Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история билеты.rtf
Скачиваний:
22
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
1.14 Mб
Скачать

13 Вопрос. Эпоха дворцовых переворотов. Экономическая политика Екатерины второй

Дворцовые перевороты

После смерти Петра I обострилась борьба за российский престол между претендентами, выражавшими интересы различных группировок дворянского сословия. Замещение престола чаще всего осуществлялось с помощью дворцовых переворотов, в которых участвовала дворянская гвардия. Они совершались относительно легко, ибо не ставили целью коренным образом изменить политику государства. Каждый, кто приходил к верховной власти в России, неизменно в той или иной мере способствовал укреплению позиций дворянства путем расширения его сословных привилегий и усиления власти над крепостным крестьянством. Недаром поэтому эпоху дворцовых переворотов в России называют временем оформления дворянской империи.

По иронии судьбы Петр I не сумел воспользоваться собственным указом о престолонаследии (1722) ввиду скоропостижной смерти. Осенью 1724 г. царь простудился, помогая спасать солдат с потерпевшего крушение бота на взморье близ Петербурга. В январе, когда его положение стало безнадежным, Петр принялся за составление завещания накануне дня смерти, 27 января, и не успел осуществить задуманного. Из написанного им остались лишь слова: «отдайте все…».

Дочери были рождены до оформления брака с Екатериной. Таким образом реальными претендентами на престол после смерти императора оказались его жена Екатерина и внук Петр – сын казненного царевича Алексея.

Однако помимо этой династической линии существовала другая — потомков царя Ивана Алексеевича, сводного брата Петра I, который имел двух дочерей — Анну и Екатерину. Первую Петр выдал замуж в 1711 г. за курляндского герцога, вторую — за герцога мекленбургского.

Вопрос о преемнике должен был решать «сенат, синод и генералитет» — круг ближайших сподвижников Петра I, а он был очень пестрым по социальному составу. Его представляла старая московская знать в лице князей Долгоруких и Голицыных, среднее дворянство — братья П.Ф. и М.Ф. Апраксины, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, люди «без рода и племени», такие, как «светлейший князь» А.Д. Меншиков, вице-канцлер П.П. Шафиров, генерал-прокурор П.И. Ягужинский, преуспевшие на русской службе иностранцы Б.К. Миних, Я.В. Брюс, А.И. Остерман. Старая знать оказывала протекцию подростку Петру Алексеевичу, «худородные» вельможи хотели видеть на престоле вдову царя Екатерину.

При дворе обнаружились 2 группировки знати. Одну из них сост. высшие сановники, выдвинувшиеся при Петре I. Среди них важнейшую роль играл безродный князь А.Д. Меньшиков. Их кандидатом на престол была Екатерина. Другую группировку представляи родовитые аристократы во главе с князем Д.М. Голицыным, выдвинувшие кандидатуру Петра II. Пока сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон, Преображенский и Семеновский полки открыто стали на сторону Екатерины I (1725-1727). Фактическим правителем страны стал Меньшиков.

 

Для лучшего управления государством был создан Верховный тайный совет – высший государственный орган, ограничивающий власть сената. В него вошли А.Д. Меньшиков, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, А.И. Остерман, Д.М. Голицин и Карл Фридрих.

 

Незадолго до смерти Екатерина I завещала престол Петру II (1727-1730).Он занял трон при регентстве верховного тайного совета. Но вскоре А.Д. Меньшиков, был арестован, лишен имения и наград и сослан в Сибирь. Верховный совет теперь состоял из: 4 князя Долгоруких, 2 Голицыных, а также мастер интриги Остерман. Но на 15 году жизни Петр II умирает в день своей коронации и свадьбы. Династия Романовых пресеклась по мужской линии.

После долгих консультаций верховники остановились на старшей линии династии, связанной с братом Петра I – Иваном V. Они решили возвести на престол курляндскую герцогиню Анну Иоановну. Не имея политических связей с дворянством, императрица должна была стать послушным орудием в руках верховников. Верховники  написали ей специальные условия – кондиции, на основании которых она должна была управлять страной. Они состояли из восьми пунктов: 1) управлять государством совместно с ним; 2) без его согласия не объявлять войну и не заключать мира; 3) передать ему командование гвардией; 4) не производить в чины выше полковника своей властью; 5) не расходовать без его согласия государственных средств; 6) никого из «шляхетства» (дворянства) не лишать жизни без суда; 7) без его согласия и без суда не отнимать и не жаловать вотчины и деревни; 8) не вступать в брак и не выбирать себе преемника без его согласия. К этим политическим условиям было добавлено еще одно — не привозить в Россию своего фаворита Бирона.

Однако значительная часть дворянства Москвы выражала резкое недовольство действиями «осмиричных затейщиков», авторов восьми условий. 25 февраля на большом приеме шляхетства и офицерства в кремлевском дворце императрице была подана челобитная о пересмотре «кондиций» в интересах более широких кругов дворянства, составленная известным историком столетия В.Н. Татищевым. Она была прочтена выдающимся поэтом и дипломатом ХVIII в. Антиохом Кантемиром, отражавшим интересы дворянской гвардии. Анна приказала принести «пункты» и решительным движением надорвала их, а спустя три дня, 28 февраля, манифестом объявила о «восприятии» ее «самодержавства, как издревле прародители наши имели». Так, по выражению В.О. Ключевского, «кончилась десятидневная конституционно-аристократическая русская монархия ХVIII в.». 15 февраля 1730 г. Анна Ивановна торжественно въехала в Москву, и ей была принесена присяга.

