Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

СМИ / Первичный обзор ситуации в российских СМИ

.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
55.3 Кб
Скачать

Первичный обзор ситуации в российских СМИ (ноябрь 2000)

Раздел III

СМИ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Следует отметить, что в ноябре конфликты СМИ с исполнительной властью происходили значительно чаще, чем с законодательной (ориентировочно 70% и 30%). Причем конфликты с законодательной властью сводились к искам о защите чести и достоинства, направленным в суды депутатами различных уровней.

Исполнительная власть, как и ранее, генерировала конфликты со СМИ, применяя все 5 известных типов давления, сформулированных ФЗГ:

1) косвенное административное, при котором представители власти формируют собственные структуры для воздействия и контроля за СМИ, либо воздействуют на СМИ иными методами, не имеющими под собой законодательной базы; 2) прямое административное, при котором независимые СМИ подвергаются немотивированным проверкам, в том числе финансовым, либо прямым угрозам со стороны представителей властных структур; 3) юридическое, при котором СМИ вынуждены отстаивать свои интересы в судах; 4) криминальное, при котором те или иные структуры организованной преступности, состоящие в коррупционных связях с представителями власти, применяют физическое воздействие на журналистов и руководителей независимых СМИ. Отдельным пунктом следует выделить ограничение доступа к информации.

1. Примером косвенного административного давления в ноябре может быть случай, описанный в “Московском комсомольце”.

1 ноября главный редактор газеты “Московский комсомолец” во Владивостоке” Артур Хачатрян и представители армянской диаспоры в Приморском крае были вызваны губернатором Приморья Евгением Наздратенко, который сообщил, что на них “обрушится вся мощь … силовых структур”, если “МК” во Владивостоке” продолжит публикацию критических материалов о положении в крае. Более того, по имеющейся у газеты информации, губернатор намерен осуществлять цензуру публикаций с помощью собственной пресс-службы.

Высказывания губернатора противоречат некоторым пунктам Конституции и Закона о СМИ. Согласно пункту 5. ст.29 Конституции РФ, “свобода массовой информации гарантируется. Цензура запрещается”, а в соответствии со ст. 3 Закона РФ о СМИ: “создание и финансирование организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается”. Таким образом, в соответствии с законом, пресс-служба, финансируемая из губернского бюджета, не может осуществлять цензуру ни в каком виде.

2. Прямое административное давление проявлялось в разных формах, однако оно неизбежно строилось на неких подзаконных актах, нередко противоречащих основному законодательству. В качестве одного из примеров, зафиксированных в Мониторинге ФЗГ, можно привести ситуацию, о которой рассказала газета “Коммерсант”.

4 ноября в Москве прекращено вещание кабельного телевидения “Проспект Вернадского”. Представители компании “Мостелеком” в сопровождении вооруженных милиционеров явились в студию и раскоммутировали приемно-передающее устройство. Сотрудники “Мостелекома” обосновали данные действия тем, что мэр Москвы Юрий Лужков распорядился переподчинить все кабельные сети в городе именно им.

3. Юридическое давление.

По информации, полученной службой мониторинга ФЗГ, к журналистам и СМИ на протяжении прошедшего месяца было предъявлено 19 новых судебных исков на общую сумму 6 351 558 рублей. Из этих и поданных в предыдущие месяцы исков рассмотрено 18. Из них удовлетворено 12. В качестве денежной компенсации морального вреда взыскано 33 100 рублей.

Основной формой юридического давления на представителей редакций, как и в октябре, оставались иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленные к журналистам и редакциям. Однако в ноябре имеются зафиксированные примеры, когда СМИ удавалось справиться с юридическим давлением и отстоять в суде свои права.

