Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

560283

.pdf
Скачиваний:
30
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
4.29 Mб
Скачать

ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЙ

ВФОРМЕ ПРЕДАНИЙ, МИФОВ И СКАЗОК В КАЧЕСТВЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ

ВАРТ-ТЕРАПИИ

Эта глава посвящена таким вариантам работы с повествованиями в арт-терапии, когда специалист предлагает клиенту или группе определенные истории в качестве стимульного материала, облегчающего формирование образов и самораскрытие. В некоторых случаях клиенты могут по своей инициативе использовать известные им сказки, мифы и предания в качестве основы для изобразительной деятельности, и это также будет показано в данной главе на некоторых примерах из практики.

Повествования и изобразительное творчество могут дополнять друг друга и предоставлять клиентам дополнительные возможности для самовыражения. Готовые повествования — предания, мифы и сказки, — с которыми клиенты знакомятся на арт-терапевтических занятиях, могут стимулировать их воображение и помогают в создании рисунков.

По своему содержанию мифы, сказки и предания отличаются друг от друга. В то же время они имеют общую базовую структуру. Они позволяют выражать и осмыслять тот опыт, глубинный смысл которого невозможно постичь рационально-логически. Это, в частности, присуще мифам, повествующим о сотворении мира, жизненном цикле человека, чередовании в истории и жизни людей периодов созидания, разрушения и изменений.

34

Легенды и мифы являются такими историями, которые передаются из поколения в поколение. В них нередко упоминается об определенных исторических фигурах и событиях. В этой главе используется выражение «традиционные истории» для обозначения таких повествований, как сказки, мифы и предания. Читатели смогут познакомиться с одной из историй, имеющих большое значение в культуре так называемых кельтских народов— ирландцев, шотландцев и др. Как и многие другие традиционные повествования, эта история имеет трансгенерационный характер, то есть, она передавалась из поколения в поколение и, отчасти благодаря этому, может вызывать

множество разноплановых ассоциаций и хранить большой объем информации, отражающей как индивидуальные, так и групповые процессы, некие «законы жизни».

Традиционные истории могут вызывать разные и даже противоречивые толкования, а содержащиеся в них «уроки» не всегда лежат на поверхности. Они могут звучать как эхо в нашей жизни и приносить свои исцеляющие плоды в ходе психотерапевтического процесса.

КОГДА В АРТ-ТЕРАПИИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ

В арт-терапии возможны ситуации, когда для клиента важно самостоятельно или вместе со специалистом не столько создать повествование, сколько воспользоваться уже готовым текстом. Психотерапевтические отношения служат«контейнером», позволяющим принять и интегрировать ранее неосознаваемый или вытесненный психологический материал. Это может быть достигнуто во время молчаливого прослушивания повествования, когда психотерапевт и клиент ощущают себя находящимися на неведомой территории.

В это время психотерапевт может также взять на себя ответственность за выбор такой истории, которая была бы созвучна опыту клиента и учитывала его индивидуальные особенности. Аналитические арт-терапевты обычно придерживаются недирективного подхода, хотя многие из них согласились бы с Джудит Рубин (Rubin, 1999) в том, что есть категория клиентов, которые «чувствуют себя и функционируют лучше при наличии ясных внешних стимулов». Понятие

 

 

 

 

 

 

35

 

«лучшего функционирования» клиента в его связи с ролью аналитика

 

понимается

арт-терапевтами неоднозначно, однако большинство

 

арт-терапевтов, сталкивающихся с «замороженными клиентами» (то

 

есть такими, которым сложно выражать свои чувства как вербально,

 

так и невербально), согласятся с необходимостью применения опре-

 

деленных помогающих (фасилитирующих) воздействий для того, что-

 

бы помочь клиенту сделать первые шаги к самораскрытию. В боль-

 

шинстве западных клиник арт-терапевты нередко применяют

 

сочетание недирективного подхода с элементами директивности в

 

виде фокусирующих, направляющих техник.

 

 

 

Некоторые арт-терапевты и клиенты вряд ли когда-либо согла-

 

сятся на такое сочетание, хотя многое зависит от профессиональных

 

позиций арт-терапевта, практикуемого им подхода, а также от инди-

 

видуальных особенностей клиента или группы.

