Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шамина Л. Особ-ти работы с хором1.doc
Скачиваний:
189
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
548.35 Кб
Скачать

23

Особенности работы с академическим хором1

Вокальная работа с академическим хором характеризуется, прежде всего, выработкой такого мелодического звука, правильно оформленного певческого тона, который своей кантиленой, красотой, колоритом волновал бы слушателей, а безупречно ровным, звучанием напоминал звук инструмента. Поэтому вокальные упражнения для работы с академическим хором преследуют именно эту цель: развитие красивого голоса как такового.

Особое внимание в академическом пении уделяется моменту округления звука, “так как оно дает необходимую ровность голоса по всему диапазону и способствует выявлению эталона правильного певческого звучания голоса”.

От степени округления звука зависит окраска, характер звучания голоса: он может быть более прикрытым, далеким, матовым или более звонким, близким, ярким. Эти вокальные штрихи диктуются конкретными музыкально-художественными образами. Вместе с тем тембровые краски осуществляются на основе крепкого, прочного владения певцами единой манерой звукообразования, вокальной системой, школой пения. Исполнение классики, как правило, требует строго академического, прикрыто-округлого характера звука; исполнение народных песен допускает более открытый, светлый звук, имитирующий своей звонкостью, близкой подачей звука подлинно народный стиль исполнения.

Поскольку хоровое пение возможно лишь при одновременности действий всех певцов и академическое пение осуществляется под жест дирижера, очень важным становится момент слаженности процесса пения. Для этого руководитель должен оттачивать свою дирижерскую технику, особенно хорошо показывать ауфтакт - жест, предваряющий, предвосхищающий по времени различные технические и художественные моменты исполнения, которые необходимо показывать певцам. Если перефразировать известный афоризм “искусство пения - это искусство дыхания”, то “искусство дирижировать - это искусство ауфтакта”. Действительно, в ауфтакте заложено все - темп произведения, динамика, метроритмическая организация, характер дыхания и исполнения в целом.

Участники хора должны владеть приемом единовременного дыхания и вступления по руке дирижера. Приучить участников к дирижерскому жесту - значит привить им навыки пения по руке. Для исполнения произведений академического хора это очень важно, так как в них масса различных вокально-технических задач, нюансов, штрихов, вступлении хоровых голосов и т. д., которые без управления дирижера трудно выполнить.

Совершенствование вокальной техники в хоре предполагает работу над расширением диапазона голосов. Формирование верхнего участка диапазона связано с техникой округления верхних звуков, взятия их приемом “на себя” и сверху; при этом начинать формировать звук следует с фальцетного легкого звучания, раскрывая динамику постепенно, с помощью брюшного пресса (он как бы чуть-чуть выдвигается вперед). К нижнему участку регистра надо двигаться от звуков примарной зоны - зоны естественного звучания голоса, стремясь сохранить смешанное (микстовое) звучание с большой долей головного резонирования в средней и нижней частях диапазона. Все звуки диапазона должны пропеваться единым тембром, при едином механизме звукообразования, на зафиксированном положении открытой гортани, “зевке”.

Рассмотрим наиболее типичные недостатки в академическом пении самодеятельных хоров.

  1. Тусклое, бестембровое звучание. Возникает в результате отсутствия навыков дыхания, неумения пользоваться резонаторами, а также вследствие общего пассивного тонуса поющих. Путь к преодолению указанных недостатков - в выработке навыков певческого дыхания, пения на диафрагме, на опоре, в нахождении точки головного резонирования. Помогает также развитие музыкально-образного мышления певцов, которое, в свою очередь, активизирует эмоциональное отношение поющих к исполняемому репертуару.

  2. Форсированное, напряженное звучание. Выделяется чрезмерно повышенной динамикой, резкостью, грубостью исполнения. Сила звука в этом случае является ложным критерием художественной оценки пения, и громкость достигается не использованием резонаторов, а интенсивным выталкиванием звука. В результате возникающего высокого подсвязочного давления происходит “нажим” на связки. Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетической, но и вредно для певческого аппарата. Кроме того, хоры, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кантиленно.

Прежде всего, следует психологически перестроить певцов такого хора, объяснить им, что красота голоса и полноценное звучание достигаются не физическим напряжением органов дыхания и работой гортани, а умением пользоваться резонаторами, в которых голос приобретает нужную силу и тембр. Задача руководителя - снять напряженность в работе дыхательных органов певцов, излишнюю активность, найти точку головного резонирования. Поможет в этом пение упражнении с закрытым ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхания в динамике piano, mezzo-piano, филирование звука, упражнения на кантилену, ровность звука, спокойное, удержанное дыхание.

  1. Плоский, мелкий, “белый” звук. Очень часто такое звучание в академическом хоре отождествляют с народной манерой пения. Мы уже говорили, что “белый”, плоский звук ничего общего с подлинно народным пением не имеет. Хоровые самодеятельные коллективы, поющие таким звуком, как правило, не имеют четкого представления ни о народной, ни об академической манерах пения, их вокально-хоровая техника беспомощна. Руководителю коллектива следует прежде всего определиться в художественно-исполнительском направлении своего коллектива. Если хор будет развиваться как академический, руководитель обязан заняться правильным звукообразованием. Необходимо в первую очередь снять пение на горле, перенести его на диафрагму и обязательно выработать у певцов навык “зевка”, посыла округленного звука в точку головного резонатора. Выполнять все это следует в единой манере формирования звука; при этом полезны упражнения на “прикрытые” гласные ё, ю, у, а также пение выдержанного звука на слоги ми, мэ, ма, мо, му с округлением всех гласных.

  2. Пестрое звучание. Характеризуется отсутствием единой манеры формирования гласных, то есть “открытые” гласные звучат светло, открыто, а “прикрытые” - более собранно, затемнено. Происходит это оттого, что певцы не умеют в процессе пения сохранять зафиксированное положение “зевка” в задней части ротового канала. Зев принимает положение, соответствующее той гласной, которая поется. Отсюда пестрота звучания, которую хормейстер обязан слышать. Чтобы ликвидировать ее, певцам необходимо научиться петь в единой манере, то есть формировать все гласные (в том числе и “открытые”) способом округления.

  3. Глубокое, “задавленное” звучание. Может возникнуть из-за чрезмерного перекрытия звука, когда “зевок” делается очень глубоко, близко к гортани. Такое пение всегда остается несколько глухим, далеким, часто с гортанным призвуком. Прежде всего следует облегчить “зевок”, приблизить звучание, упражняясь на пении слогов с “близкими” гласными—зи, ми, ни, ди, би, ли, ля, ле и т. п. Исправлению недостатка поможет также включение в репертуар произведений светлого, прозрачного звучания, с использованием легкого staccato.

Лучше всего искоренять недостатки и прививать правильные певческие навыки, как говорилось выше, на специальных упражнениях. Каждое вокальное упражнение должно быть посильным для исполнения, иметь четко сформулированную руководителем вокально-техническую задачу, а также ключ к ее решению. Руководитель должен либо сам продемонстрировать технику исполнения того или иного вокального задания, либо доходчиво объяснить механизм его выполнения, фиксируя внимание хористов на правильных и неправильных моментах исполнения. Чтобы делать это квалифицированно, руководителю необходимо научиться хорошо слышать недостатки пения, знать причину и способы исправления их. Надо избегать формального пения упражнений, бесцельного “вокализирования”.