Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
109.06 Кб
Скачать

Первая инстанция в суде

Судом первой инстанции можно считать губную администрацию, однако глава X «О суде» Соборного Уложения практически полностью посвящена суду в московских приказах, что свидетельствовало об усилении централизаторских тенденций, когда все решение принимались в столице. По сложившейся традиции суд осуществлялся в приказе, управлявшем территорией, на которой проживали истец или ответчик. Так, в Уложении было оговорено, что стрельцы по всем делам, "опричь розъбою и татьбы с поличным",  судятся только в Стрелецком приказе, и с иском к стрельцам можно было обращаться только в данный приказ. Патриаршие служащие и крестьяне судились в патриарших приказах и так далее. Начальников приказов называли судьями, дело рассматривалось коллегиально - боярином  или окольничим подписывалось поименно теми должностными лицами, которые слушали дело: «А кого у вершения того дела не будет, и того в приговор не писать». Высшей апелляционной инстанцией являлся царь и Боярская дума. Царю подавали челобитную, если истцу «в приказе суда не дадут, или против его челобитья указу ему не учинят». В высшей инстанции рассматривались и наиболее сложные дела4.

Судебный процесс

Судебный процесс по гражданским делам начинался с подачи челобитной истцом. Затем истцом составлялась и регистрировалась в приказе так называемая "приставная память" - документ, предназначенный для пристава, который должен был обеспечить явку ответчика в суд.  Пристав разыскивал ответчика, а в том случае если он скрывался, приставу предписывалось, взяв с собой товарищей, стеречь у двора его день и два и три.  Если же ответчик отбивался силой, воеводе предписывалось дать стрельцов, пушкарей, зачинщиков, столько человек, сколько приставу было нужно. Ответчик должен был представить «порутчиков», которые дали бы «поручную запись»,  гарантирующую его явку на суд в установленный срок. Поручители упоминаются еще в Русской Правде, там их называли "послухами". В Древней Руси каждый человек  воспринимался  как часть определенного сообщества - семьи, рода, общины, сословной корпорации. Во всех делах, будь то уплата подати или судебная тяжба, господствовал принцип круговой поруки. За ответчика должны были поручиться его родичи или соседи: за посадского человека ручались посадские люди, за крестьянина - его односельчане-общинники и так далее. Поручители несли ответственность по своей поручной записи, например, в случае бегства ответчика Уложение предписывало государские пошлины и иски истцов брать с порутчиков. В некоторых случаях зависимые люди должны были выступать поручителями за своего владельца. Если ответчик, несмотря на поручную запись, не являлся на суд, ему направлялась "государева зазывная грамота". Ответчик имел возможность дважды не явиться на суд без уважительной причины, но был обязан оплатить издержки истца. После третьей неявки ответчик считался проигравшим дело5.

Судоговорение.

Судоговорение происходило устно. Суд принимал во внимание письменные документы, но только те, что были представлены до и во время самого процесса (у истца и у ответчика письменных ссылок и никаких писем после суда не принимать, кроме того, что в суде подано). Для представления оправдательных документов, хранившихся не в Москве, сторонам давался "поверстный срок". Большое значение имели свидетельские показания. Свидетели приносили присягу говорить правду - "целовали крест". Судебная практика той эпохи различала "ссылку из виноватых" и "опчюю ссылку". В первом случае одна из сторон представляла своих свидетелей, но тогда от них требовалось полное совпадение показаний. Если же "не все в одну речь, хотя един не по нем скажет", эти противоречивые показания засчитывались против ссылавшейся на них стороны. "Опчая ссылка" означала, что истец и ответчик ссылались на общих свидетелей, чьи показания, как правило, и решали дело. Если же общие свидетели не могли дать удовлетворительных показаний, судьи назначали повальный обыск. Воеводам и приказным людям направлялись соответствующее предписание - "государевы грамоты".  Воеводы наряжали для проведения повального обыска "сыщиков" и по результатам обыска отправлял в суд "обыскные речи". Под повальный обыск попадали люди всех сословий, но обыскные речи дворян и крестьян составлялись особо. Решение суда оформлялось в письменном виде - подьячий составлял "судное дело". Черновик подписывался истцом и ответчиком и хранился у подьячего "для спору". Переписанный набело экземпляр скреплялся дьяком и хранился в приказе. Выигравшая дело сторона получала грамоту, подтверждавшую ее права6.