Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс (ФПНИ) / Тема 4.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
369.15 Кб
Скачать

Примеры:

1 – «Бог есть любовь»

2 – «2х2=4»

3 – «Снег бел»; «Мне больно»

4 – «Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению»

5 – «Бесцветные зеленые идеи яростно спят»

6 – «Хирон был воспитателем Тесея»

Фальсификация (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики. Понятие фальсификации следует отличать от принципа фальсифицируемости, который был предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости, принятому в неопозитивизме. Изолированные эмпирические гипотезы, как правило, могут быть подвергнуты непосредственной фальсификации и отклонены на основании соответствующих экспериментальных данных, а также из-за их несовместимости с фундаментальными научными теориями. В то же время абстрактные гипотезы и их системы, образующие научные теории, непосредственно нефальсифицируемы. Дело в том, что эмпирическая проверка теоретических систем знания всегда предполагает введение дополнительных моделей и гипотез, а также разработку теоретических моделей экспериментальных установок и т.п. Возникающие в процессе проверки несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов в принципе могут быть разрешены путем внесения соответствующих корректировок в отдельные фрагменты испытываемой теоретической системы. Поэтому для окончательной фальсификации теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. Таким образом, только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая регресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.

Методология научно-исследовательских программ и. Лакатоса

Лакатос (Lakatos) Имре (1922–1974) – венгерско-британский философ и историк нау­ки. Родился в Венгрии, во время Второй мировой войны участвовал в антифашистском сопротивлении. Свою настоящую фамилию (Липшиц) в период нацизма сменил на Мольнар (Мельник), а во время власти коммунистов на более пролетарскую Лакатош («Столяр»). Над диссертацией по философии математики работал в Московском ун-те. В конце 40-х годов был обвинен в ревизионизме и более трех лет провел в заключении. В 1956 эмигрировал в Австрию, затем в Англию. С 1960 г. преподавал в Лондонской школе экономики, стал учеником и последователем Поппера и внес своими работами важный и яркий вклад в философию и методологию критического рационализма.

В ранних работах Лакатос предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений, применив ее в качестве рациональной реконструкции роста знания в математике XVII-XIX вв. Частично пересмотрев свои исходные методологические установки, Лакатос позднее разработал универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследова­тельских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» теорети­ческой науки как смену исследователь­ских программ, представляющих собой непрерывно связанную последователь­ность теорий. Каждая теория програм­мы (за исключением исходной) возни­кает как результат добавления вспомога­тельных гипотез к предыдущей теории. Непрерывность программы обусловле­на особыми нормативными прави­лами. Некоторые из этих правил пред­писывают, какими путями следовать в ходе дальнейших исследований («положительная эвристика»), другие говорят, каких путей здесь следует избегать («отрицательная эв­ристика»). Важным структурным эле­ментом исследовательских программ является «жесткое ядро», объединяющее условно не опровергаемые, специфические для данной прог­раммы фундаментальные допущения. «Отрицательная эвристика» запрещает в процессе проверки исследовательских программ направлять правило modus tollens классической логики на это «жесткое ядро» при столкновении с ано­малиями и контрпримерами. Вместо это­го она предлагает изобретать вспо­могательные гипотезы, образующие «предохранительный пояс» вокруг «жесткого ядра» исследовательской программы. Этот защитный пояс может модифицироваться или даже полностью заменяться при столкнове­нии с противоречащими программе фактами. Со своей сто­роны, «положительная эвристика» включает в себя идеи и рецепты, как видоизменять или развивать теорию, которая не выдерживает эмпирической проверки, каким образом модифици­ровать или уточнять «предохранитель­ный пояс», какие новые модели необ­ходимо разработать для расширения области применения программы.

Со­гласно Лакатосу, в развитии исследователь­ских программ можно выделить две основные стадии – прогрессивную и вырож­денную. На прогрессивной стадии «по­ложительная эвристика» способна сти­мулировать выдвижение вспомогатель­ных гипотез, расширяющих эмпириче­ское и теоретическое содержание прог­раммы. Однако в дальнейшем, достигнув «пункта насыщения», разви­тие исследовательской программы рез­ко замедляется. Возрастает число ad hoс гипотез, несовместимых фактов, в ней появляются внутренние концептуальные противоречия, па­радоксы и т.д. Тем не менее нали­чие такого рода симптомов еще не может служить объективным основанием для отказа от исследовательской программы. Такое основание, по мне­нию Лакатоса, появляется только с момента возникновения соперничающей исследо­вательской программы, которая способна объяснить эмпирический успех своей предшест­венницы, а также теоретически предсказы­вать неизвестные ранее факты, которые получают эмпирическое подтверждение.

Особое значение для создания моделей развития научно-тео­ретического знания Лакатос придавал историко-научным иссле­дованиям. Его известный афоризм гласит: "Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа". Методологичес­кий анализ, проводимый в целях выяв­ления научности той или иной исследовательской программы, распадается, по его мнению, на следующие этапы: выдвижение рациональной реконструк­ции; сравнение этой рациональной ре­конструкции с историко-научными данными о том или ином периоде развития соответствующей науки; крити­ка рациональной реконструкции за от­сутствие историчности и действительной истории – за отсутствие рациональнос­ти. Концепция Лакатоса представляет собой одно из лучших достижений современной философии и методологии науки. По своим философским установкам он был последовательным сторонником рационализма, что отразилось в его интенсивной полемике 60-70-х годов с Куном, Фейерабендом и рядом других философов науки.

