2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности

Гуманистические психосоциальные технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном подходе (В. Франкл) и гештальттрадициях (Ф. Перлс), которые иногда называют экзистенционально-гуманистическим направлением. Основные положения основаны на понимании человека как целостной личности, взаимо­действующей со своим окружением. Важным моментом, объеди­няющим эти теории, является декларация веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изме­няться при наличии определенных позитивных условий.

Основная сущность гуманистической психологии К. Роджерса — ориентация наличность, которая является контролирующим звеном в процессе принятия решений. Главное внимание уделено человеку, предназначение которого — жить и действовать. По глубокому убе­ждению К. Роджерса, человек — натура конструктивная, и если у него есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития.

Решающую роль в жизни и развитии человека имеет его пред­ставление о самом себе — Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценность». По мнению К. Роджер­са, человек не может совершенно точно определить, каков он есть на самом деле, а оценивает себя с большей или меньшей степенью иллюзорности. Однако каждый человек обладает собст­венным жизненным опытом и выражает этот опыт с помощью слов (вербальный способ) и жестов (невербальный способ, экс­прессия). Соответствие степени самоценности способам ее выра­жения (язык слов и язык тела) — необходимое условие возник­новения позитивного состояния, т.е. конгруэнтности.

Неконгруэнтность (рассогласование) этих составляющих вы­зывает негативные реакции. Человек начинает использовать сте­реотипные защитные формы поведения. Конгруэнтность устанав­ливается либо путем изменения поведения, либо путем модифи­кации представлений о себе. Постулируется естественное стремле­ние личности к разрешению внутреннего конфликта позитивным образом, ведущему к изменению самоценности, принятию себя как личности — это предпосылка к более полному и легкому восприятию других людей (и наоборот, принятие личности дру­гими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности).

Основная идея теории личности К. Роджерса в том, что каж­дый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внут­ренних потенций. На этом основана его модель «личностного роста». По мнению К. Роджерса, три условия благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пони­манию другого, сопереживание. Он считал, что возможности лич­ностного роста неисчерпаемы и каждый человек может попытать­ся достичь успеха в этом.

Аналогичные идеи высказывал и А. Маслоу. Краеугольное ос­нование его концепции — стремление личности к самоактуализа­ции. Он считал, что для развитой личности характерны:

• самоактуализация — переживание, сопровождающееся повы­шенным сознанием, вниманием и интересом; выбор из мно­жества вариантов пути личностного роста независимо от слож­ности и непредсказуемости этого пути;

• актуализация — признак реальной, а не потенциальной лич­ности, т.е. ответственность за свои действия, «доверие» себе;

• способность самоактуализироваться — уметь обнаружить, «снять» свою «психологическую защиту», развить свои способности. А. Маслоу полагал, что за помощью чаще всего об­ращаются люди, нереализовавшие потребность в самоактуа­лизации. Только самоактуализировавшаяся личность, по его мнению, освобождается от фрустраций (или экзистенциаль­ного вакуума) и может чувствовать себя комфортно, дейст­вовать ясно, точно, эффективно.

Экзистенциональная психология дает возможность в процессе консультирования научить людей планировать и развивать отно­шения с другими людьми, что обеспечивало бы им определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбо­ру действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и между системами. Примером могут служить теоретические по­строения В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустра­цию. Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. ответствен за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать. В концепции личнос­ти В. Франкла доминирует положение о том, что для человека гораздо важнее не то, что с ним случилось, а его отношение к этому. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией (терапией при помощи смысла), понимая ее как способ ана­лиза ситуаций и метод консультирования.

Основная задача логотерапии — помочь человеку обрести смысл и цель жизни, что поможет ему преодолеть сомнения и отчаяние, понять, как человек конструирует свой мир. Осо­бое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как механизме, определяющем поведение, основе становления жизненных стратегий. Составляющими ло­готерапии являются свобода воли, осмысленность жизни. Теория и методы, разработанные В. Франклом, широко используют­ся в психологическом консультировании, психотерапии и на­чинают активно применяться в социальной работе, социо­логии.