 

 

Выбор

повествований

может

иногда

происходить

в

арт-терапевтическом процессе спонтанно, являясь выражением

 

динамики

межличностного

взаимодействия

клиента

и

психотерапевта.

Он

также

может

активно

привлекаться

 

специалистом

в

качестве психотерапевтического

инструмента.

 

Повествование может выполнять много важных функций, и в этой главе будут представлены лишь некоторые из них.

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ПОВЕСТВОВАНИЯМИ?

Арт-терапевты часто помогают клиентам увидеть смысл в том, что с ними происходит. Используя готовые истории, они помогают им постичь этот смысл и признать ценность собственного опыта. Кроме того, повествование позволяет создать «творческое пространство» для нахождения новых значений и исследования жизненных альтернатив. Повествование может быть использовано для , тогочтбы осво-бодить клиента от привычных, стереотипных значений и поведенческих программ.

«Создатели образов Затаились в нас,

И нам необходимо лишь прислушаться

36

К их словам. Услышать их песни,

Наполнить новым смыслом Зияющие пустоты века, Либо продолжать путь в глухоте И слепоте — Без старых песен.

Разлученными с великими снами Волшебной и бесстрашной Вселенной»

(«Жалобнаяпеснь образов»,БенОкри)

Во многих культурах существует представление о жизни как путешествии, пути героя (героини), пролегающем в пространстве и времени. В традиционных историях может описываться путешествие с определенными «узловыми моментами», связанными с ответственным выбором, конфликтом и его разрешением, конфронтацией с препятствием и его преодолением, встречей с врагом или помощником. В подобных историях также могут содержаться описания неких средств, которые помогают герою обрести мудрость и счастье. Традиционные истории обеспечивают«укоренение» в реальности и нахождение решений для фундаментальных вопросов существования.

Традиционные истории могут рассматриваться как«культурные объекты». Размышляя над ними, вступая в творческие диалоги с их персонажами и осмысляя их содержание, мы можем осознать наше культурное наследие и те связанные с ним поведенческие программы , которые были нами усвоены. В традиционных историях также отражаются те способы мышления, которые могут выступать альтернативой или дополнением мышлению современного человека.

Язык традиционных историй прост и лаконичен , хотя рассказчик может включать в них творческие элементы. У нас всегда есть возможность наполнить канву повествования новыми деталями, отражающими работу нашего воображения. Такие истории стимулируют «активное слушание», активизируют фантазию и память, обеспечивают выражение сокровенных желаний и глубинных страхов, а также фантазий и сновидений, характерных для слушателей и рассказчиков.

Занимаясь изобразительной деятельностью, клиент может входить в особое творческое состояние, когда один образ сменяет другой наподобие того, как это происходит в сновидениях и фантазиях, и кли-

37

енту не нужно сознательно управлять этим процессом. Он словно совершает некое путешествие, и повествование при этом служит ему тем «руслом», которые придает общее направление его фантазиям и помогает контейнировать чувства.

Повествования часто служат постижению смысла опыта или его переосмыслению. Мы испытываем потребность в том, чтобы описывать жизненные события в форме«историй», которые могут быть рассказаны другим. Нередко использование заимствованных историй представляется клиенту более безопасной или удобной формой рассказа о себе, нежели создание собственного биографического повествования. Повествование может выступать одной из форм синтетической познавательной деятельности, позволяющей охватить разные уровни психического опыта, внутренние и внешние процессы, личное и социальное, реальность и фантазию.

Повествования, как правило, имеют определенную структуру, которая включает такие части, как пролог, начало, среднюю часть, кульминацию и завершение. Кульминация повествования обычно связана с переживанием наиболее сильных чувств, когда действующий персонаж получает новый опыт, переживает катастрофу или сталкивается с серьезным препятствием, по мере преодоления которых повествование переходит в фазу разрешения.

Традиционные повествования часто обеспечивают возможность драматической дистанции, которая способствует рефлексии и осмыслению опыта. Они служат оформлению и организации сложных, малопонятных чувств и представлений. Обращаясь к традиционным историям, человек, претерпевающий внутренний кризис и чувства вины, страха или отчаяния, может получить необходимую для него поддержку.

