Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Бурлака в PDF / Онтология

.pdf
Скачиваний:
34
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
291.6 Кб
Скачать

ОНТОЛОГИЯ

софскими терминами, то Евангелие есть не что иное, как он тологически укорененная аксиология. Верно и обратное: Но вый Завет несет в себе концепцию бытия, обоснованную из ценности. Библия вообще не знает абстрактного бытия вне духовного контекста. Такое известно и интересно языческой мысли, и в той мере, в которой мысль современная загоняет себя в резервацию чистой онтологичности, она влечется сво им добиблейским прошлым, залегающим в глубинах транс цендентальной памяти. Стихия духа — это свобода, поэтому его акты нравственны по природе. Так, уже творение пред ставляет собой выбор, сделанный Богом «за жизнь мира». Это означает, что и бытие, и сущее включены в аксиологический контекст. Смерть и разрушения суть определенные ценност ные предпочтения. Заповеди Нагорной Проповеди глубоко онтологичны, раскрывая нам любовь как основную бытий ственную, а ненависти — меоническую силу. Свобода сущего, утрачивающего свой центр в Сущем, распадается в небытий ственность, а мыслящее сущее, обретающее в Боге свою выс шую ценность — усыновляется Им.

Процесс этот, поскольку он осуществляется силою любви, отдающей себя другому, свободен в положительном и содер жательном (материальном) смысле слова. Он совершается не по формальному принуждению долга. Любовь, будучи выс шим благом, заключает в себе долг и должное в качестве абст рактного момента. В этом смысле аксиология содержит в себе деонтологию, как Новый Завет включает в себя Ветхий по смыслу. Объективным основанием деонтологичности этики является разрыв между порядками сущего и должного, причи ной которого выступило грехопадение. В мире пра падшем, в котором еще нет разделения на относительно самобытную сферу исторического и волю Божию, действующую в развива ющейся субстанции тварного сущего в качестве Промысла, су щее и должное тождественны. Ориентация мысли только на сущее и даже на бытие сущего в той или иной форме будет он тологизировать недолжное, т. е. по сути оправдывать грех. Отвлеченно деонтологическая установка представляет собой крайность другого толка — беспочвенный моральный волюн таризм, столь же бессильный, сколь и закон по отношению ко

— 324 —

Переход от онтологии к аксиологии

греху, который он лишь ограничивал, но не искоренял. Еван гелие и есть благая весть о подрыве самого корня небытий ственности в сущем. Но этот надрыв связности греха и творе ния надо понимать и процессуально.

Мышление представляет собой по своему положительному смыслу процесс продолжающегося Боговоплощения. Слово Божие рождается в мыслящем сердце человека, а для него этот процесс является рождением свыше. Акт мысли осуще ствляется личностью, но человек делает его в определенной среде. Субстанциальной средой, в которой экзистирует экзис тенция, выступает культура. Эта субстанция держит человека, несет его, давая ему возможность становится человеком, но она же и задерживает его. Выступая памятью истории, культу ра несет в себе смысл прошедших событий, которые пластами залегают на разных ее уровнях — архетипическом, категори альном, символическом.

Философская рефлексия во времени следует за историей духа. Порой требуются столетия, дабы та работа, которую дух производит в мыслящей душе, была осознана. Кроме того, просвещающая энергия Евангелия рассеивается в душе транс цендентальной памятью. Последняя может продуцировать и собственную активность — мышление начинает реагиро вать на Евангелие, отторгая его. Однако эти реакции, будучи должным образом осмыслены, оказываются провиденциаль ными. Содержание тьмы, выходящее или выводимое на свет, уже не тьма, а по крайней мере, сумерки.

Сказанное означает, что та или иная философская позиция несет в себе явные или прикровенные религиозные предпоч тения, даже если настаивает на иллюзорности религиозности как таковой. Отвлеченный онтологизм восходит к архетипам коллективного подсознательного языческого мира. Его фило софские системы лишь высветили их содержание, отлив его в понятия, дали разуму видеть свои корни. «Закрепощение» Бога бытием имеет своей оборотной стороной обожествление бытия самого по себе. Мышление, в категориальной структу ре которого роль системообразующего принципа принадле жит понятию субстанции, отвечает ветхозаветному слою, несо мому памятью истории. Метафизика истории Гегеля, которую

— 325 —

ОНТОЛОГИЯ

якобы «сотворил Сам Бог», представляет собой вершину та кого субстанциализма. Антисубстанциалистские настроения эпохи постмодерна неизбежно приводят к выпадению созна ния в новое язычество или нигилизм. В контексте новозавет ного откровения высшей ценностью и вершиной бытия выс тупает свобода. Русские религиозные философы, концепции которых были рассмотрены выше, если и ошибались в конк ретных формулировках, то дух Евангелия выразили достаточ но конкретно.

В свете всего сказанного аксиологию можно рассматривать не только как этику, хотя она выступает и таковой. Аксиоло гия — это философия в ее цельности, которая задается оцен кой сущего sub specie aеternitatis. Образы вечности, созданные человеческим духом, познающим себя и сущее, разнородны и неоднозначны по своему нравственному смыслу. Рассматри вая типы мировоззрений я, учитывая сложившуюся тради цию, принятые в ее рамках термины и классификационные схемы, не отбрасывал их, но изменял и расширял. И, безуслов но, аксиология не может быть безоценочной. Такая филосо фия была бы деревянным железом.

Соседние файлы в папке Бурлака в PDF