Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
для психолога по жизни.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
2.39 Mб
Скачать

Лодочник, Друг и Жених, или "Санта-Барбара" от Козлова

Сказка

Было это или не было, но в одной самой обычной деревне жила самая обычная девушка. Звали ее Настя. Может быть, она была не самая умная, но красивая и очень добрая. И, как очень многим девушкам, более всего ей хотелось удачно выйти замуж, чтобы у нее был хороший муж и детишки. И вот у нее появился любимый — Саша, парень из соседней деревни, и они часто встречались на мостике над рекой, которая их разделяла. Как развивались их отношения? Да как у большинства их сверстников: вначале красиво, а потом сложно: то полет, то напряженка, то обиды, то примирения — все, как обычно. Насте нравилось, что Саша по ней сохнет, что переживает после их ссор, и то, что подруги ей завидуют.

Сложилось так, что Саше надо было уезжать в город, причем на целых два года, и на сборы было всего несколько дней. Тогда Саша пришел к Насте и сказал: "Всё, хватит такой жизни. Либо завтра мы с тобой расписываемся, либо прекращаем все эти непонятные отношения. Я тебя завтра жду, мы идем с тобой в загс. Если ты не придешь, я уезжаю без жены". Настя промолчала, но, когда шла домой, поняла, что у нее в душе огромная радость. И ее не пугал сильный ветер, и ее не огорчил начавшийся проливной дождь.

Однако это был не просто ветер и не просто дождь. Это началась настоящая буря, и, когда Настя утром выбежала к реке, она увидела страшный несущийся поток: река разлилась, а мост снесло. И только тут, оказавшись отрезанной от Саши, Настя поняла, как сильно она его любит, как тяжело и больно ей его потерять. Слезы потекли по ее лицу, но вдруг она увидела лодочника. Может быть, он выручит, он спасет ее? Она побежала к нему, но слова лодочника были как оплеуха: "Если ты со мной переспишь". Земля поплыла под ее ногами... Что теперь делать, куда идти? И тут она вспомнила о своем друге, жившем в доме напротив. Он поможет ей! Она прибежала и стучала ему в окно и дверь, но друг не стал ее слушать, бросил ей резко: "Опять ты со своими проблемами, сколько я могу все за тебя решать? Учись жить своим умом!" — и захлопнул дверь.

Настя шла, не зная куда. Ноги привели ее снова к реке, тогда она подошла к лодочнику и сказала, что согласна. Когда лодочник брал ее, Насте казалось, что все это происходит вовсе не с ней, потому что с ней такого произойти не может... Потом была переправа: опасно раскачивающаяся лодка, серая и коричневая страшная вода и скользкий берег. И вот Настя уже бежит к Саше, и вот она уже в его объятиях! Как хорошо, как спокойно с ним рядом! Саша обнял и согрел ее. И вдруг, глядя в его теплые и любящие глаза, она расплакалась и стала рассказывать, что сейчас с ней было.

И замолкла на полуслове. Потому что у Саши вдруг лицо переменилось и сделалось чужим. Он отстранил ее от себя и сказал, что такая она ему не нужна. Потом Настя снова шла по берегу. Мысли путались, но одно она понимала: порушилось всё. Любимый отвернулся, уехать — некуда, вернуться в деревню — так девчонки не дадут жить, а если лодочник расскажет — а ведь он наверняка все расскажет! — то...

Тут она оказалась на высоком берегу реки, посмотрела на низкую серую воду — и сделала шаг вперед...

Переживание и обсуждение

Ну и что, сказка как сказка, немного лубочная. Все верно, но попробуйте принять только одно: что все это было в реальности и что Настя — ваша любимая сестра.

Старшая? Младшая? Постарайтесь услышать ее голос. Увидеть ее глаза. Какой вы видели ее последний раз?

Вы любили ее, а сейчас были на ее похоронах. Дождь, кстати, все еще идет... И у вас из головы не выходят люди, которые сыграли здесь свою роль. Лодочник. Друг. Жених. Постарайтесь понять: какие у вас к ним чувства? Понимание или презрение? Удивление или негодование? Конкретно, если сейчас из ближайшей калитки выйдет лодочник, вы встречаетесь с ним лицом к лицу, и он пытается с вами заговорить: "Черт, сигареты не взял. Браток, закурить не будет?" — что ответите?

"Я убью тебя, лодочник?"

Не торопитесь. Подключите свои чувства и попробуйте пройти через страшность этой ситуации. Представьте ее, как будто проживали ее вы.

...Вы выбегаете на улицу, и ветер с дождем бьет вас по лицу. Деревня как будто опустела, на размытой дороге валяются сломанные ветром ветки, и у реки — разрушенный мост. Мост, по которому вы не пройдете. Смятение чувств, отчаяние и вдруг надежда — вон лодочник! Быстро к нему, а в душе: страх, просьба о помощи, слезы и боль... И теперь вы слышите то, что сказал ей — сказал вам — лодочник. Как дышится вам? Почувствуйте, с какими чувствами она уходила от него — одна, и как ноги ее скользили по грязи... Прочувствуйте ее состояние: долго стучать замерзшими ладошками в окно и дверь — другу, надеяться на понимание, а потом увидеть чужое, закрытое лицо и услышать холодные слова — нет, помощи не будет. Слезы и боль — и уже без головы, просто от некуда идти — снова к реке, снова к лодочнику. Представьте, как она подходит к нему: на ватных, неверных ногах...

