Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экология Багрова.doc
Скачиваний:
200
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.38 Mб
Скачать

5.11. Экология и эстетика

Видимая (визуальная) среда, комфортная для глаз среда, «сенсорный голод», гомогенная среда, «агрессив­ные поля», видеоэкология.

Среди многих экологических проблем неоправданно редко говорят о влиянии на человека эстетических качеств окружающей его среды, о свойствах постоянно видимой (визуальной) среды.

Эта проблема не возникала до тех пор, пока сохранялись относительно тесные контакты человека с естественной природной средой. Тогда люди в основном жили в сельской местности, а в небольших городах сохранялись фрагменты природных ландшафтов. Ритм жизни был более спокойным, и жители городов находили время, чтобы полюбоваться звездным небом или живописными видами из окон своих домов. Сейчас же городской житель вынужден большую часть суток проводить в искусственной среде. Поэтому все чаще наряду с такими важными экологическими факторами, составляющими среду обитания человека, как чистый воздух, свет, вода, почвы, продукты питания, называют видимую (визуальную) среду. Красота природы, ландшафтов сейчас становится одной из самых больших ценностей мира. Многим известны слова писателя Ф. Достоевского: «Красота спасет мир». Используя современные термины, можно утверждать, что красота природы является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экологическое и устойчивое развитие человечества.

Красивая визуальная среда радует глаз, вызывает положительные эмоции. Но все чаще те картины, которые мы наблюдаем в повседневном быту, доставляют человеку неприятные ощущения, что, в конечном счете, сказывается на его здоровье.

Комфортная для глаз среда характеризуется насыщенностью зрительными элементами, их многообразием, наличием в силуэтах построек линий разной кривизны, толщины, контрастности, богатой цветовой гаммой, разной удаленностью видимых элементов, создающих панорамность, и др. Рассматривая сложный объект, глаз фиксирует какой-то элемент, чаще всего наиболее заметный. Он пытается за что-то «зацепиться» (на лице человека — это глаза и губы, в многоугольнике — острые углы).

Отсутствие видимых объектов, или «опоры» для глаз, заставляет глаз работать в неэкономном режиме, требующем затраты дополнительной энергии. Многочисленными наблюдениями за состоянием здоровья полярников, шахтеров, космонавтов и других людей, занятых однообразным трудом в замкнутом пространстве, установлено, что длительное пребывание в условиях недостатка информации для органов чувств приводит к «сенсорному голоду». Особенно скучает человек по зрительным образам. Наблюдается увеличение нервных расстройств, психических заболеваний, стрессовых состояний. Это связано с оторванностью жителей города от природы, с особой современной «городской средой». В отличие от естественной визуальной среды, которая находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как «лепила» глаз «под себя», в городах человека чаще окружают однообразные и агрессивные видимые среды.

В гомогенной (однообразной) среде число видимых элементов резко снижено или они отсутствуют совсем. В современных городах она представлена однообразными, преимущественно темно-серыми тонами бетонных заборов, подземных переходов, асфальтовых покрытий, плоских стен, крыш, прямыми линиями и углами зданий. От зданий же старинной архитектуры «глаз не оторвешь», он успокаивается, «отдыхает».

Особенно негативное воздействие оказывают «агрессивные поля» — среда, в которой человек одномоментно видит большое количество одинаковых элементов (рис. 5.34). Монотонное повторение одних и тех же элементов мы видим в бесконечных рядах одинаковых окон многоэтажных жилых и административных зданий, в решетках заборов, в «шахматном» рисунке облицовки фасадов домов, в унылых рядах железных гаражей и др.

Недавно возникшее новое научное направление — видеоэкология — утверждает, что нарушение визуальной среды в современном городе — это не просто ущемление эстетических вкусов особо чувствительных горожан. С ним связана чрезмерная раздражительность людей (что не менее опасно и губительно, чем другие беды — эпидемии гриппа и туберкулеза, дефицит питьевой воды, загрязнение атмосферного воздуха), агрессивность поведения и даже рост преступности. В Москве, например, ухудшение криминогенной обстановки от центра к окраинам связывают с новостройками микрорайонов, сплошь состоящими из «агрессивных полей».

Подобные примеры наблюдаются и в городах Крыма. В Симферополе, с точки зрения видеоэкологии, негативное воздействие на горожан оказывают здания с прямоугольными очертаниями и плоскими крышами в районах улиц Гагарина, Залесской, Героев Сталинграда, Матэ Залка, Кечкеметской и других, многоэтажки с пятнами черных прямоугольников закрашенных блоков, дома с огромным количеством монотонно повторяющихся окон, где глаз человека не может задержаться ни на одном из них. На фасаде гостиницы «Москва», например, их более 160, еще больше — на стенах высотного «дома-корабля» на Московском кольце. Стена из серых бетонных троллейбусных опор и тяжеловесные рекламные щиты закрывают от взора сохранившуюся зелень на кольцевых транспортных развязках. Трубы коммуникаций, как в районах с вечной мерзлотой закрученные в стекловату, рубероид и фольгу, приподнятые над землей в виде памятников, протянулись не только по окраинам (в Марьино), но даже по тем районам города, которые исторически считались самыми живописными (ул. Тургенева и др.).

Состояние визуальной среды крымских городов превратилось в серьезную экологическую проблему. Необходима разработка специальных нормативных документов по формированию визуальной среды, в частности, по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре (некоторые нормы видеоэкологами уже разработаны).

Необходим учет сохранившихся фрагментов благоприятной визуальной среды в городах. В Симферополе ее образуют здания Крымского академического русского драматического театра им. М.Горького, Центрального банка, железнодорожного вокзала с его знаменитой коллонадой, зданий с башенками-беседками и лепными украшениями (на улицах Кирова, Ленина, Воровского), Воронцовского дома-усадьбы со скульптурами львов в парке Салгирка, все скверы и парки города, немногочисленные бульвары. Заметное разнообразие в визуальную среду города вносят дома-коттеджи с разноуровневыми крышами, с арочными проемами окон и дверей, узорчатыми решетками балконов, здания ряда современных офисных помещений.

В японских городах есть опыт сноса только что построенных многоэтажных домов только потому, что они закрывали жителям вид (например, на гору Фудзияма), или компенсации за неудобства жизни, связанные с плохим видом из окна квартиры. Ландшафтным архитекторам давно известны приемы вертикального озеленения, устройства фонтанов, озеленения крыш, украшения живописью торцов зданий и др. По мнению Аристотеля, город должен предоставлять людям безопасность и одновременно делать их счастливыми.

Особую актуальность приобретает сохранение и организация визуальной среды на курортах, вдоль туристских маршрутов, прогулочных троп, набережных, практически — на всей территории полуострова. Комфортная, разнообразная визуальная среда — это такое же богатство Крыма, как климат, солнце, лечебные грязи и другие ресурсы полуострова.

­