, что тебе не нравится или в данный момент не хочется. Постоянно экспериментируй над собой, испытывай волю в различных условиях. Сознательно, мужественно и терпеливо переноси все и борись с повседневными препятствиями. Стремись спокойно преодолеть жизненные невзгоды и превратности судьбы.

"Степень мужества испытывается по силе опасности. Истинное мужество крепнет по напряжению опасности" (Сердце, 484).

Все же тот, у кого стимул воли не силен, быстро забывает все доводы о пользе борьбы с собою, о режиме жизни, если они не заложены глубоко в сердце. Поэтому сам закон эволюции приходит человеку на помощь. Лучшие методы воспитания воли преподносит суровая школа ежедневных обязанностей: многочисленные разнообразные, запутанные и неожиданные жизненные ситуации, подвижность обстоятельств, которые иногда требуют проявления всех сил и находчивости, напряженный ритмический труд, стремление к красоте жизни и желание оказать помощь ближнему.

Но лишь высокий дух, говорит Агни-Йога, умеет гармонизировать свободную волю с психической энергией. Ибо ему ведом наивернейший метод укрепления воли: преданное общение с Высшим Принципом эволюции, или согласованность своей воли с Волей Космической.

XXI.20. Мужество и дерзание

Нужно ли еще повторять, что мужество и бесстрашие – мощный молот, который высекает из наковальни самые сильные огненные энергии, в то время как боязливость, напротив, может эти энергии потушить. Истинное мужество связано с радостью сердца. Какой подвиг может совершаться в унынии? Сестра мужества – дерзновенность. В моменты великого дерзания человек словно облекается в мощные энергии, в искрящуюся, пламенную броню, и, кажется, тогда ему никакие тревоги и опасности не страшны. Поэтому напрягайтесь в дерзании, говорит Агни-Йога, ибо в этом источнике заключено так много мощной силы.

XXI.21. Трудности и потрясения

Мудрецы всех народов призывали мужественным сердцем встречать тягости и страдания, не бояться бед и невзгод, или того, что мы называем ударами судьбы и притеснениями, ибо все это может оказаться благословением для нашего духовного развития, выдавливая "из недр наших огни новые" (Мир Огненный, ч. I, 10). Особенно при больших потрясениях, иногда при тяжелых болезнях, могут начать действовать наши огненные энергии.

Мы уже упоминали, что маленькие беды, уныние уменьшают и уничтожают человеческую энергию, но многие наблюдали или испытали на себе, что большое горе, сильное потрясение нагнетает и усиливает ее. "Ведь не особые события настолько отягощают сердце, как цепи малых соринок дня. Это очень нужно запомнить, ибо великие события даже могут давать особый прилив психической энергии" (Сердце, 313).

"Можно заметить, что особо большие потрясения иногда гораздо меньше разрушают организм, нежели малые. Причина в том, что при больших потрясениях начинает особенно действовать психическая энергия, являя мощную защиту. <...> Давно сказано, что в больших потрясениях дух крепнет и сознание очищается. Но в таких процессах главным фактором будет всеначальная энергия. Потому не будем огорчаться, если она чем-то приводится в действие. <...>

Поразительно наблюдать, как утеснения и гонения умножают силы" (Братство, 240).

"Даже некоторые болезни излечиваются потрясением. <...> Существует много рассказов, как смертельная болезнь получала помощь лишь благодаря опасности. Сколько раз параличные выбегали из горящего дома. Сколько раз внутренние поражения исцелялись, ибо центр устремлялся по иному направлению" (Аум, 528). Также человек может неожиданно вернуть себе здоровье в ликовании радости.

Характерно, что именно в самые немилые часы, "на краю бездны", в человеке воспламеняются необычные силы, все его чувства обостряются и сознание, как стрела, стремится пронзить препятствие.

"Закалка меча, среди пламени под ударами молота, будет лучшим образом для укрепления психической энергии" (Агни-Йога, 602).

Спокойная же, благополучная жизнь, так называемое земное счастье, о котором мечтают и которое так радует обычного человека, чаще всего становится тушителем огней.

Когда я думаю о сильных потрясениях, о том, как воля и воспламенение огненной энергии одерживают над ними победу, вспоминаются несколько случаев из жизни.

Шведский врач Аксель Мунте, путешествуя по горам Италии, был застигнут лавиной и сброшен в ущелье, где долго пролежал без сознания и, наконец, придя в себя, с трудом дополз домой. Оказалось, что его искалеченные ноги поражены гангреной и уже почернели. Его друг – хирург собирался сделать ампутацию. Он долго колебался, трудно было лишать возможности передвижения такого огненного человека, как Мунте. Проходит день, он видит, болезнь не прогрессирует и, наконец, совершенно исчезает. Такие яркие случаи проявления психической энергии неоднократно бывали в жизни Мунте.

Другой пример. Герой "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого, всем известный летчик Алексей Маресьев, человек с исполинской волей и непреклонностью, наш современник. В воздушном бою с немцами его самолет упал среди леса, на сосны. Ноги летчика были искалечены, он несколько дней полз по снегу в лесу и отморозил их. Когда Маресьев попал в больницу, ноги ему ампутировали. Для него изготовили протезы. Громадным напряжением воли он часами делал гимнастику, научился не только ходить, но и бегать и даже танцевать. Протезы понемногу будто срослись с импульсами его тела. Наконец, ему разрешили снова управлять самолетом.

Разумеется, это не единичные случаи. Мы знаем скульптора, также одаренного необычной энергией, он любит путешествовать – на протезах. В жизни мы встречали немало примеров побед человеческой воли или психической энергии.

Отметим также, что и преследование обостряет и укрепляет скрытые в человеке огненные силы. Если рассмотрим яркие примеры древности и современности, то увидим, что притеснения в конце концов приводят к противоположным результатам, к триумфу и бессмертию преследуемой истины. Ибо огненные зерна мыслей, посеянные в сознания людей и в пространство, не умирают, но прорастают и умножаются.

Поэтому не случайно Агни-Йога называет гонения ускорением пути или восхождения. Вспомним хотя бы итальянского монаха Кампанеллу, которого двадцать семь лет держали в заточении в неаполитанской тюрьме. Сам лишенный солнечного света, он был просветлен "сиянием государства будущего", и увидел свой "Город солнца".

Другой монах, Роджер Бэкон, долгие годы провел в тюрьме, где упорно занимался исследованиями в области физики и написал оптимистическую книгу о том, как оградить себя от старческих болезней*.

Вспомним Джордано Бруно, львиный дух которого не сломили восемь лет заточения, и он мужественно взошел на костер. И сколько еще было других мучеников человеческого прогресса, выдающихся исполинов духа и общественных деятелей, которые в заключении создавали, быть может, свои лучшие труды.

Вместо того чтобы духовно погаснуть, поникнуть в унынии, эти мужественные люди, в тюремном одиночестве, в духовной концентрации и беседе со своей путеводной звездой нагнетали энергию до высшей степени. Свою судьбу они воспринимали не как мученичество или страдание, подобно рядовому человеку, но как новую ступень жизни, полную напряжения, для восхождения на благо человечества.