Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Киприан (Керн). Литургика. Гимнография.doc
Скачиваний:
102
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
744.96 Кб
Скачать

Седален.

Седален, как показывает само наименование, есть песнопе­ние, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполне­нии богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Ис­ключением, правда, являются особые седальны, на которых “не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я.” Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пят­ка между чтениями 12 страстных Евангелий. Как общее прави­ло, седален предваряет собою какое-либо назидательное чте­ние: из толкований Священного Писания, житий святых, Про­лога, Лавсаика и т. д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо “кафисмы” Псалтири. Почему и объяснятся это имя “седален” — κάφισμα — таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется “кафисма,” а песно­пение, после такого чтения псалмов и перед чтением из свя­тых отцов, называется “кафизмой,” седальном. В настоящее время седальны поются:

  1. после чтения кафизм Псалтири на утрени,

  2. после полиелея22, причем на воскресной утрени таковой седален заменяется исполнением соответствующего ипакои,

  3. после третьей песни канона на утрени и

  4. после шестой песни канона Богородице на вседневном малом повечерии.

После седальнов, поемых после кафизм Псалтири (1-й и 2-й) и после полиелея, а также после третьей песни утреннего кано­на в неделю, следует чтение из святых отцов или из житий.

По содержанию своему и по напеву седальны приближа­ются к тропарям. В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются “тропарями.” Со­держание их на недельной утрени после кафизм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью. Как справедливо замечает Скабалланович, силою своих выражений они поражают: “смерть люто пленяшеся,” “гробу отверсту, аду плачущуся,” “благооб­разный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое...,” “Петр вопияще Ти: жены дерзновение прияша, аз же убояхся; раз­бойник богословяще, аз же отвергохся; убо призовеши ли мя прочее ученика быти, или паки покажеши ловца глубинного.” К воскресным седальнам положены особые припевы, что отли­чает их и показывает особое значение в богослужении. Их исключительная поэтическая сила и богатое содержание по­зволило творцам устава выделить эти седальны и для других случаев в нашем богослужении; примером могут послужить такие как: “благообразный Иосиф,” “запечатану гробу,” “пре-благословенна еси,” “о Тебе радуется, Благодатная...” и т.д. Некоторые седальны послужили и мелодическими образцами для других песнопений, сделавшись для них “подобными.”

Происхождение их и история древни. Описание Синайской утрени VII века знает седальны по кафизмах, названные “ус­покоительными седальнами.” Они вошли и в Иерусалимский и Евергетидский уставы, но мало были употребительны в Сту­дийском монастыре. Седальны по 3-ей песни канона также известны древним рукописным типикам иерусалимской редак­ции. Они положены, как и седальны после кафизм, перед на­зидательным чтением из святоотеческой литературы, в част­ности в недельные дни перед Маргаритом Златоуста.