Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гуревич П.С. Культурология. 3-е изд. - М., Омега-Л, 2012. - 427 с..doc
Скачиваний:
226
Добавлен:
26.08.2013
Размер:
2.51 Mб
Скачать

Глава 15. Природа и культура 323

  1. Мир органики 323

  2. Поэтизация природы 325

  3. Типы отношения к природе 326

  4. Воспевание природы 329

  5. Познание природы 334

  6. Эксплуатация природы 335

Литература 341

Глава 16. Культура и информационное общество ... 342

  1. Грандиозный переворот 342

  2. Компьютерная революция 351

  3. По меркам человека? 357

Литература 360

Глава 17. Проблема культурной идентичности 361

  1. Культуры и народы 361

  2. Механизм уподобления 370

  3. Этноцентризм 3/3

  4. Маргинальность 378

  5. Национализм как феномен 380

  6. Разноэтнический класс 384

  7. Концепция мультикультурализма 387

Литература 392

Глава 18. Постмодернистская культура ....; 393

  1. Поздний модерн 393

  2. Симулякр 405

Литература 409

Глава 19. Нигилизм как феномен современной

КУЛЬТУРЫ 410

  1. Появление слова 410

  2. Нигилизм Ницше 413

  3. Современный нигилизм 422

Литература 427

ВВЕДЕНИЕ

Во французском соборе верующие выстраиваются в очередь, чтобы священник положил облатку им на язык, произнеся при этом: «Тело Господне». Перед рассветом члены мусульманской семьи в Малайе совершают ритуальное омовение, раскладывают молитвенные коврики и начинают молитвы Аллаху. В деревнях Южной Индии женщины почтительно натирают цилиндрический камень молоком и драгоценной пастой из сандалового дерева и приносят ему в дар цветы. Монахи дзэн-буддистского монастыря в Японии сидят, скрестив ноги, выпрямив спину, в полном молчании, лишь изредка нарушаемом летучей мышью, падающей им на плечи. На горе в Мехико мужчины, женщины и дети, которые без пищи и воды плясали в течение нескольких дней, приветствуют пролетающего над их головами орла, дуя в маленькие деревянные свистульки, висящие у них на шеях. У реки в Айове сидит молодая женщина с закрытыми глазами и молится мирозданию о том, чтобы вся ее жизнь имела какой-то священный смысл.

Еще в глубокой древности люди поняли, что иные культуры живут по-другому. Первый же человек, попавший в чужое стойбище, обнаруживал, что не может ни говорить с чужаками, ни понимать увиденное, т.е. осознавал факт культурного своеобразия. И если ему посчастливилось вернуться домой живым, эти темы ложились в основу долгих разговоров у костра. Большинству людей нравятся истории о необычном поведении чужестранцев. Им интересно узнавать и о далеких землях, и об удивительных людях. Истории о чужих обычаях всегда служили излюбленной темой людских бесед. Им внимали со смешанным чувством самодовольства и тайной завистью, которая составляет прелесть разговоров в узком кругу. Великий историк античности Геродот значительную часть «Истории» посвятил тому, что мы сегодня назвали бы описанием культуры.

/

8

На принадлежащих Индии Андаманских островах в горных тропических лесах обитают негроидные племена. Они сохранили первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охотой. Эти племена, особенно племя джарва, избегали всяких контактов с поселенцами Андаманов, не пускали их на свою территорию. Поэтому индийские власти объявили районы обитания племени заповедными и закрытыми для посещения и лесоразработок.

Конечно, ученых-антропологов, изучающих проблемы происхождения и эволюции человека, не могла не привлечь уникальная возможность познакомиться с племенами, их образом жизни. Они стали регулярно посещать эти районы, оставляя на пляжах подарки племенам — ткани, гроздья бананов, пакеты риса. Однако несколько десятилетий подряд все дары отвергались: их попросту выбрасывали в море. Лишь в феврале 1974 г. одна из групп джарва приняла подарки от чужих людей. Затем контакты стали постоянными. Джарва брали привозимые подарки, а команде судна выносили лесные плоды. Непреодолимая ранее стена отчуждения, страха и недоверия наконец-то рухнула. Наладились контакты, а с ними состоялась и встреча двух культур.

Это событие может показаться незначительным, хотя на самом деле оно имеет огромный интерес: две разные культуры, одновременно существующие на земле, вступили в общение — культура патриархальная и культура современная.

Почему мы проводим разграничение между культурами? Ведь они не разделены тысячелетиями. Обе культуры существуют сегодня, но почему же «современной» мы называем только одну из них?

Обратите внимание: при сопоставлении подразумевается, что культура в целом непрерывно развивается, меняет свой облик, отражая образ изменяющегося мира. Если же она остается неизменной, то мы называем ее «древней», «патриархальной».