К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальттрадиции, основанные на своеобразном понимании личности и ее опыта. Основополож­ником этого направления считается Ф. Перле, придававший боль­шое значение чувствам клиента и осознанию его опыта. Целостная личность (гештальт) согласно взглядам Ф. Перлса состоит из мно­жества частей, что делает ее неповторимой, и по мере своего развития испытывает ряд переживаний, разрушающих ее единст­во, А сложность окружающего мира обусловливает трудности его понимания. Многовариантность мира еще более разъединяет части личности и препятствует их объединению.

Гештальтпсихологи справедливо полагают, что жизненная ситуация — это и есть гештальт, поэтому фрагментарная работа с отдельными частями личности бессмысленна. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место отводится целеполаганию, которое и определя­ет структуру гештальта. Гуманистическое начало в гештальттеории проявляется в констатации положения о том, что изменения в личности происходят только в том случае, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Решения «быть лучше», просьбы, требования других людей, как правило, не могут вызвать активных внутренних изменений.

В русле гештальттрадиций было создано множество интерес­ных технологий, которые могут быть использованы в рамках как этого, так и других подходов. По сравнению с другими моделями гуманистического направления гештальтпсихология имеет наибо­лее мощные технологии, провоцирующие изменения психики личности. Пример современных гуманистических концепций — система позитивной психотерапии, которая складывается из трех аспектов: позитивный подход, содержательный анализ конф­ликтов, пятиступенчатый процесс психотерапии.

Таким образом, гуманистические теории, которые могут при­меняться в социальной работе, весьма разнообразны. Общим для всех этих теорий является отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, группы, общества, окружающей сре­ды, причин, порождающих проблемы, и их истоков. Следова­тельно, нет необходимости ставить диагноз и определять прогноз развития ситуации клиента; нет необходимости давать клиенту советы по решению проблем, которые обычно основаны на субъ­ективных представлениях специалиста и не всегда адекватны ре­альности. Гуманистическое направление постулирует недиректив­ный путь взаимодействия с клиентом в социальной практике, соблюдение норм личностной экологии.

В социальной практике применяется множество социально-психологических теорий. Среди них видное место принадлежит теориям, основанным на явлениях коммуникации. Ролевые тео­рии учитывают социальную функцию личности; специфический способ поведения людей в зависимости от их социального статуса или позиции в обществе; совокупность норм и ожиданий, опо­средствующих активность личности.

Определение социальной роли впервые было дано в 1936 г. Р. Линтоном, а в дальнейшем развито Д. Мидом в рамках интеракционализма. Социальные роли проявляются в ситуациях социального взаимодействия, основанных на воспроизведении опреде­ленных социальных стереотипов. Отдельная социальная роль ото­бражает лишь единичный аспект поведения. Целостное поведение людей складывается из совокупности множества социальных ро­лей. Социальная роль тесно связана с социальными ожиданиями и включает в себя представляемую роль (система ожиданий инди­вида и определенных групп); субъективную роль (экспектации, т.е. представления о способах взаимоотношения с людьми); игра­емую роль (поведенческая реализация представляемой роли). Участ­нику интеракции важно представить себе, чего ждут от него дру­гие партнеры. Действия отдельных индивидов взаимно «подгоня­ются» друг к другу, каждый может принимать роли других, фор­мировать Я-образ, приспосабливаться к приписываемым ему на­мерениям и экспектациям. С понятием социальной роли связаны понятия «ролевые конфликты», «ролевая напряженность», «роле­вой набор», «ролевая адаптация» и пр. Социальная роль всегда имеет личностную окраску в зависимости от опыта, индивиду­альности человека, его желания соответствовать ожиданиям ок­ружающих и т.д. Диапазон социальных ролей обусловлен много­образием социальных групп, общностей, видов активности и др.

