Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3Tema_II_Kult_shk.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
310.27 Кб
Скачать

14. Концепции игровой культуры

Нидерландский философ и историк Йохан Хейзинга (1872–1945) занимался исследованием истории и философии культуры.

◘ Главный труд – «Der Herbst des Mittelalters. Studien über Lebens- und Geistesformen» («Осень средневековья. Исследования жизни и форм сознания», 1915). В нем при помощи морфологического1 анализа, проведено глубокое исследование процесса культурного развития.

Общеизвестный труд Й. Хейзинга «Homo Ludens» («Человек играющий») содержит концепцию об игровом характере культуры. Согласно утверждению философа, игра предшествует культуре и создает ее, т.к. зарождается значительно ранее. В качестве главного элемента общественной жизни он называет «агональный фактор», т.е. состязательность. Глубокое изучение истории древних культур и традиционных обществ приводит ученого к мысли о непременном присутствии агонального фактора в архаичных культурах.

● Основа научной концепции Хейзинга – утверждение о том, что все культурное творчество есть игра. Затем постепенно культ трансформировался в священную игру. Прекраснейший вид творчества – поэзия – также зарождается в игре и продолжает жить именно благодаря ей. Музыка и танец также представляют ничто иное как игру. Даже такой серьезный атрибут регламентации общественных отношений, как право, выделился из обычаев социальной игры – состязания. Игровое начало имеет и война, когда улаживание споров осуществлялось с помощью применения оружия2.

Однако с течением времени, считал Й. Хейзинга, в процессе развития культуры игровой элемент отходит на задний план. Постепенное вытеснение игры начинается в XVIII в. и завершается к XIX в. Духом общества овладевает прагматическое3 начало, когда из всего, что совершает человек, необходимо извлечь пользу. Таким образом, позднебуржуазная культура утрачивает игровую традицию. Теперь она не присуща даже военным действиям, когда противоположными сторонами постоянно нарушаются договорные обязательства.

По мнению же Хейзинга, подлинная культура не может существовать без определенной доли игровых элементов. Она всегда и во всем требует честной игры, т.к. в терминах игры просматривается своеобразный эквивалент порядочности.

15. Концепция массовой культуры

Известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1889–1955) подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию видел в истории. Он стал главным представителем концепции «массового общества», массовой культуры и теории элиты. В истории он видел подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, и трактовал ее как духовный опыт непосредственного переживания.

Основные работы: «Дегуманизация искусства» (1925), «Восстание масс» (1933) и др.

● Главная идея – человечество делится на «народ» (массу), которая является «косной материей исторического процесса» и элиту – меньшинство творцов подлинной культуры.

Масса средний человек, сознание которого ничем не выделяется и повторяет общий тип1.

Согласно концепции Ортега, человечество делится на «народ» или массу, которая является «косной материей исторического процесса» и элиту, представленную меньшинством творцов подлинной культуры. «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделяется ничем»2. Причем «масса» это не только количественное, но и качественное понятие. Средний человек, т.е. масса, не способен на созидательную деятельность. Он всегда плывет по течению, доволен тем, что имеет, ощущает себя совершенным и всегда имеет строго определенное мнение по поводу того, что происходит и должно происходить в мире.

Жизнь представителей элиты (творческого меньшинства) сконцентрирована в игровой сфере, где творчество противопоставляется обыденности и пошлости человеческого бытия. В отличие от человека толпы, человек элиты постоянно деятелен и требователен к себе.

Трагедией своего времени Ортега считал, что обычно неоднородный мир массы и творческого меньшинства постепенно становился массой. Ответственность за это, по его мнению, несет XIX в., век либеральной демократии и технического прогресса, способствовавший нивелировке личности до уровня массы. Тем не менее он не исключает возможности для современного человека подняться над унылой обыденностью и утилитарностью отношений. Альтернативу достойного существования он видит в творчестве, науке, спорте, а также в высшей форме проявления межличностных отношений: любви, дружбе, материнстве и т.д.

Анализируя современное искусство, Ортега констатирует, что по мере оскудения старых жанров происходит зарождение новых, которые не всегда способен понять человек массы. Поэтому новое искусство, как правило, противопоставлено массам. Так было во все времена. Исходя из этого, по мнению философа: «Миссия искусства – создавать ирреальные горизонты. Чтобы добиться этого, есть только один способ – отрицать нашу реальность, возвышаясь над нею. Быть художником – значит не принимать всерьез серьезных людей, каковыми являемся мы, когда не являемся художниками» 1.

Определяя основные черты искусства XX в., Ортега-и-Гассет отмечает, что в новом стиле достаточно отчетливо прослеживаются следующие основные тенденции:

1) тенденция к дегуманизации искусства;

2) тенденция избегать живых форм;

3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства;

4) стремление понимать искусство как игру, и только;

5) тяготение к глубокой иронии;

6) тенденция избегать всякой фальши и в этой связи возрастание тщательности в исполнительском мастерстве;

7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно, чуждо какой-либо трансценденции2.

Таким образом, в отличие от концепции культуры Й. Хезинга, которая подразумевает универсальность и общедоступность игры, Х. Ортега-и-Гассет считает, что игровая форма является преимуществом исключительно творческой элиты, миссия которой заключается в спасении культуры от «восстания масс».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]