Но насколько справедлива такая оценка? Разве мы знаем определенно, в какой культуре человек чувствует себя свободно, счастливо? Если принять за точку отсчета современный быт, тогда древние культуры вполне очевидно уступают нашей. Нынешняя культура использует достижения науки и техники. Она создает уют и благоденствие. Лучше жить в благоустроенной квартире с компьютером и телевизором, нежели в пещере. Че-

9

ловек современного мира пользуется плодами новейших технологий: он смотрит телевизионные матчи одновременно с десятками миллионов других людей, он звонит по сотовому телефону, он осваивает компьютерную технику. Отсюда рождается понятное снисходительное отношение к патриархальной культуре: мол, там люди были лишены всего этого.

В какой мере, однако, можно доверять такому взгляду? Не скрыто ли здесь неоправданное высокомерие? Современные люди называют первобытных охотников «дикими». Еще бы: они располагали лишь топором, копьем да луком. То ли дело у нас — атомные станции, ракеты, космические корабли. Нужны ли еще доказательства нашего превосходства? Но оказывается, что охотиться на мамонта с копьями и топором гораздо труднее, чем нажимать кнопки на автоматическом устройстве. Можно сидеть возле электронно-вычислительной машины и быть при этом' умственно недалеким. Предположим, что первобытные люди были инициативными, мужественными, ловкими и сообразительными.

А что если посмотреть на нашу современную жизнь глазами древнего человека? Наверняка многое в ней вызовет удивление и недоумение. Древний человек жил в соответствии с ритмами Солнца, укладывался спать, когда темнело. Мы же разрушили это соответствие, согласие с природой. Более того, естественная среда оказалась предельно преобразованной. Лишь в специальных пробирках остался тот чистый воздух, которым когда-то дышали наши предки. Мы сохранили только крошечные оазисы нетронутой девственной природы. Загрязнены светлые воды рек, морей и даже океанов.

На земном шаре множество культур. И все они уникальны. Возьмем для примера исследование культуролога-антрополога Рут Бенедикт (1887—1948). В книге «Хризантема и меч», посвященной японской культуре, автор провела различие между «культурой вины» и «культурой стыда». Западная культура, по ее мнению, вполне может считаться «культурой вины». Те, кто живет в пространстве этой культуры, способны испытывать отрицательные чувства и состояние низкой самооценки наедине с собой. Конечно, все это не исключает возможности общения с психоаналитиком или проповедником, или просто случайным

10

попутчиком. Но все же речь идет о способности самостоятельно снять внутреннее напряжение.

Другая ситуация наблюдается в «культуре стыда». Она основана на страхе перед внешними санкциями, и поэтому ее можно назвать «культурой внешних переживаний». Представим себе такую картину. Американские бизнесмены приезжают в Японию, чтобы заключить договор о совместном проекте. На публичном совещании японцы высоко оценивают предложение и готовы подписать договор. Но в частной беседе выясняется, что никто из японцев и не помышляет о том, чтобы приступить к делу. Почему? Проект показался им слабым и непроработанным. Но подвергнуть представленные материалы критике публично — значит поставить человека в позорную ситуацию. Главное, чтобы никто из участников переговоров не «потерял лицо». Что касается американцев, то они приняли первоначальные оценки как подлинные.

В качестве одной из возможных трактовок культуры Р. Бенедикт предложила ее понимание как относительно определенной совокупности предписаний для личности, сопряженной с ее душевной организацией и возможностями самореализации. Она отмечала, что культура стыда не признает исповедей, даже перед богами. «Стыд — это реакция на критику других людей». Это чувство испытывают, попав в смешное, неловкое или позорное положение. Но еще больше такое состояние тяготит тех, кто боится оказаться в подобной ситуации. Это сильная санкция, которая всегда предполагает наличие какой-то аудитории, пусть даже воображаемой.

Культура многолика. Ее содержание кажется неисчерпаемым. Возьмем наугад описание культурных феноменов в разных культурах. Сначала о земледельческих народах. Для них было важно периодически вспоминать первичное событие, которое явилось основой современного им образа жизни человека. Вся их религиозная жизнь состояла в некоем воспоминании, увековечении. Считалось, что люди должны остерегаться того, что произошло прежде.

В древнегреческом мифе Орфей, великий поэт и музыкант, очень любил свою жену Эвридику, и когда она, ужаленная змеей, умерла, поэт отправился в царство теней умолять Персефону, богиню мертвых, вернуть ему ту, которая была ему так дорога.