Специфика социальной роли определяется местом индивида в системе общественных отношений. С этой точки зрения различа­ют роли профессиональные, социально-демографические, управ­ленческие и др. Кроме того, выделяют роли межличностные, т.е. определяемые местом индивида в системе межличностного взаи­модействия. Существуют роли активные и латентные, институциализированные (официальные, конвенциональные) и стихий­ные, приписанные (аскриптивные) и достигаемые личной актив­ностью (достижительные). Принятие и исполнение человеком оп­ределенной роли — сложный процесс, включающий и коммуни­кацию.

Разнообразные подходы к пониманию сущности социальных ролей имеют ряд общих моментов: 1) роль как образец поведения и установок, социально заданный с большей или меньшей степе­нью определенности; 2) роль как стратегия поведения, направ­ленная на овладение ситуацией определенного типа; 3) роль как система ожиданий по отношению к людям, имеющим определенный статус; 4) роль как действие, выполнение определенных требований человеком, «назначенным» на эту роль.

Использование ролевой модели в социальной практике инди­видуальной работы обычно предусматривает повышение адаптив­ности отдельных людей друг к другу, группам, с которыми они взаимодействуют, обществу, в котором живут. Эта модель эф­фективна при профилактике и устранении различных конфликтов, неадекватности интерпретаций полученной социальной ин­формации и др. Важно учитывать специфику выполнения задан­ных социальных ролей каждым индивидом, его включенность в сюжеты социально-ролевых игр. Социальные роли являются ос­новой различных технологических приемов: социодрамы, психо­драмы, трансактного анализа, различных сюжетно-ролевых игр.

Одна из важнейших задач и психологии, и социальной прак­тики — опора на механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невербальных контактов, передачу, восприятие и интерпретацию информации. В коммуникативных теориях первостепенное значение придается аспектам отношений и интеракциям. Любая коммуникативная теория подчеркивает, что направленный характер интеракции основан на знаковых сис­темах, восприятии интеракции партнерами, воздействии общаю­щихся друг на друга. Это необходимые характеристики акта ком­муникации.

Другой компонент коммуникативных теорий — положение о том, что источником информации является лицо или группа лиц, располагающие и кодирующие информацию в определенную знако­вую систему (коммуникатор). В коммуникационную сеть входит и получатель информации (реципиент), который дешифрует ее в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Боль­шие различия в запасе и характере информации общающихся яв­ляются нередко причиной различного рода недоразумений, обид и конфликтов, возникающих между ними, в частности между социальным работником и клиентом. В таких ситуациях они гово­рят как бы «на разных языках». От того, как люди отражают и интерпретируют информацию, оценивают возможности друг дру­га, во многом зависят характер и результаты их взаимодействия. Особенности коммуникативных процессов проявляются в уста­новлении отношений между людьми — симметричных или доми­нирующих.

Симметричные отношения характерны для равных партнеров, взаимно заинтересованных в общении; доминирующие отноше­ния предполагают преобладание в общении одного партнера (или группы) над другим, отчего последний нередко испытывает за­висимость или униженность (отношения типа «началь­ник — подчиненный»).

Коммуникативные теории описывают и определенные тен­денции общения, зависящие от способа трансляции сообщения. При вербальной коммуникации действуют преимущественно за­коны психолингвистики (о которых подробно говорится в рабо­тах А.А. Леонтьева и А.Р. Лурия), связанные с формированием высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципи­ентом (импрессивная речь). Невербальная коммуникация осущест­вляется с помощью мимики, пантомимики, жестов, позы, по­ходки, напряжения мышц и всех тех атрибутов, которые объеди­няются в понятие «экспрессия». Невербальная коммуникация мо­жет сопровождать вербальную, но может быть и самостоятельным способом коммуникаций. Поскольку невербальная коммуникация осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно, совре­менная психология оценивает ее как более достоверную по срав­нению с вербальной.