Как сообщила газета “Столица С”, 9 ноября в Ленинском районном суде Саранска состоялось судебное заседание по иску бывшего председателя совета министров Мордовии Василия Учайкина к редакции газеты “Столица С”. Поводом для обращения в суд стала публикация 24 февраля 2000 года интервью директора Федеральной службы налоговой полиции РФ Дмитрия Солтганова, в котором рассказывалось об аресте в 1992 году жены истца (ныне покойной). Истец просил суд взыскать с редакции денежную компенсацию морального вреда и обязать газету опубликовать опровержение. Рассмотрев материалы дела, суд отказал В. Учайкину истцу в удовлетворении исковых требований.

В суде редакцию газеты “Столица С” представлял юрист регионального отделения Фонда защиты гласности Евгений Черентаев.

4. Криминальное давление в ноябре значительно усилилось. Если в столице власть предпочитает применять административное давление, то в регионах с представителями независимых СМИ чаще всего расправлялись именно при помощи криминального воздействия.

На протяжении ноября службой мониторинга ФЗГ зафиксировано:

6 случаев гибели журналистов: Сергей Логинов, телекомпания “Лада ТВ” (Тольятти); Игорь Савин, газета “Современник” (Жуковский, Московская область); Адам Тепсуркаев, стрингер (Чечня); Павел Асаульченко, оператор австрийской телекомпании “Австрийское телевидение” (Москва); Николай Карманов (Ярославская область); Раиф Абляшев (Кунгур, Перская область);

4 случая нападений на журналистов: Леча Салигов (Дедовск, Московская область); Валерий Громак (Калининград); Сергей Шебалин (Электросталь, Московская область); Игорь Лобачев (с. Мирошники, Котовский район Волгоградской области);

2 случая нападения на редакции: газета “Интер” (Волгоград); газета “Любытинские вести” (пос. Любытино, Новгородская область);

1 случай угрозы в адрес журналиста: Артур Хачатрян, (Владивосток).

Самым неожиданным и беспрецедентным по своему характеру стало самосожжение главного редактора газеты “Современник” из города Жуковского (Московская область) Игоря Савина. 31 октября он облил себя горючей смесью и поджег под окнами собственной редакции, а 8 ноября в клинике имени Склифосовского скончался от полученных ожогов.

И. Савин был доведен до самоубийства травлей, организованной местными чиновниками на волне прошедших в сентябре этого года выборов мэра города. По признакам преступления, предусмотренного статьей 110 УК РФ (“Доведение до самоубийства”), совершенного чиновниками городской администрации подано заявление в прокуратуру Московской области о возбуждении уголовного дела. Заявление подал юрист и руководитель правозащитной организации “Восход” Евгений Бобров.

К сожалению, про случаи прямого криминального устранения журналистов в России уже не говорят, как о беспрецедентной ситуации.

В ночь на 3 ноября в реанимационном отделении тольяттинского Медгородка скончался главный редактор местной телекомпании “Лада ТВ” Сергей Логинов. По словам родственников журналиста, когда он закрывал дверь гаража, в нее ударил проезжавший мимо автомобиль. От удара о дверь и металлическую балку в гараже С. Логинов получил тяжелейшие травмы головы. “Скорая помощь” доставила пострадавшего в больницу, где ему были сделаны две нейрохирургические операции, но он так и не вышел из коматозного состояния. Происшествие с С. Логиновым вызвало особый общественный резонанс, потому что эта утрата стала второй в войне тольяттинской мафии против журналистов. Месяц тому назад возле подъезда своего дома был расстрелян генеральный директор телекомпании “Лада ТВ” Сергей Иванов. Представители независимых СМИ Тольятти утверждают, что убийства Иванова и Логинова были инспирированы высшими чиновниками местной администрации, так как “Лада-ТВ” вещала в метровом диапазоне, имела значительное количество зрителей, и тем самым могла оказывать серьезное влияние на потенциальных избирателей. Руководству “Лады-ТВ” неоднократно предлагали реструктурироваться и разделить свой бизнес с представителями местной администрации, но они отказались, предпочтя независимое положение.