11

И вот от звуков его лиры все препятствия исчезают сами собой. Тени умерших прекращают свои занятия, они забывают свои терзания, чтобы принять участие в его горе. Эвридике разрешено уйти с Орфеем, однако с условием, что он не посмотрит на нее до тех пор, пока не выйдет из царства теней. Но в ту минуту, когда они уже прошли через все препятствия, когда им оставалось сделать лишь один шаг, чтобы выбраться из подземного царства, Орфей забыл свою клятву и обернулся, чтобы посмотреть на Эвридику. Она протягивает ему руки, Орфей хочет ее обнять, но она вновь исчезает в мрачном подземелье.

Великий философ Древнего Китая Конфуций, странствуя в окрестностях горы Тайшань, повстречал человека, который бродил по чэнским полям. Накинув на себя оленью шкуру, подпоясавшись веревкой, он играл на цине и пел.

  • Чему вы так радуетесь?

  • Я многому радуюсь, — ответил тот. — Небо породило тьму тварей, и драгоценнейшая из них — человек. А мне довелось родиться человеком: вот первая радость. Между мужчиной и женщиной есть различие: мужчину почитают, женщиной не брезгуют, поэтому мужчина выше ценится. Мне же довелось родиться мужчиной: это вторая радость. Бывает, человек не успевает прожить дня или месяца, умирает, не выбравшись из пеленок, а я дожил до девяноста лет. Это третья радость. Бедность — обычная участь мужа, а смерть — конец человека. Испытав обычную участь, я обрету свой конец — так о чем же мне печалиться?

  • Как прекрасно вы умеете себя утешить! — сказал Конфуций.

А вот как видится город будущего одному из современных исследователей: «Представьте себе город будущего. Парки, озера, клумбы, кристально чистый воздух... Большинство машин находится на громадных стоянках за чертой города. Высотные дома расположены не слишком близко друг к другу, так что жителям открываются далекие виды. По улицам проведены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды коммуникации. У жителей этого города нет такой потребности в транспортных поездках, как это было прежде. Банковские операции осуществляются из дома, равно как и приобретение товаров. Служба доставки работает превосходно. Всячески поощряется работа дома.

12

Встречи и всякого рода рабочие конференции осуществляются по телекоммуникационным сетям, охватывая удаленных друг от друга участников».

Повторим: культура многолика. Однако идея множественности культур нелегко пробивала себе дорогу. Многие столетия исследователи полагали, что на земле существует только одна культура, а остальные просто повторяют ее историю. Такое представление особенно выгодно для Европы. Люди западной культуры, разумеется, знали о том, что у других народов существуют свои обычаи, свои картины жизни. Но европейцы были склонны считать, что с другими культурами происходит то, что в Европе уже давно стало историей. Другие народы просто идут по той же лестнице, только они припозднились, отстали.

Однако в XIX в. в общественное сознание проникает идея о том, что человеческая природа может раскрываться в разных культурах по-разному. Множество культур на Земле вовсе не повторяют друг друга. Это совершенно различные культурные миры. В культурах — разные ценностные ориентации, разные способы постижения мира, разные картины сущего. Относительно целостный феномен — культура — на самом деле существует во множестве вариантов.

Идея разности культур вызвала к жизни новую дисциплину — культурологию. Культурология (от лат. cultura — возделывание и греч. logos — учение) — гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности развития социальной жизни и выражение их в культуре человеческого бытия.

Мир культур разнообразен и во многом причудлив. Здесь есть о чем поразмышлять, сравнить, проанализировать. Этим и занимается культурология. В область современной гуманитарной науки культурология ворвалась стремительно. Сегодня ни одно социальное исследование не обходится по существу без культурологической экспертизы. Философское постижение человека в наши дни тоже немыслимо без теоретических рейдов в глубинные пласты культуры. Невозможно сколько-нибудь последовательное проникновение в сферу политики без погружения в социокультурную реальность.

13

За несколько лет культурология в нашей стране приобрела значительную популярность. Как пишет Розин, на основе культурологии сегодня происходит переосмысление и новый синтез гуманитарных знаний, т.е. культурология выступает как современное основание гуманитарных наук1.

В данном учебном пособии автор излагает свою точку зрения на новую науку, привлекая огромный массив историко-культурного материала. На страницах книги ведется дискуссия с оппонентами научных взглядов автора. Опыт ведения такого рода споров помогает молодым ученым вырабатывать свою научную позицию, непоколебимую извне.

Вместившая огромный энциклопедический материал книга рассчитана на учащуюся молодежь — как на бакалавров, так и на магистров, а также на всех интересующихся проблемами культурологии.

1 Розин В.М. Современная культурология: проблемы формирования и методологический идеал культурологии // Личность, культура, общество. М., 2005. Вып. 1. С. 127.