Любая теория, рассматривающая процесс коммуникации, исходит из положения о том, что человек практически всегда находится в состоянии общения с себе подобными. Даже молча­ние является процессом коммуникации, поскольку оно может быть оценено каждым по-разному. Различают несколько видов коммуникации: внутри личностная (человек наедине с собой об­думывает поступки, строит планы, прогнозирует успехи или не­удачи); межличностная (общение между двумя людьми и более); групповая межличностная (общение в социальной группе); меж­групповая (взаимодействие различных социальных групп). Все виды общения функционируют в соответствии с присущими каждому из них специфическими законами, которые являются предметом изучения общей и социальной психологии.

Значение социально-психологических теорий для социальной практики трудно переоценить, так как почти все проблемы, воз­никающие у людей, сопровождаются нарушением процесса обще­ния. Психологические коммуникативные теории могут стать хоро­шей базой для формирования различных теорий и технологий, обосновывающих деятельность в области социальной сферы, кор­рекции процессов общения.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — своеоб­разная теория и технология влияния на людей, рассмотренная в работах Д. Гриндера, Р. Бендлера, В. Сатир, М. Эриксона. Предме­том НЛП являются языки, используемые для взаимодействия, как отражение внутренних программ, заданных на уровне ней­ронных связей, и основанные на анализе различных способов по­лучения информации о мире и реагирования на них отдельных людей. Одно из центральных понятий НЛП — репрезентативно-информационная система, т.е. система представления опыта, свя­занного с модальностями психики. Одна из них более развита и чаще всего используется конкретной личностью. Репрезентатив­ная система формирует основной способ, с помощью которого человек осуществляет поиск информации («визуалы», «аудиалы», «кинестетики»). Использование индивидом ведущих информационных (ведущих модальностей) и вспомогательных систем (суб­модальностей), формирование поведенческих паттернов и внут­ренних стратегий проявляются в вербальном и невербальном язы­ке, что можно достаточно точно описать и спрогнозировать у парт­нера по общению путем калибровки, т.е. описания внешних и внутренних признаков его состояния.

Самопредъявление, или самопрезентация как особый аспект коммуникаций — важное условие эффективности индивидуаль­ной работы с людьми. Специалист в любой сфере социального взаимодействия должен уметь правильно (адекватно ситуации) подать себя и «прочесть» истинные переживания партнера, скры­тые за маской самопрезентации.

Человек в состоянии контролировать невербальные и вербаль­ные аспекты своего поведения и манипулировать ими в соответст­вии с задачами. Однако распознать намеренность поведения индиви­да проще, чем манипулировать своим поведением, поэтому наблю­датель, скорее всего, имеет преимущество перед манипулирующим, и это обусловливает асимметрию коммуникативного процесса.

В современной литературе самопредъявление рассматривается как управление впечатлением о себе с помощью бесчисленных стратегий поведения, предусматривающих предъявление своего внешнего образа другим людям. Самопредъявление может быть скорректировано, развито специальными методами. Выбор адек­ватных методов зависит от того, какой аспект самопредъявления нарушен — либо на уровне личностных конструктов (высокая тревожность, неустойчивость Я-концепции, чрезмерная мотива­ция самопредъявления), либо на уровне социальных умений. В пер­вом случае используются методы тренинговых групп, рационально-эмотивный тренинг. Во втором случае можно добиться успеха с помощью специального обучения, тренинга социальных уме­ний, сочетающего групповые и индивидуальные методы. Важное значение для эффективного самопредъявления имеют чувствен­ный образ (формируется при первом впечатлении о партнере), адекватное использование вербальных и невербальных средств ком­муникации, внешний облик, окружающая обстановка, простран­ственная и временная среда общения.

Вопросы

1. Каковы критерии выбора психологических технологий для оказа­ния помощи клиенту?

2. Какое влияние оказывают психологические модели личности на методы социальной работы?

3. В чем заключается сущность психоаналитического и психодинами­ческого подхода к личности?

4. Каковы особенности экзистенциально-гуманистических моделей социально-психологической деятельности?

5. В чем состоит значение коммуникативных моделей социально-пси­хологических технологий?

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993.

2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое кон­сультирование. — М., 1995.

3. Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультиро­вания. — Барнаул, 1993.

4. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997.

10

Соседние файлы в папке ____________ Содержательная часть _____ Модуль 2