Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ядерное оружие и радиационные поражения.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
5.45 Mб
Скачать

10.4. Медико-тактическая характеристика ядерных очагов

В ядерном очаге личный состав подвергается мгновенному комбинированному воздействию ударной волны, светового излучения и проникающей радиации огромных мощностей и энергий, сразу одномоментно возникают массовые санитарные потери, исчисляющиеся сотнями и тысячами человек. При наземных (подземных, надводных, подводных) взрывах кроме этого личный состав подвергается сильному заражению радиоактивными веществами и гамма-облучению от радиоактивных осадков в зоне взрыва и на следе облака. Количество и характер санитарных потерь зависят от многих факторов: мощности и вида ядерного взрыва, характера боевых действий, характера местности, метеорологических условий, использования защитных свойств боевой техники и инженерных сооружений, боевой выучки войск и т. д.

В зоне сильных разрушений (избыточное давление на фронте ударной волны свыше 100 кПа — 1 кг/см2) почти весь личный состав погибает от тяжелых травм и ожогов. Количество санитарных потерь в других зонах ориентировочно можно рассчитывать в зависимости от мощности взрыва, площади поражающего действия различных факторов и плотности войск на этой площади, вводя соответствующие коэффициенты в зависимости от условий, боевой техники, инженерных сооружений и т. д.

Структура санитарных потерь может варьировать. При ядерных взрывах среднего и крупного калибра (мощностью 20—100— 500 килотонн) будут превалировать травмы и ожоги, частично в комбинации с гамма-нейтронным облучением. В очагах ядерных взрывов малого и сверхмалого калибра и взрывов нейтронных боеприпасов будут превалировать радиационные поражения, частично в комбинации с травмами и ожогами (или чистые радиационные поражения). Количество комбинированных радиационных поражений может колебаться от 10—20 до 20—30% от общего числа пострадавших.

По тяжести ранений и поражений может быть до 30—40% тяжелой степени, до 30% средней степени, до 30% легкой степени.

Таким образом санитарные потери в ядерных очагах будут характеризоваться рядом особенностей:

— они будут массовыми и возникающими одномоментно;

— много будет комбинированных поражений, отличающихся более тяжелым течением и требующих более сложной медицинской помощи;

— до 50—60% пораженных нуждаются в срочной или неотложной медицинской помощи;

— кожные покровы и одежда могут быть загрязнены радиоактивными веществами, такие пораженные нуждаются в проведении специальной санитарной обработки.

Кроме того, пораженные будут находится на территории, где много разрушений, горящих зданий и сооружений, она может быть зараженной радиоактивными осадками. Все эти факторы резко затрудняют и осложняют работу медицинской службы. Еще более тяжелое положение создается в городах (как это было в Хиросиме и Нагасаки), где санитарные потери могут исчисляться сотнями тысяч человек.

10.5. Характеристика радиоактивных изотопов ядерного взрыва

Как известно, источниками радиоактивного заражения при ядерных и термоядерных взрывах являются радиоактивные осколки деления урана и плутония, наведенная радиоактивность и непрореагировавшая часть урана и плутония.

Общее количество радиоактивных изотопов, образующихся при делении урана и плутония, чрезвычайно велико. Например, общая гамма-активность через 1 ч после взрыва мощностью 1 мегатонна достигает 300 000 МКи, что соответствует гамма-активности 300 000 тонн радия.

Каждый радиоактивный изотоп характеризуется определенной скоростью распада, что измеряется периодом полураспада, и видом излучения. Большинство радионуклидов ядерного взрыва (ПЯВ) имеют короткий период полураспада (секунды, минуты, часы), поэтому уровень радиации вначале быстро снижается, а затем остаются долгоживущие радионуклиды, которые облучают месяцами и годами. Каждый изотоп претерпевает ряд превращений, пока не станет стабильным нерадиоактивным. Например, распад радиоактивного брома происходит следующим образом (в скобках указан период полураспада): бром-90 (16 с) → β + рубидий-90 (2,74 мин) → β + стронций-90 (28 лет) → β + иттрий-90 (64,2 ч) → β + цирконий-90 (стабильный изотоп).

Из долгоживущих изотопов наиболее опасны стронций и цезий.

