Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вопросы 61 - 70, литература, гос, ргу.docx
Скачиваний:
205
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
113.19 Кб
Скачать

66. Эволюция образа родины и особенности его художественного раскрытия в творчестве с.А. Есенина

Тема Родина - одна из главных в лирике великого русского поэта С. Есенина. О чем бы ни писал поэт: о своих ли интимных переживаниях, о крутых исторических переломах в жизни страны, о революции - всегда перед его глазами величественный образ родной земли. Причем Родина в изображении поэта вовсе не была чем-то статичным, неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь. Он стремился постигнуть окружающую его действительность, “коммуной вздыбленную Русь”. И это постижение происходило нелегко и болезненно. Поэт сам признавался, что любовь к родному краю его “мучила и жгла”. Но ничто не могло убить в нем чистого и беззаветного чувства к своей земле. Еще в ранних юношеских стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. “Не надо рая, дайте родину мою”, - пишет он в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная...” Что же было Родиной в эти годы для поэта? Тогдашнее его представление о родной земле еще очень далекое. Родина для Есенина - это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина не предстает перед ним идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим также выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, и “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты - русская боль!” - восклицает поэт.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, - бросает он старому миру. Однако новый мир понял поэт не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались. И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз: Милый, милый смешной дуралей, Ну, куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? После поездки за границу, столкнувшись с заокеанским “железным Миргородом”, Есенин стал “самым яростным попутчиком” Советской страны, стремился быть “настоящим”, а не “сводным сыном в великих штатах СССР”. Но при этом поэт сознает, что он еще не полностью готов для этого, что он “остался в прошлом... одной ногой”. Но теперь он сочувственно изображает представителей нового мира (“деревенский комсомол” в стихотворении “Возвращение на Родину”), учится постигать “коммуной вздыбленную Русь”. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, - обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда “во всей планете пройдет вражда времен”, “когда на земле будет один язык и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”. Но став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” - такова эволюция темы родной земли в произведениях Есенина.

С. Есенин – крестьянский сын, для него Родина – это, прежде всего, деревня. Образ России в его стихах складывается из пейзажных зарисовок, описаний национальных обычаев, крестьянского быта. Жизнь русского мужика немыслима без хозяйства, без природы, поэтому поэт вводит образы животных в свои стихи. Корова - кормилица крестьянской семьи. Это, казалось бы, совершенно непоэтическое существо, вырастает у Есенина до символа России. Поэт говорил, что " без коровы нет России".

Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного:

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

(«Корова», 1915)

Также узнает читатель и её дальнейшую участь:

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога...

Это неизбежный исход... Это вполне соответствует народному, крестьянскому миропониманию, отношению крестьянина к животным.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт показывает давнюю дружбу этого зверя с человеком. Однако «Песнь о собаке» запоминается, прежде всего, щемящей концовкой:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

(«Песнь о собаке»,1915)

Есенин воспевает святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине-матери. Животное переживает гибель своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби. Это стихотворение – не просто бытовая зарисовка, а символ. Ведь Родина – тоже мать, которой часто приходится оплакивать своих сынов…

1917 год ... Октябрьская революция … С. Есенин в автобиографии писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Первый период революции, давший крестьянам землю, был встречен поэтом сочувственно. Это нашло отражение в его творчестве:

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!...

( «Небесный барабанщик», 1918)

Это стихотворение пронизано оптимизмом, судьба Родины видится мощной и светлой:

Верьте, победа за нами, Новый берег недалек.

Но революция не торопилась оправдать надежды поэта на скорый "мужицкий рай", в ней проявилось много такого, чего Есенин положительно воспринимать не мог. Он пишет, что «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...»

Вскоре Есенин пишет стихотворение "Сорокоуст", (1920) первая часть которого наполнена предощущением надвигающейся беды:

Трубит, трубит погибельный рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?..

Никуда вам не скрыться от гибели,

Никуда не уйти от врага...

В третью часть Есенин вводит образ жеребенка как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни . Образом этого "прошлого", которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок. Он "соревнуется" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком":

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В заключительной четвертой части стихотворения предчувствие беды усиливается и приобретает трагическую окраску:

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина...

Упоминание крови ягод рябины вызывает в сознании образ живого существа, вместившего в себя сомнения, муки, трагизм, противоречия эпохи …

В 1922-1923 годах Есенин совершил большое путешествие по Европе и Америке. Достижения индустрии на Западе не могли не впечатлить поэта, и ему "показался смешным и нелепым" тот мир, в котором он жил раньше.

Стихи последних лет жизни Есенина наполнены меланхолией, грустью, предчувствием конца. .. Но поэт не жалеет, что именно так прошла его жизнь:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник...

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

(«Отговорила роща золотая», 1924)

Но в душе поэта – смятенье, исцелить которое может лишь родная сторона: "И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом" («Письмо к матери», 1924).

Все-таки вот где отрада, бальзам для израненной души – в крестьянской избе. С неё начинается Родина для Есенина. Лишь мать для поэта - «несказанный свет», выражение умиротворения и святости.

И всё же душа лирического героя Есенина так изранена, что в лирике появляются совершенно новые ноты. Все вокруг кажется «нездоровым, хилым, низким». Но поэт не отрекается от всего, что открывается взору: «Это все мне родное и близкое», «Это все, что зовем мы Родиной» ( «Этой грусти теперь не рассыпать», 1924).

В стихотворении «Неуютная, жидкая лунность» (1925) мотив разочарования проявляется еще ярче:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил...

"Равнодушен", "не мил", "разлюбил" - вот слова, которые теперь выражают отношение поэта к родной стороне. Столь же негативную окраску обретают и эпитеты: лунный свет оказывается неуютным и чахоточным, равнины - наводящими тоску, вербы - усохшими, поля – бедными.

Поэт оглядывается назад, пытаясь разобраться в том, «что сталось в стране», оглядывает свой край, который «тих после бурь, после гроз» («Несказанное, синее, нежное», 1925).

Одно из последних стихотворение Есенина «В этом мире я только прохожий», посвященное сестре Шуре, заканчивается словами: "... любить не отдельно, не врозь Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось".

Читая эти стихотворения, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу Есенина. Мне кажется, что неприятие родной стороны шло больше "от головы", от сознания. Душой же поэт оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение "Спит ковыль...", в котором Есенин как бы вопреки всему заклинает:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к его поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней и святее, чем любовь к родной земле.