Не гнушаются противники СМИ и такими акциями, как уничтожение редакционно-издательского комплекса нелюбимой газеты.

7 ноября в Волгограде между 18 и 19 часами неизвестными лицами был произведен поджог редакции волгоградской еженедельной газеты “Интер”. По информации, полученной от главного редактора газеты Ефима Шустермана, злоумышленники проникли во внутренний двор, окруженный каменным забором, вырезали в оконных стеклах два отверстия, через которые бросили внутрь помещения четыре пластиковых бутылки с горючей смесью и два факела. Эти обстоятельства были установлены в ходе предварительного осмотра места происшествия представителями органов пожарной охраны и следствия. В результате пожара полностью выгорело помещение, которое использовалось в качестве рабочей комнаты для шести журналистов редакции, а также приведен в нерабочее состояние кабинет заместителя главного редактора. Уничтожены ряд документов, вся имевшаяся в комнате оргтехника, мини-АТС редакции, выведено из строя электроснабжение всего здания. По результатам осмотра места происшествия возбуждено уголовное дело, расследованием которого будет заниматься прокуратура Центрального района Волгограда. Главный редактор оценивает нанесенный редакции ущерб не менее чем в 300 000 рублей. Органы следствия пока никаких конкретных версий поджога не выдвинули. По словам главного редактора “Интера”, причиной этой преступной акции стала именно политическая позиция газеты, которую она занимает как вообще, так и в проводимой в Волгоградской области избирательной кампании по выборам губернатора в частности. В ходе этой кампании газета “Интер” подвергала резкой критике основных кандидатов в губернаторы, за которыми стоят финансово-промышленные группы, олицетворяемые “Лукойлом” (ныне действующий губернатор Н. Максюта) и “Сибурнефтью” (промышленник О. Савченко).

Все случаи криминального насилия против журналистов, зафиксированные в мониторе Фонда защиты гласности, отражены на Интернет-сайте в разделе Мониторинг нарушений прав прессы (http://www.gdf.ru/old/monitoring/index.html).

5. Отказы в предоставлении информации.

Несмотря на то, что в соответствии со ст. 39 Закона РФ “О средствах массовой информации”, руководители органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс - служб либо другие уполномоченные лица обязаны предоставлять запрашиваемую редакцией информацию в пределах своей компетенции, в последнее время участились случаи, когда чиновники отказывают журналистам, пользуясь, тем, что последние не досконально знают свои права.

В ноябре было зафиксировано 17 случаев отказа журналистам в доступе к информации, в том числе: запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях.

3 ноября в Смоленске журналисты не были допущены на открытое судебное заседание Ленинского районного суда, где рассматривалось дело по обвинению в клевете журналиста радиостанции “Весна” Николая Гошко. Уголовное дело было возбуждено по заявлению главы администрации Смоленской области Александра Прохорова, его заместителя Юрия Балбышкина и бывшего прокурора области Виктора Заболоцкого после сообщения Н. Гошко о причастности первых лиц области к убийству президента радиостанции “Весна” Сергея Новикова.

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ: Статья 123 Конституции РФ, статья 18 Уголовно-процессуального кодекса устанавливают, что судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа гласности. Уголовно-процессуальный кодекс не содержит в себе упоминания о “частично” закрытых заседаниях. Ограничение принципа гласности (объявление заседания закрытым) возможно только на основании строгого соблюдения предписаний Федерального закона.

Удалить из зала судебного заседания можно только свидетелей, заявленных сторонами, либо в ходе судебного заседания можно удалить нарушителей порядка в зале судебного заседания после вынесения им одного предупреждения.

Таким образом, действия судьи противоречат не только вышеуказанным нормам права, но и положениям статьи 19 Конституции: “… Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина,… независимо от … должностного положения …, а также других обстоятельств”.

Почему на открытом судебном заседании могут присутствовать любые лица, независимо от их профессии и должностного положения, но не могут журналисты?

Оглавление