Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия. семинары..doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
222.21 Кб
Скачать

6.2 Система абсолютного идеализма г. В. Ф. Гегеля

Суть своей философской системы сам Гегель выразил так:

«Согласно кантовской философии, вещи, о которых мы знаем, суть лишь явления для нас, а в себе они остаются для нас не­доступными и потусторонними. Этот субъективный идеализм, согласно которому то, что составляет содержание нашего созна­ния, есть лишь только наше содержание, содержание, полагае­мое лишь нами, непредубежденное сознание справедливо от­вергает. Истинное положение вещей на деле таково, что вещи, о которых мы непосредственно знаем, суть простые явления не только для нас, но также и в себе, и настоящее определение конечных вещей и состоит в том, что они имеют основание сво­его бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее. Это понимание вещей также должно называться идеализмом, но в отличие от субъективного идеализма критической фило­софии мы должны его назвать абсолютным идеализмом» (Ге­гель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1975. — Т. 1. — С. 162 — 163). Таким образом, можно сказать, что абсо­лютный идеализм Гегеля представлял собой попытку объяснить весь природный, социальный и духовный мир на протяжении всего периода его существования на основе одного-единственного принципа, свести его к одному понятию. В этом случае аб­солютный идеализм должен был являть подлинную философскую систему, поскольку в нем под одно начало подводились самые разные материальные и идеальные явления и процессы, которые таким образом оказывались неразрывно связанными в рамках единого целого.

Исходным понятием в абсолютном идеализме Гегеля высту­пает «Абсолютная идея». Первое и основное определение Абсо­лютной идеи — разум, «мышление, подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного», которое «выходит за пре­делы всех их и составляет основание всего» — и природных ка­таклизмов, и социальных явлений, и человеческий действий (Там же. — С. 122).

Правда, сама по себе Абсолютная идея есть лишь неопре­деленная интуитивная мысль: «Все разумное действительно; все действительное разумно», которая, коль скоро мы хотим видеть наш разум абсолютным идеальным первоначалом мира и чело­века, нуждается в дальнейшем прояснении и обосновании. Это самопознание Абсолютной идеи распадается на три этапа: Ло­гику, философию природы, Философию духа.

Обычно логика определяется как наука о формах и приемах человеческого мышления, необходимая человеку для того, что­бы научить правильно мыслить и тем самым превратить мыш­ление в научный метод познания действительности. Для Гегеля Логика — это система «определений мышления», которые выра­жают наиболее существенное в реально существующих вещах, т. е. совпадает с метафизикой (как разделом философского зна­ния). Например: «мы говорим: оно есть животное. Животного как такового нельзя показать, можно показать лишь определенное животное. Животного как такового не существует, оно есть все­общая природа единичных животных, и всякое существующее животное есть конкретная определенность, есть обособившее­ся. Но свойство быть животным, род как всеобщее, принадле­жит определенному животному и составляет его определенную существенность. Если мы отнимем у собаки животное бытие, то мы не сможем сказать, что она такое» (Там же. — С. 121 — 122). Можно сказать, что Логика — это царство «чистой Идеи», суще­ствующей внутри себя самой.

Затем Абсолютная Идея превращается в природу, и предста­ет в виде конечных, чувственных и телесных вещей, отходя при этом от своей изначальной идеальной сущности, вернее, обле­кает ее во внешнюю материальную оболочку или форму. Одна­ко цель природы — «умертвить саму себя и прорвать свою кору непосредственности, чувственности, сжечь саму себя как фе­никс, чтобы омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа» (Там же. — Т. 2. — С. 578). Действительно, на этапе философии природы можно наблюдать, как протекает в приро­де процесс эволюции, переход от низших ступеней организации живого к высшим, который увенчивается появлением, человека как наделенного духом разума существа.

Олицетворяющий собой последний, завершающий этап са­моразвертывания Абсолютной идеи дух — это та же Идея, но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллекту­альной деятельности людей, начиная от низших форм (вроде сновидений) и кончая абсолютным знанием, где достигается правильное выражение Абсолютной идеи посредством научных понятий и логических категорий. С помощью человеческого духа Абсолютная идея может завершить процесс самопознания, по­скольку только человеческое познание способно раскрывать нематериальные, идеальные сущности вещей и тем самым удо­стоверять, что абстрактные понятия и категории Логики действи­тельно отражают сущность существующих в Природе вещей. «Посредством этого познания идеальная природа духа ... дости­гает своей завершенной, наиболее конкретной формы, дух воз­вышается до полностью постигающей себя действительной идеи и тем самым до Абсолютного духа» (Там же. — Т. 3. — С. 20). Под Абсолютным духом Гегель подразумевает совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий разви­тия всемирной истории. Определение «абсолютный» здесь не случайно. Ведь Абсолютный дух относится только к самому себе, имеет дело только с самим собой, и в форме самой философии сознает свою собственную абсолютную в своей идеальности сущность. Можно также сказать, что Абсолютный дух — это воз­вратившаяся к самой себе и наконец-то познавшая сама себя Абсолютная идея. Очень приблизительно (пример Гегеля) Абсо­лютную идею и Абсолютный дух можно сравнить со стариком и ребенком. Если даже ребенок смутно представляет себе цело­стность и взаимосвязь окружающего его мира, то не осознает его масштабов, многогранности и степени совершенства в той мере, в какой это доступно старику, за плечами которого как собственный жизненный опыт, так и совокупный культурный опыт всего человечества.

Философский словарь: Абсолютный дух, антиномия, апри­ори, «вещь в себе», Г. В. Ф Гегель, идеализм, идеальное, им­ператив, И Кант, феномен, явление.