Возможно, вы уже утомились и вам хотелось бы отвлечься, но у нее такой возможности нет. Поэтому

прочувствуйте в деталях, как все происходило между ними, — едва ли там было много красоты... Уже ненужная папироса в сторону, руки, дыхание, боль, темнота в глазах... А как они ехали потом через страшную черную реку, и довольный лодочник рассказывал ей, как своей сообщнице, похабные анекдоты. И вот лодка ткнулась в берег, она выскакивает и бежит к тому, ради которого она прошла через весь этот ужас, и — и дальше вы все знаете... Ваши чувства?

Просто представьте, что вы только что обо всем этом узнали, идете по улице и вот лицом к лицу встречаетесь с Лодочником. Или ее Другом. Или Женихом... Ваши чувства? Ваши действия?

Выразить словами чувства непросто, потому что они в своей основе — не слова, а действие, жест. И в "Синтоне" я предлагаю не словами, а жестом выразить то, что собралось, определилось у вас в душе. Можно подойти к любому из этих персонажей — к Лодочнику, Другу или Жениху и самым прямым образом выразить им свои чувства. Говорить можно, но важнее всего — жест.

Персонажи встают и готовы принять любые наши чувства. И жесты.

Стоп!!! Техника безопасности: я знаю, что многие учителя и психологи проводят практические занятия прямо по книге. Чтобы в результате кто-то не получил жестом прямо по физиономии, проследите, чтобы на Лодочнике не было очков, и вообще аккуратно предупредите, чтобы при выборе жеста ударить удар был бы символическим, а не настоящим, а то бывает больно и очки бьются.

Хотя некоторые персонажей не презирают, а тепло их обнимают — сочувствуют.

Рекомендую: дайте эту историю прочитать вашим знакомым и проведите здесь социологический опрос: что они думают и чувствуют по поводу персонажей? Обещаю, что вы столкнетесь с потрясающе разнообразной палитрой мнений.

Статистика моя: чаще всего здесь видят не Негодяев, а Дураков, которые вызывают только сожаление. Количество Негодяев обычно варьируется от нуля до четырех (к основной тройке часто прибавляется Жизнь, которая вообще во всем виновата). Самым негодяйским персонажем традиционно оказывается Лодочник. О Женихе и Друге бурно спорят, любопытнее же всего мне представляется позиция, в которой единственно виноватым персонажем считается...

Настя.

И не о том речь, что она с начала до конца вела себя, как дурочка. Зачем было изначально так романтически и глупо договариваться, была ли нужда устраивать героическую переправу в ситуации Всемирного Потопа, зачем было некоторые подробности рассказывать жениху — и так далее, любой из вас сформулирует десяток этих "зачем".

Вопрос серьезнее: собственно, кто был ее непосредственным убийцей? Она. Убила себя она, все остальные просто жили вокруг нее своей — наверное, не всегда простой и не всегда правильной — жизнью. Но именно она убедила себя, что сейчас перед ней стоит вопрос жизни и смерти, именно она решила, что жить дальше невозможно, именно она столкнула себя с обрыва в реку — все эти действия были ее. И это еще не все. Походя она подставила Лодочника, сломала жизнь искренне любящему ее Жениху, повесила камень вины на душу Другу... А если у родителей она была единственной дочерью, то почти наверняка она убила еще двух людей: своего отца и мать. Мало?

Что-то вспомнилось детско-развлекательное: – Как назвать мальчика, который убил своих родителей? – Бедный сиротка!

Я смею утверждать, что ваше доброе отношение к Насте идет в первую очередь не от ее поступков, а от того, что эту историю вы услышали от ее лица. Мы показали вам кусочек жизни Насти, вы вошли в ее жизнь и постарались понять ее — да, но при этом вы не вошли в жизни других персонажей и не попробовали понять их — других.

Проверим? Попробуем?

Негодяйские рассказы

Вам задание: вспомнив историю, определите для себя самого негодяйского персонажа.

Негодяй Лодочник. Хорошо.

А теперь попробуйте увидеть ситуацию Его глазами.

Пояснение: Лодочник — это человек. Возможно, что очень неправильный и плохой, но у него есть свои мысли и свои чувства. Какие? Смею предположить, что во многом даже похожие на ваши. Ему бывает скучно, он бывает воодушевлен, кто-то его раздражает, а кого-то он любит. О ком-то — заботится. О ком? Окажитесь им и попробуйте понять, почувствовать, кого он мог бы любить и о ком заботиться? О лодке, которую он только что так аккуратно просмолил? О своей старой, потерявшей слух маме? О щенке, пушистом комочке, который всегда крутится под ногами, когда он возвращается домой?