Мы склонны идентифицироваться с протагонистами, то есть героями историй, и вместе с ними переживать сложную динамику их отношений с другими персонажами. Это обеспечивает дистанцирование от «слишком личных» тем и переживаний и, в то же время, концентрацию на наиболее значимых или проблемных аспектах опыта. Благодаря историям, личное может стать общественным и быть принятым в качестве общечеловеческого и характерного для других, либо осмыслено с иных точек зрения.

Создаваемая в ходе арт-терапевтических занятий изобразительная продукция напоминает традиционные истории, поскольку и то, и другое основано на символической экспрессии и заключает в себе парадоксы. Участники арт-терапевтических занятий нередко отражают в

38

своей продукции противоречивые и, на первый взгляд, несовместимые вещи, и лишь исследуя скрытый в них глубинный смысл, им постепенно удается прийти к целостному восприятию работы и ее значения.

Традиционные истории предполагают множество смысловых уровней, а потому очень важно не ограничиваться одной-един- ственной интерпретацией. Можно говорить о поверхностном слое значений истории, так же, как и о более глубоком, мистериальном слое. Во многих из них содержится «закодированная» информация экологического, медицинского, психологического или иного характера.

Мы располагаем богатым набором традиционных историй, которые можно использовать для того, чтобы помочь клиентам, опираясь на их метафоры, преодолеть внутренний хаос и двигаться дальше. Многие истории содержат метафоры изменений и служат трансформации. Возникающие на пути героя препятствия способствуют мобилизации и развитию в нем новых умений и качеств, связанных с состоянием зрелости и мудрости. Это нередко передается в повествовании, описывающем, как «дурак» превратился в мудреца, либо как из заколдованного и превращенного в лягушку героя появился благородный принц. В этих случаях в повествовании могут использоваться образы с «закодированными» значениями, и для того, чтобы их постичь, необходимо уделить порой длительное время созерцаний образов и «следованию» за ними так же, как мы можем следовать за образами сновидений для того, чтобы понять их смысл. Этому способствует изобразительная деятельность на основе историй. В процессе рисования можно достичь такого состояния, когда скрытые смысловые нагрузки образов«раскрываются» сами собой, без каких-либо интеллектуальных усилий. Человек начинает видеть то, что находится за пределами обыденного и знакомого.

С КЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТЫ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬ ДАННЫЙ ПОДХОД?

Этот подход может применяться в работе с детьми и взрослыми. Нередко люди обращаются за психотерапевтической помощью в таком состоянии, что из-за разных обстоятельств (физического или

39

психического заболевания, возрастного кризиса, психической травмы и т. д.) у них произошла утрата привычного образа «Я» и смысла существования. Такие люди могут ощущать опустошенность и растерянность. Работая с ними, специалисту не удается получить от них связного описания их жизни и направления их дальнейшего движения. Для таких людей прошлое также часто утрачивает смысл, будущее же их пугает. Они могут ощущать себя бессильными что-то изменить в сложившейся ситуации и иногда их посещают мысли о самоубийстве. Кроме того, такой подход может применяться для работы с людьми, переживающими период возрастных изменений либо потерявшими близких.

Понимая глубину и богатство символического наполнения традиционных историй, арт-терапевты могут побуждать своих клиентов к творческому взаимодействию с материалом историй, что служит дополнительным фактором психологической поддержки. В то же время, при наличии у клиентов психотических нарушений данный подход должен использоваться с осторожностью. Клиент должен не только обладать способностью идентифицироваться с пер-

сонажами историй, но и уметь разотождествляться с ними и критически соотносить то, что происходит в повествовании, с тем, что происходит с ним в реальности. Клиент должен осознавать метафорическую природу традиционных историй. Тем не менее в некоторых случаях традиционные истории можно с успехом применять в работе с пациентами, вышедшими из острого психотического состояния, поскольку истории помогают им организовать и осмыслить драматический опыт болезни. Острые психотические переживания нередко воспринимаются пациентами как лишенные како- го-либо смысла и не содержащие никакой полезной информации, которая могла бы помочь в лечении. Проявления психоза рассматриваются большинством клиницистов как то, что необходимо устранить или подавить, либо как то, над чем необходимо установить контроль.

Используя традиционные истории, можно иногда помочь клиенту взаимодействовать с теми образами, которые переполняют его в состоянии болезни. Такие истории служат контейнированию переживаний, позволяют разделить личное и общественное, то, что является отражением болезненного состояния, с одной стороны, и тех психических реакций и механизмов, которые направлены на преодоление болезни, с другой.

