Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Франциск Скарина.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
37.38 Кб
Скачать

4.Божественное и земное

Просветительские комментарии Ф. Скорины к библейским книгам содержат в себе признаки мышления времен Ренессанса, базирующегося на оценке Библии как боговдохновенного произведения мудрых и талантливых авторов. Они содержат в себе фрагменты изящной письменности, теологии, философии, правоведения, политической идеи. Внимание читателей акцентируется на судьбе главных героев и основной мысли каждого раздела. Комментарии интересны и тем, что в них зарождалось белорусское стихосложение.

В своих комментариях к книгам Библии Франциск Скорина заложил основы отечественной экзегетики – толкования библейских и древних текстов. Как библиист и христианин он учитывал богословские традиции; как просветитель времен Ренессанса – использовал научную критику.[1]

Бог прэпаяса мя сілаю

і палажы непарочэн пуць мой.

Сьвершая нозе маі яка елені,

навучая руцэ мае на брані.

Пажну врагі мая і пасьцігну іх

і не вазмогуць стаці,

падуць пад нагамі маімі.

Ізтаню іх яка прах прэд ліцэм ветру.

Жыў Гасподзь і благаславен Бог.

І вазьнесёцца Бог спасенія маего.

Ашчэ паастру яка молнію меч мой

і прымець суд рука мая.

Ваздам месьць врагам маім

і ненавідзяшчым мя ваздам

і упаю стрэлы мая ад крові іх

і меч мой сьнесьць мяса іх.

Стары Ольса, "Псалом ЗІ і Песнь В, "Псалтыр" Ф.Скарыны 1517 г."[6]

В XVI в. сложилось два метода толкования Библии – исторический и символический. Символический применялся обычно при толковании библейских текстов мифологических и художественных жанров, а исторический – в толковании новозаветных книг. Ф. Скорина использовал эти методы комплексно: учитывал реальность событий священной истории и одновременно выявлял их символические смыслы. Такие толкования содержат издания Пятикнижия Моисеевого, пророческих книг, иных библейских текстов. Понятие «символ» он обозначил термином «знамя», «ознаменование». Символический метод позволил ему тематически расширить библейские сюжеты.

В предисловиях ко всем книгам Библии Ф. Скорина отмечает, что они написаны как для внутреннего, духовного постижения великих тайн бытия, так и для обычного прочтения. Он был убежден: наука и религия, каждая своим путем, ведут нас к постижению правды – земной, ограниченной местом и временем, и небесной, вечной. Божья истина выходит за рамки земного бытия с его законами логики, поэтому трудна для постижения. Ведь даже философы во главе с Аристотелем не могли понять, как Бог сотворил мир из ничего. Поэтому истинная мудрость – в сотрудничестве науки и религии, в их взаимодополнении. Белорусский просветитель писал: «Двоякая правда: Божия и человечья. Двоякий суд: Божий и человечий. Двоякая похвала: от Бога и от человека».[5]

Взгляды Франциска Скорины свидетельствуют о нём как о просветителе, патриоте, гуманисте. В текстах Библии просветитель Скорина предстает человеком, который содействует расширению письменности, знаний. О этом свидетельствуют данный призыв к чтению:

«И всякому человеку потребна чести, понеже ест зерцало жития нашего, лекарство душевное, потеха всем смутным, найболей тым, они же суть в бедах и в немощах положены, надежа истинная…».

«Понеже от прирожения звери, ходящия в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».

Основой морали и правового общества, согласно Скорине, является врожденный закон, написанный Богом в сердце человека: «То чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех; и то не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь». Этот категорический императив христианской и общечеловеческой этики позже развивал немецкий философ И. Кант, придав ему правовое содержание: предписывалось всегда поступать так, чтобы максима (правило) твоего поступка могла быть основой всеобщего законодательства. За 260 лет до Канта белорусский просветитель доказывал, что именно на евангельском моральном императиве основываются все законы. В предисловии к библейской книге «Второзаконие» Ф. Скорина предложил классификацию права, выделив гражданское («посполитое», «земское»), семейное, обязательственное, уголовное, международное, военное («рыцарское»), государственное («царское»).

Основную же этическую категорию «добро» Ф. Скорина вслед за Аристотелем и христианскими философами связал с понятием «прекрасное».