Вы — Лодочник. Вот сейчас вы сошли с крыльца, вам зябко, кругом сырой туман — потому что раннее утро, широкие сапоги хлопают на ногах, на плечо немного давит весло — вы вчера меняли стертые уключины. Хочется курить — черт, курево кончилось... Может, у Васьки стрельнуть?

Ну вот, кажется, и въехали. Продолжайте. Как вы расскажете Ваське ту историю?

"Да понимаешь, как дело было... Погода, хрен, никуда, а у меня голова еще хуже, с бодуна я был. А тут прибегает какая-то телка, сиськи все наружу, и кричит на меня: вези меня, надо ей очень. И ни бутылки с собой, ничего. Шуры-муры у нее с кем-то, давно, видно, не тискались, и я ее еще везти должен. А я что, сам не мужик, что ли? А она так, ничего телка... Ну, предложил я ей, а она, дура, в слезы, изображает из себя целку, знаю я их. Потом-то все равно прибежала и бутылку принесла, ну мы с ней полюбовно и все вопросы решили... А насильно — не, это я никогда. Что я, негодяй какой-нибудь?"

...Оставьте Лодочника на берегу. Вглядитесь в себя: ваши чувства?

Мои — в целом спокойные. Лодочник живет так, как живут все нормальные спивающиеся мужики. Культуры в нем ровно столько, сколько вложили в него такие же дурные родители, но он по-своему честен. Он живет только так, как может жить, и по-другому жить не может.

Я же не возмущаюсь пнем, который стоит на дороге и мешает мне. Пень тут стоял и до моей тропинки.

Да, не буду скрывать, мне неприятно слышать голос этого Лодочника и такой его рассказ. Но я знаю, что это говорит та сторона моей души, которая смотрит на внешнее. А другая, та, которая мудрее, подсказывает мне: его рассказ больше скрывает, нежели говорит. И чтобы почувствовать Лодочника, мне надо пробиться сквозь его рассказ — к нему.

...Его жизнь не сложилась так же, как у его отца и брата. Учиться он прекратил в третьем классе, фактически выгнали его из школы в седьмом — отсюда трудность в подборе слов и привычный ругательный лексикон. Я в его рассказе слышу защитную браваду и думаю, что она скрывает его огорчение и растерянность. Нет, больше, скрывает его страх — в первую очередь перед собственным чувством вины. А также то, что на Настю он давно заглядывался, понимая, что она никогда не обратит на него своего внимания — как и любая другая красивая и разумная женщина...

Прощай, Лодочник! Я желаю тебе любви!

Тем более что в истории были и другие персонажи.

Когда я говорю от лица Соседа, я слышу свой голос, свои интонации и, наверное, свою жизнь. Вы можете меня судить, но я рассказываю вам, как это было: "Я ее любил. Она этого никогда не знала: мне было достаточно того, что она считала меня своим другом и прибегала по любой мелочи. Я относился к ней, как к ребенку, тем более что иногда она действительно свою голову не включала. Я знал, что она собиралась замуж за какого-то ненормального с той стороны реки, но все не верил, что у нее это так всерьез и так глупо. Она, честно скажу, и раньше, бывало, раздражала меня — когда придет вся в слезах и соплях и чтобы я все за нее решал, а тут я вообще был не в духе, а она ворвалась: "Если ты сейчас же не пойдешь со мной и не уговоришь лодочника, я тебя больше не знаю!" — и рыдает полную ахинею про своего ненормального и какие-то свои с ним уговоры. Попробовал ее успокоить, но вышло только хуже: даже в негодяи попал. Ну, так и убежала она, я толком с ней и поговорить-то не смог... Осуждаете меня?"

Рассказ от лица Жениха прочувствуйте, проживите и напишите, пожалуйста, все-таки сами. Подскажу, что некоторую — и немалую — роль там сыграла его мама.

Азбука правосудия

Друзья, а нет ли в том, что мы сейчас делаем, некоторой подтасовки? Вернемся все-таки к Лодочнику. Конечно, при некоторой фантазии его можно представить не только невинной жертвой трудных обстоятельств, но и просто Спасителем Человечества, — но стоит ли? Будет ли это правдой? Надо ли всяким сволочам сочинять оправдательные истории, может, лучше называть вещи своими именами: трусость — трусостью, а подлость — подлостью?

Как популярно объяснили мне мои друзья из ближнего зарубежья, подобная история в Грузии, например, произойти просто не может. В России Лодочника действительно могут и понять, и пожалеть, а там любой из родственников Насти пристрелит его сразу и насовсем. Или вся деревня соберется и сделает с ним такое, что больше он ни одной девушки не испортит — нечем будет. Может, такая психология правильней?

Другими словами, все-таки есть на свете Негодяи — или их нету?

Если хотите коротко — я не утверждаю, что Лодочник в этой истории обязательно любящий и благородный человек. Но ведь и не очевидно, что он непременно последний негодяй. По рассказу, который был, про Лодочника понятно только то, что он в ситуации участвует. А какая его роль — данных совершенно недостаточно.

Поэтому работает правило: пока не все ясно, о человеке думай никак или — хорошо.