40

НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРАДИЦИОННЫМИ ИСТОРИЯМИ

В качестве техник арт-терапевтической работы с традиционными историями среди прочих можно было бы рекомендовать следующие.

1.Изображение свободных ассоциаций с материалом истории. Кли-

енту может быть предложено создать один или несколько рисунков (возможно также создание коллажей, скульптур, песочных композиций и другой продукции), отражающих его ассоциации с образами повествования. Приглашая клиента сделать это, следует подчеркнуть, что точное следование за сюжетом и достоверное изображение образов, содержащихся в оригинальном повествовании, не обязательно,

ичто ценным будет, прежде всего, естественность и спонтанность визуальных реакций клиента на образы повествования, его авторская «интерпретация» истории. Рисунок может иметь как реалистический, так и абстрактный, символический либо экспрессивный характер. Можно предложить клиенту на время отключить«цензуру сознания», не обращать внимания на логичность, содержательность и эстетические характеристики изображения. Он может изображать все, что придет ему в голову. Этому может помочь релаксация, предваряющая процесс рисования, а также использование некоторых релаксационных приемов непосредственно в процессе рисования(например, глубокое дыхание).

2.Следование за образами. Клиенту предлагается расслабиться и по возможности ярко представить себе один из образов, связанных с повествованием (персонаж, предмет либо целая сценка), а затем дать ему «ожить», начать двигаться, действовать, трансформироваться. При этом клиент не должен ничего придумывать и оценивать. Он просто позволяет образу развиваться, «вести за собой» и наблюдает за динамикой его изменений. Через некоторое время, когда развитие образа приведет к некому завершению, либо образ стабилизируется, клиент может создать один или несколько рисунков, отражающих то, что он увидел. Подобное свободное развитие образа в процессе медитации над ним может привести к новому финалу истории либо послужить ее продолжению.

3.Инкубация помогающего или трансформирующего символа. В рам-

ках этой техники клиенту предлагается представить себя на месте од-

41

ного из персонажей, попавших в сложную ситуацию и переживающих состояние страха, растерянности, отчаяния либо испытывающих неудовлетворенность сложившимся положением вещей. Затем клиент может представить себе некий предмет или существо, используя которые или опираясь на поддержку которых, герой может справиться с ситуацией или повести ее в желаемом для себя направлении. Представляемый клиентом предмет может служить символическим выражением его внутренних ресурсов либо служить его связи с внешними факторами поддержки. Представив себе такой предмет или существо и понаблюдав за развитием ситуации, клиент может затем создать изображение того, что он увидел.

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОТОВЫХ ПОВЕСТВОВАНИЙ В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Пример 1. Повествование, предложенное ведущим.

На одном из занятий участникам арт-терапевтической группы было зачитано традиционное кельтское предание «Лосось знания» (см. Приложение). Им было предложено расслабиться и, слушая текст, читаемый ведущим группы, не пытаться его анализировать, но позволить повествованию порождать образы. Было рекомендовано как можно более ярко и чувственно представить описываемые ситуации.

Когда чтение текста было завершено, группа перешла к обсуждению смысловых«посланий» повествования — тех ассоциаций и значений текста, которые они в нем увидели. При этом было подчеркнуто, что текст может иметь множество разнообразных значений, и что реакция каждого на повествование может быть оригинальной и отражать особенности его восприятия. В некоторых случаях чтение текста могло вызывать у участников воспоминания и пробуждать чувства, связанные с их прошлыми или текущими жизненными ситуациями. В то же время текст мог

42

вызывать и такие фантазии и чувства, которые не имели отношения к жизненному опыту участников.

После этого группа перешла к изобразительной работе — созданию рисунков и коллажей. При этом было подчеркнуто, что вовсе не обязательно своими рисунками «иллюстрировать» историю и достоверно отражать описываемые в ней события. Работы могли являться свободной авторской интерпретацией текста и основных тем повествования, отражать игру воображения и широкий спектр ассоциаций. Изобразительная продукция могла включать изображения персонажей и ситуаций, но могла иметь и абстракт- но-экспрессивный или символический характер, выражая те чувства и представления, который вызвал текст (рис. 1).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]