Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дифф. психология.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
1.07 Mб
Скачать

15. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

15.1. Эмоциональная возбудимость

15.2. Эмоционально-мотор. устойчивость

15.3. Стеничность эмоций

15.4. Внимательность

15.5. Продуктивность памяти

15.6. Критичность мышления

15.7. Сообразительность

15.8. Творческое воображение

15.9. Воля: самообладание

15.10. Целеустремленность

15.11. Настойчивость

15.12. Решительность

15.13. Дисциплинированность

16. Биологически обусловленная подструктура

16.1. Темперамент: сила

16.2. Подвижность

16.3. Уравновешенность

16.4. Патологические изменения личности

Набор элементов был получен в результате структурного анализа примерно 1500 понятий, взятых из толкового словаря и относящихся к характеристикам личности. Основным критерием выделения подструктур являлась их "объективно существующая иерархическая зависимость" (241, с. 135), при которой черты личности 13-й подструктуры каузально зависят от черт 14-й, и те - от черт 15-й, и их вместе - от черт 16-й. Такая иерархичность определена преимущественно генетически. "Любое свойст­во личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность или как эле­мент структуры сложных способностей к определенной деятельности" (там же, с. 155). Характер определяется как "часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и доста­точно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности" (там же, с. 155). То есть любой элемент подструктуры может стать чертой характера. Таким образом, способно­сти и характер образуют структуры более высокого уровня. С помощью экспертов можно оценить выраженность представленных черт для кон­кретного лица по 5- балльной шкале.

Вероятно, не требует особого доказательства влияние взглядов А.Маслоу и А.Н.Леонтьева на формирование диспозиционной концепции личности. Также очевидно наличие в концепции личности К.К.Платонова характерных признаков подхода разрядки напряженности.

Различия в подходах проявляются и при определении психологи­ческих механизмов, непосредственно обеспечивающих реализацию про­фессиональной деятельности. Сторонники направления конструктивной активности обычно в качестве такого механизма выделяют способности. Способности понимаются как качества, формируемые в самой деятельно­сти. Так Б.М.Теплов утверждает: "... нельзя понимать дело так, что спо­собности существуют до того, как началась соответствующая деятель­ность, и только используются в этой последней" (320, с. 14). Соответст­венно деятельность определяет и виды способностей: из-за того, что "классификация так называемых психических функций не может являться основой для классификации способностей. Классификация способностей должна исходить из психологического анализа соответствующих видов деятельности" (там же, с. 28).

Б.М.Теплову возражает В.Д.Шадриков, который в качестве психологиче­ских средств обеспечения профессиональной деятельности выделяет профессионально важные качества (ПВК): "Под профессионально - важными качествами будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и ус­пешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК" (349, с. 86). В свою очередь, способности определяются "как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности" (350, с. 51).

В качестве примера можно привести характерный набор ПВК, ис­пользуемый в практике психологического обеспечения профессиональной деятельности и состоящий из трех блоков: операционного, активационного и интегративного (105). В блок операционных элементов входят:

- базовые физиологические качества (скорость реакции, свойства ощущений, особенности динамики нервной системы);

- качества психомоторики;

- базовые психологические качества (характеристики восприятия, памяти, мышления).

Активационные элементы включают в себя:

- характеристики направленности,

- волевые свойства;

- эмоциональное и чувственное содержание личности;

типологически обусловленные стороны личности (тип высшей нервной деятельности, темперамент, профессионально обусловленные стороны личности, профессиональная подготовленность). В группу интегративных элементов входят:

- черты характера и установки, выражающие отношение к обще­ственно-трудовой деятельности, другим лицам и самому себе;

- способности (психомоторные, технические, математические, му­зыкальные и др.).

Сравнительный анализ подходов удобно провести по общим ха­рактеристикам (табл.1).

Таблица 1

Характерные особенности различных подходов к объяснению

целенаправленной активности человека

Сравниваемый признак

Подходы

“Разрядки напряже­ния”

“Конструктивной ак­тивности”

Цель активности

Разрядка напряженно­сти неудовлетворенных изначально существующих потребностей

Априори не определена, формируется как результат жизненного пути, реализация личностного потенциала

Строение психо­логического ме­ханизма обеспе­чения активно­сти

Состоит из несколь­ких структурных бло­ков, свойств личности, исполняющие различ­ные функции: энерге­тические, управления, операционные и т.д.

