Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Людмила Ерохина - Философия феминизма. Феминистская онтология в обнаружении гендерных реалий.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
1.93 Mб
Скачать

Гендер и политика

По мнению исследователей гендерных отношений, многие политики и руководители федерального и регионального уровней в России до сих пор однобоко понимают проблему равенства полов как уподобление женщин мужчинам (что на самом деле воспринимается как нежелательная перспектива с обеих сторон — как мужчинами, так и женщинами). Схожая ситуация характерна для многих «передовых» стран. Таков и сложившийся в общественном сознании стереотип восприятия равенства.

При формальном правовом равенстве реальное социальное равенство полов не достигнуто, и корни его более глубоки, чем кажется. Исследования гендерного неравенства с точки зрения современной методологии в России почти не проводятся. Всерьез не анализируются причины и механизмы систематического воспроизводства этого неравенства в жизни общества, тогда как действительный характер власти и общественного развития обусловлен во многом именно моделями гендерных различий и существующими гендерными стереотипами.

Равенство полов — вопрос относительно длительного социального и культурного развития общества. В нашей стране оно пока не ставится в число приоритетов государственной политики. В России наблюдается как никогда низкое участие женщин в процессах принятия решений, особенно в верхних эшелонах власти, с этим нельзя не связывать проблему недостаточной гуманности политики.

У женщин и мужчин в рыночной и демократической системе сохраняются разные иерархии ценностей и интересов: у женщин это социальная защита, здравоохранение, защита детей, безопасность и мир в сообществе, у мужчин — карьера, власть, бизнес, финансы и т.д. Все это в силу гендерного характера властных структур неизбежно сказывается на политике государства и отражается на нашей социальной жизни [3]. Так, выборочный контент-анализ публикаций в местной прессе (газеты «Новгород» и «Новгородские ведомости» за 3 месяца), касающихся социальных достижений и проявлений мужчин и женщин, показал, что женщина чаще связана с темами «культура», «быт и семья» (по 30% от общего числа статей), очень мало — с проблемами здравоохранения (5%), еще меньше — с политикой (3%). Нельзя недооценивать роль средств массовой информации, в том числе региональных и местных, в воспроизводстве гендерных стереотипов массового сознания.

Но в современной России и в ее прошлом есть факторы, способствующие участию женщин в общественной и политической жизни: социально-правовая надежность, традиционно высокие показатели образования, культурной и экономической самостоятельности, выдающиеся примеры личных достижений женщин в любых якобы «мужских» областях деятельности, вошедшая в легенды самоотверженность женщин. Недооценивать такие достоинства — значит, по крайней мере, игнорировать богатый социальный потенциал женщин во всех сферах и на всех уровнях общественного развития.

Выводы

1. На региональном рынке труда молодые женщины значительно чаще, чем мужчины, оказываются безработными.

2. Женщины демонстрируют сравнительно более низкую трудовую мобильность и, соответственно, более высокую профессиональную и трудовую стабильность.

3. Каждая третья женщина испытывает повышенную тревожность по поводу вероятной потери своей нынешней работы.

4. Удовлетворенность мужчин своей работой сравнительно выше.

5. В условиях кризисного экономического развития для женщин в большей степени характерны нисходящие социальные перемещения (выражающиеся в снижении благосостояния). Молодые женщины — группа повышенного социально-экономического риска.

6. Женщины хуже обеспечены информацией, необходимой для ориентации на рынке труда и, особенно, для проявления экономической инициативы.

7. При сравнительно худшем положении в социально-экономической сфере женщинам свойственны большее экономическое «терпение», готовность к ограничению потребления, устойчивость против нарушения закона как способа улучшения своего благосостояния.

8. У новгородских девушек и юношей сходные установки на образование. Для молодых мужчин более характерна установка на открытие своего дела (бизнеса).

9. Молодые женщины придают большее значение проблеме создания прочной семьи, устройству личной жизни. Они проявляют большее беспокойство по поводу состояния своего здоровья.

10. Мужчины менее бережно относятся к своему здоровью. Доведение до населения, общественных и государственных организаций гендерной статистики заболеваемости и смертности мужчин и женщин важно для выработки более обоснованной социальной политики и исправления ценностных ориентаций населения.

11. Достижение гендерного равенства в обществе выгодно как мужчинам, так и женщинам. Семьи с гибким распределением гендерных ролей отмечены более высокой удовлетворенностью супругов и устойчивостью, ответственностью за воспитание детей, снижением алкоголизма.

12. На региональном уровне необходимо проведение гендерной экспертизы принимаемых законодательных актов и социально-экономических программ с участием экспертов, ученых (социологов, юристов, психологов и экономистов, медиков) для предотвращения гендерной дискриминации.

13. Женщины обладают значительно более благоприятными установками в сфере репродуктивного поведения, чем мужчины. Им свойственна более высокая идеальная детность, что крайне важно для Новгородской области, переживающей нарастающую депопуляцию. Сфера гинекологии и репродуктивного здоровья мужчин и женщин должна стать открытой, обсуждаемой и исследуемой.

14. Региональные средства массовой информации по существу остались во власти устаревших гендерных стереотипов, недостаточно отражают гендерную проблематику и тем самым препятствуют открытому обсуждению специфических проблем мужчин и женщин.

Библиография и примечания:

  1. Ромашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М., 1999.

  2. В странах Скандинавии, Дании, Нидерландах, где женщины добились трети мест в законодательных органах власти, существенно изменилось содержание государственной политики. Ее приоритетами стали социальные вопросы — здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, защита семьи и ребенка.

  3. Баскакова М.Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.

  4. Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства: репродуктивные права женщин России. М., 1998.

  5. Женщину — в президенты России // Государственная служба. 1999.

  6. Здравомыслова-Стоюнина О. Общество сквозь призму гендерных представлений // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.

  7. Калабихина И. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.

  8. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М, 1999.

  9. Материалы гендерной экспертизы Консорциума женских НПО // Лига избирательниц Санкт-Петербурга. 2000, №13 (26).

  10. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

  11. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

  12. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.

  13. Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.

  14. Чирикова А. Женщина во главе фирмы. М., 1998.

  15. Юлина Н.С. Проблемы женщины: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988, №5.

  16. Bennet K., LeComte M. Gender: Equality of Educational Opportunity In The Way Schools Work. A Sociological Analysis of Education. N.Y.: Longman, 1995.

  17. Lakoff R. Language and Woman’s Place. N.Y., 1975.

Соседние файлы в предмете Социология