Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГЭК вопросы филос.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
04.02.2016
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Человек как творец самого себя

Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Обратимся к рассуждению одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и «поставив его в центре мира», Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» .

Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя — владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь — не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

  1. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм в европейской философии. Проблема метода познания в философии.

Для эпохи Нового времени (к. ХУ1-ХУН вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки.

Этому способствовало:

  • развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний;

  • завершение создания экспериментально-математического ес­тествознания;

    • ориентация на научное знание, которое становится автоном­ным от религиозной веры и умозрительных философских концеп­ций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности;

    • синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспер­тизу со стороны опыта;

    • дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;

    • оформление теории познания (гносеологии), которая актуа­лизировала проблему природы и механизмов познания, и форми­рование методологических программ научной деятельности;

    • изменение задач философии: ее первоочередной целью ста­новится поиск всеобщего метода научного познания.

Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объек­тивной картины. Решением этих задач и стало заниматься класси­ческое естествознание, точкой отсчета для которого могут считать­ся работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642).

В эпоху Нового времени сформировались четыре исследовательские программы: 2 философско-методологические и 2 научные.

  • Философско-методоюгическая программа эмпиризма (Ф. Бэкон).

Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе,

руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человечес­ком понимании истинный образ мира... А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Орга­нон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пеще­ры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм раз­вивался в гносеологических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753) и Д. Юма (1711-1776).

  • Философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596-1650).

Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. кри­терий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существо­вании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было теле­сная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыс­лим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю - следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки - важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками - «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»).

Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль (1626-1662), Б. Спиноза (1632-1677), Г.В. Лейб­ниц (1646-1716).