Изначально существует только расширяющаяся активность, на началь­ных стадиях развития в виде врожденных ре­акций. Впоследствии возникают динамические функциональные системы на основе формирования условных связей, при­вычек

Динамика функционирования психологического механизма -

Во взаимодействии различных структур приоритетную направляющую и энергетическую функции реализуют внутренние потребности. Предполагается, что для удовлетворения какой-то актуальной

потребности всегда существует несколько возможностей. Новые формы активности образуются как закрепление наилучших способов удовлетворения базовых потребностей. Целенаправленность пове­дения достигается актуализацией одно­временно только од­ной потребности (сукцессивно)

Активность направляет­ся внешней средой, а субъект реализует преимущественно энергетическую функцию. Формирование новых

форм поведения проис­ходит относительно

независимо от пред­шествующих образований. Взаимодействие со средой в каждый момент времени происходит по всем возмож­ным направлениям (симультанно), ограничиваясь только энерге­тическими возможностями субъекта

Если оценивать возможности использования обоих подходов при оценке профессиональной пригодности специалистов в целях профессионального отбора или распределения, то становится заметным их ограниченность.

Применение подхода, основанного на оценке элементов структу­ры личности (элементарных психических функции, мотивов, черт характе­ра, потенций, тенденций, акций) не позволяет обеспечить качественный отбор кандидатов для профессий, требующих наличия широкого спектра самых разнообразных и сложносочетаемых психологических качеств. Во-первых, это происходит от того, что элементы, относящиеся к различным структурам, гетерогенны по своей природе и поэтому прямо не сопоста­вимы при оценивании и не аддитивны при объединении. Во-вторых, коли­чество уже известных потенциальных профессионально важных качеств личности так велико, что делает практически невозможным их полный учет. Так, по данным Дж. Гилфорда, только при оценке интеллекта сле­дует измерить около 100 отдельных факторов (16).

Другой подход к определению профпригодности не обеспечивает оценки возможности ее качественного изменения, так как в этом случае из поля рассмотрения выпадают не проявляющиеся на момент обследо­вания в поведении потенциалы личности. Кроме того, как заметил СЛ. Рубинштейн: "Дифференциация и специализация способностей в дей­ствительности зашла так далеко, что для ряда ученых утраченными ока­зались их общая основа и внутреннее единство. При этом в процессе этой всеобщей специализации способно­сти к различным специальным видам деятельности - технической, изобра­зительной, музыкальной и т.д. - стали представляться совершенно не свя­занными друг с другом" (281, с. 128). Такого же мнения придерживается Т.И.Артемьева (20).

Аналогичная проблема возникает и в отношении потребностей, которые в соответствии с принципом конструктивной активности иденти­фицируются с материальными объектами практической деятельности. Так, в настоящее время существует 8 млн. Средств производства, овладение которыми может стать потребностью, 1 млн. предметов потребления, 30-40 тыс. услуг (32).

В области оптимизации условий труда и психологического проек­тирования подход, предполагающий учет предварительно определенных факторов деятельности, недостаточно адекватен для профессий со слабо формализованной структурой рабочих операций. С другой стороны под­ход, исходящий из формирования психологических детерминантов труда в самой деятельности, очевидно имеет ограниченное приложение в про­фессиях, критерии качества в которых заранее не могут быть определены и формализованы, так как в этом случае будет проявляться тенденция к усреднению результатов труда. Эта тенденция определяется ориентацией данного подхода на универсальных специалистов, в меньшей мере при­способленных к специализации.

При решении вопросов коррекции психических состояний специалиста очевидна большая корректность первого подхода для случая, когда такие состояния определяются в первую очередь особенностями личности работника, а не условиями труда. О существовании такого явления свидетельствуют, в частности, данные Т.В.Кудрявцева (148) о наличии среди лиц с истероидной и лабильной акцентуацией большого количества специалистов, у которых наблюдается расхождение между реальный* способностями, с одной стороны, и склонностями и интересами с другой, что обуславливает возникновение состояния неудовлетворенности тру­дом, повышает вероятность его смены. Л.Н.Корнеева указывает наличие для лиц с гипертимной акцентуацией повышенной вероятности смены работы в случае ее относительного однообразия г отсутствия широкий общения (135).

В целом, результаты сравнительного анализа дают основания для вывода о принципиальной невозможности решения стоящих перед прак­тикой проблем психологического обеспечения деятельности на основе какого-то одного из рассмотренных подходов.

Если полагать, что подход, объясняющий целенаправленную активность разрядкой напряженности потребностей, находится в русле номотетического направления научных исследований (нацеленных на установление всеобщих закономерностей), а другой подход является проявлением идеографической парадигмы (предполагающая описание отдельных слу­чаев), то, возможно, выход следует искать, перейдя от рассмотрения об­щего и единичного к особенному, имея в виду возможности типологиче­ского подхода.