Верховный совет был заменен Кабинетом из 3 министров во главе с Остерманом. В 37 лет Анна Иоанновна (1730-1740) заняла русский престол. Она не отличалась ни умом, ни образованностью. Она фактически передала управление государством своему фавориту Бирону. Время правления Анны Иоанновны получило название "бироновщины”, ставшего олицетворением засилья иноземцев в управлении страной. Одним из ее проявлений стала невиданная роскошь придворной жизни, разгульные празднества, доносы, протекционизм и взяточничество. На содержание двора тратилась баснословная по тем временам сумма — 2 млн рублей золотом. В такую же сумму оценивались бриллианты жены Бирона. Верхом цинизма придворной жизни стала свадьба шутов в специально построенном роскошном «Ледяном доме» в 1740 г.

 Анна Иоанновна решила, что ее наследником будет сын ее племянницы Анны Леопольдовны Мекленбургской, вышедшей замуж за принца Антона Ульриха Брауншвейгского-Люнебергского.  Регентшей при царственном двухмесячном Иоанне была провозглашена его мать. Вся верховная власть в России до совершеннолетия Ивана Антоновича передавалась, согласно завещанию, Бирону. Это оказалось последней каплей. Положение дел становилось нетерпимым не только для русских, но и для немцев. Вскоре против Бирона составился заговор. Фельдмаршал Миних с караулом Преображенского полка низложил Бирона 9 ноября 1740 г. и провозгласил правительницей государства Анну Леопольдовну, мать Иоанна Антоновича. Бирон был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, которую вскоре заменили ссылкой в Пелым. Но и Миних недолго продержался у власти. Остерман путем интриги заставил его подать в отставку, а сам стал фактическим главой государства при Анне Леопольдовне. Это продолжалось с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.

Дальнейшее пребывание у власти временщиков грозило довести страну до развала и вредило интересам русского дворянства. Свои надежды оно связывало с дочерью Петра I – Елизаветой. В 1741 г. произошел очередной переворот. Елизавета Петровна (1741-1761) войдя во дворец с гренадерской ротой Преображенского полка и в окружении гвардейцев Воронцова, Шувалова и фаворита Алексея Разумовского, Елизавета арестовала «Брауншвейгскую фамилию» и была провозглашена императрицей. Ребенок-император с родителями был сослан на север, а впоследствии его содержали в Шлиссельбургской крепости. Миних, Остерман, Левенвольд и Головкин были объявлены государственными преступниками и сосланы в Сибирь. Елизавета Петровна обещала возвратиться к политике Петра I. В благодарность за оказанную помощь Елизавета перевела гренадерскую роту на особое положение, назвав ее лейб-компанией. Каждый солдат ее при переходе в армию сразу становился офицером, а офицер сразу получал значительно более высокий чин. Каждый участник переворота был награжден земельными пожалованиями.

При ней произошла полная смена лиц у трона. Клика иностранцев была разогнана. Остерман, продержавшийся при пяти правителях благодаря своему необычайному двуличию, наконец, был сослан в Сибирь. Там же оказался и Миних. Трон императрицы окружили новые лица из дворянства: Петр, Александр и Иван Шуваловы, Воронцовы, Бестужев-Рюмин. Елизавета упразднила многие из нововведений своих предшественников, восстановив Главный магистрат, Мануфактур- и Берг-коллегии, слитые с Коммерц-коллегией, возвратила прежние полномочия Сенату. Но и она не смогла обойтись без учреждения, напоминавшего Верховный Тайный Совет. Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоявшее над Сенатом, — Конференция при Высочайшем Дворе, в работе которой участвовали руководители дипломатических и военных ведомств.

Она любила наряды, балы, фейерверки и мало чем отличалась от своих предшественников. Став императрицей с помощью дворянской гвардии, Елизавета Петровна должна была удовлетворить все основные чаяния русского дворянства. Дочь Петра I отличалась красотой, была умна, не чуждалась на первых порах государственных дел. Лишь в последние годы ей ненавистно было всякое упоминание о них. Из опасения стать жертвой дворцового переворота Елизавета спала днем, а бодрствовала ночью. У нее не было детей, поэтому в 1742 г. она назначила официальным наследником престола своего племянника, сына сестры Анны Петровны, герцога Шлезвиг-голштинского Карла Петра Ульриха. Он принял православие и стал именоваться Петром Федоровичем. Однако ни новое отечество, ни новая вера не сделали Петра русским. Воспитанный голштинскими офицерами, ничего не знавший, кроме казармы, он на всю жизнь сохранил пристрастие только к военщине. Сказывалась и его отсталость в умственном развитии. Он часто приводил Елизавету в отчаяние своим поведением, но заменить его было некем. В 1744 г. Елизавета выписала Петру из Германии невесту, 15-летнюю Софию-Августу-Фредерику, дочь мелкого принца Ангальт-Цербстского, генерала прусской службы. В 1745 г. она была обвенчана с будущим Петром III, предварительно приняв православие и имя Екатерины.

Таким образом, после смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. 33-летний внук Петра I – Петр III (1761-1762) стал императором России. Вздорный, неуравновешенный Петр III  не любил русский народ, зато боготворил Фридриха II. Его отличало обилие принятых государственных актов за 6 месяцев правления, грубость к семье, пьянка, дурачество и отсутствие программы действий.

 

Приговор двора, гвардии и духовенства был единодушен: Петр III не похож на настоящего государя и 28 июня 1762 г. гвардия совершила переворот в пользу жены Петра III Екатерины II. Екатерина II Великая (1762-1796). Время ее правления называют "екатерининской эпохой”. Такая характеристика во многом объясняется успехами России на мировой арене и решением ряда внутриполитических задач при Екатерине и ее соратниках.