Стронций — двухвалентный металл, по химическим свойствам похожий на кальций, хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта и откладывается в костях. Образуется несколько изотопов стронция: стронций-89 (цифра обозначает массу изотопа) испускает бета- и гамма-излучения, период полураспада — 54,5 дня; стронций-90 — бета-излучатель, период полураспада — 28 лет.

Цезий-137 — одновалентный металл, по свойствам близкий к калию, бета- и гамма-излучатель, период полураспада — 33 года. Из многочисленных радиоактивных изотопов укажем еще на некоторые:

Изотоп

Вид излучения

Период полураспада, дни

Иттрий-91

β

61

Церий-114

β

282

Цирконий-85

β и γ

65,3

Ниобий-95

β и γ

37

Рутений-103

β и γ

40

Рутений-106

β

366

Барий-140

β и γ

13

Иод-131

β и γ

8,5

На зараженной территории в первые часы и дни наибольшее значение имеют короткоживущие изотопы, затем в течение 1— 3 нед провалируют изотопы йода (с массой 125, 130, 131, 133 и др.), в последующем остаются главным образом долгоживущие изотопы стронция-90 и цезия-137.

В результате захвата нейтронов веществами грунта и воздуха образуется наведенная радиоактивность. Наибольшее значение из этих изотопов имеют следующие:

Изотоп

Вид излучения

Период полураспада,

Углерод-14

β

5000 лет

Натрий-24

β и γ

14,9 ч

Кремний-31

β и γ

2,6 ч

Кальций-45

β

163 дня

Марганец-52

β и γ

6,2 дня

Железо-59

β и γ

47,1 дня

Фосфор-32

β

14,3 дня

Наведенная радиоактивность грунта имеет значение главным образом при термоядерных и нейтронных взрывах, сопровождающихся выделением мощного нейтронного потока высоких энергий.

Остатки ядерного заряда, не вступившего в цепную реакцию деления, являются альфа-излучателями и распадаются очень медленно. Период полураспада равен: уран-238 — 4,5 млрд. лет, уран-235 — 700 000 лет, плутоний-239 — 24 300 лет. При распаде их образуются также альфа-излучающие изотопы с периодами полураспада: радий-226 — 1600 лет, радон-222 — 3,8 дня, поло-ний-210—138 дней и др.

Выпадение радиоактивных осадков при наземных (подземных, надводных, подводных) ядерных взрывах в данной точке местности продолжаются в течение 1—2 ч и более в зависимости от мощности взрыва и скорости ветра, когда возможно попадание радиоактивных аэрозолей в органы дыхания человека. В дальнейшем возможно поднятие РВ с земли ветром и при передвижениях транспорта. Радиоактивные вещества ПЯВ впоследствии вступают в цикл различных процессов кругооборота в природе, которые можно изобразить схематически:

Таким образом, радиоактивные продукты ядерного взрыва (ПЯВ) могут попадать внутрь организма человека в период оседания их ингаляционно, частично через раневые и ожоговые поверхности, в последующем через желудочно-кишечный тракт в результате употребления воды и продуктов, зараженных РВ, а также при употреблении мяса (и рыбы) и молока от зараженных животных.

При этом в первые 2—4 нед большую опасность представляют радиоактивные изотопы йода (в особенности для детей при употреблении молока от зараженных коров). В последующем остаются изотопы медленно распадающихся РВ (стронция, цезия, бария).

На территории, зараженной радиоактивными веществами, люди и животные подвергаются ионизирующему облучению. При этом может быть три вида облучения:

1) внешнее гамма-облучение, вызывающее общую лучевую болезнь в зависимости от полученной дозы облучения:

2) поверхностное бета- и мягкое гамма-облучение, вызывающее лучевые поражения кожи той или иной степени тяжести («лучевые ожоги кожи»);

3) внутреннее облучение вследствие попадания РВ внутрь организма с воздухом, водой, пищей, через раневые и ожоговые поверхности (инкорпорация радиоактивных веществ).

Однако при всех путях попадания количество инкорпорированных РВ оказывается сравнительно небольшим, доза внутреннего облучения составляет небольшую часть (около 5—10%) внешнего гамма- и бета-облучения, поэтому не играет существенной роли в клинике острой лучевой болезни (если не учитывать отдаленных и генетических последствий).