Сочинения: Доказательства и опровержения. – М., 1967; История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. – М., 1978; Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995;

Основной проблемой для Лакатоса было объяснение значительной устойчивости и непрерывности научной деятельности – того, что Кун называл “нормальной наукой”. Концепция Поппера не давала такого объяснения, поскольку, согласно ей, ученые должны фальсифицировать и немедленно отбрасывать любую теорию, не согласующуюся с фактами. С точки зрения Лакатоса, такая позиция является “наивным фальсификационизмом” и не соответствует данным истории науки, показывающим, что теории могут существовать и развиваться, несмотря на наличие большого числа “аномалий” (противоречащих им фактов).

Это обстоятельство можно объяснить, по мнению Лакатоса, если сравнивать с эмпирией не одну изолированную теорию, но серию сменяющих теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами. Такую последовательность теорий он и назвал научно-исследовательской программой.

Эта программа имеет следующую структуру.

Жесткое ядро программы – это то, что является общим для всех ее теорий. Это метафизика программы: наиболее общие представления о реальности, которую описывают входящие в программу теории; основные законы взаимодействия элементов этой реальности; главные методологические принципы, связанными с этой программой. Например, жестким ядром ньютоновской программы в механике было представление о том, что реальность состоит из частиц вещества, которые движутся в абсолютном пространстве и времени в соответствии с тремя известными ньютоновскими законами и взаимодействуют между собой согласно закону всемирного тяготения. Работающие в определенной программе ученые принимают ее метафизику, считая ее адекватной и непроблематичной. Но в принципе могут существовать и иные метафизики, определяющие альтернативные иссследовательские программы. Так, в XVII в. наряду с ньютоновской существовала картезианская программа в механике, метафизические принципы которой существенно отличались от ньютоновских.

Негативную эвристику составляет совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ее ядро от фальсификации, от опровергающих фактов. Это “защитный пояс” программы, который принимает на себя огонь критических аргументов.

Позитивная эвристика представляет собой стратегию выбора первоочередных проблем и задач, которые должны решать ученые. Наличие позитивной эвристики позволяет определенное время игнорировать критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями. Обладая такой стратегией, ученые вправе заявлять, что они еще доберутся до непонятных и потенциально опровергающих программу фактов и что их существование не является поводом для отказа от программы.

В рамках успешно развивающейся программы удается разрабатывать все более совершенные теории, которые объясняют все больше и больше фактов. Именно поэтому ученые склонны к устойчивой позитивной работе в рамках подобных программ и допускают определенный догматизм в отношении к их основополагающим принципам. Однако это не может продолжаться бесконечно. Со временем эвристическая сила программы начинает ослабевать, и перед учеными возникает вопрос о том, стоит ли продолжать работать в ее рамках.

Лакатос считает, что ученые могут рационально оценивать возможности программы и решать вопрос о продолжении или отказе от участия в ней (в отличие от Куна, для которого такое решение представляет собой иррациональный акт веры). Для этого он предлагает следующий критерий рациональной оценки “прогресса” и “вырождения” программы.

Программа, состоящая из последовательности теорий Т1, Т2 ... Тn-1, Tn прогрессирует, если:

  • Тn объясняет все факты, которые успешно объясняла T n-1;

  • Тn охватывает большую эмпирическую область, чем предшествующая теория Тn-1;

  • часть предсказаний из этого дополнительного эмпирического содержания Тn подтверждается.

Проще говоря, в прогрессивно развивающейся программе каждая следующая теория должна успешно предсказывать дополнительные факты.

Если же новые теории не в состоянии успешно предсказывать новые факты, то программа является “стагнирующей” или “вырождающейся”. Обычно такая программа лишь задним числом истолковывает факты, которые были открыты другими, более успешными программами.

На основе этого критерия ученые могут установить, прогрессирует или нет их программа. Если она прогрессирует, то рационально будет придерживаться ее, если же она вырождается, то рациональным поведением ученого будет попытка разработать новую программу или же переход на позиции уже существующей и прогрессирующей альтернативной программы.

В своих работах Лакатос показывает, что в истории науки очень редко встречаются периоды, когда безраздельно господствует одна программа (парадигма), как это утверждал Кун. Обычно в любой научной дисциплине существует несколько альтернативных научно-исследовательских программ. Конкуренция между ними, взаимная критика, чередование периодов расцвета и упадка программ придают развитию науки тот реальный драматизм научного поиска, который отсутствует в куновской монопарадигмальной “нормальной науке”.

Что может дать изучение философии науки? Из предшествующего ясно, что эта область философии не предлагает готовых рецептов и методов решения конкретных научных проблем. Научное исследование слишком разнообразно и исторически изменчиво, чтобы свод таких рецептов мог представлять какую-то ценность. Философия науки помогает углубить наше представление о природе познания. Ее задача состоит в рациональной реконструкции сложных и до конца не рационализируемых процессов роста научного знания.

Соседние файлы в папке Курс (ФПНИ)