Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 1 эконом теория.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
123.9 Кб
Скачать

2. Экономические школы

Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории (меркантилизм) сложилась в эпоху Возрождения (14-17 вв.).

Богатство достигалось лишь в том случае, когда государственная власть активно способствовала реализации поставленной цели, всесторонне регламентируя экономическую жизнь: благоприятствуя национальной промышленности и торговле, обеспечивая им выгодные условия найма рабочей силы и экспорта, отгораживая от конкурентов из других стран. Иначе говоря, государство в сфере экономики должно проводить активную политику. Не случайно меркантилисты (Антуан де Монкретьен – французский дворянин, 17 век) дали новое название науке о способах увеличения общественного богатства — политическая экономия.

Различают ранний меркантилизм (до середины 16 в.): радикален. Представители раннего меркантилизма использовали административные приказные меры для удержания денег в стране. Иностранных купцов законодательно заставляли на месте тратить всю выручку от проданных ими товаров на территории данной страны.

Поздний меркантилизм (17-18 века)- На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е установка на превышение вывоза товаров над ввозом. В этом случае положительная разница в деньгах остается в стране, а приток денег достигается экономическими методами (ограничения иностранной торговли высокими таможенными тарифами, льготные условия для экспорта товаров).

Классиченская школа

Вскоре, однако, выяснилось, что взгляды меркантилистов во многом наивные, не способны дать полного и адекватного представления о функционировании экономической системы. Более глубокий анализ начинается классической экономической школой, сложившейся в XVIII - нач. XIX в. (Зачатки еще в XVII в.) В Западной Европе. Представители классической экономической школы исходили из того, что в экономике действует некоторый естественный порядок, стихийно устанавливаемый неотвратимостью законов природы независимо от воли и желания экономических субъектов. Естественный порядок наилучшим образом обеспечивает достижение общественного и личного благосостояния. Любое вмешательство в экономическую жизнь регулирующего начала (государства) должно сводиться к минимуму, уступив место свободному проявлению внутренних экономических потенций. Механизмом реализации природного порядка является взаимодействие интересов субъектов, которые хозяйствуют.

Каждый индивидуум («человек») заботится о своем личном интересе, но при столкновении с интересами других индивидов происходит их гармонизация и экономические действия направляются в русло оптимальных решений, даже если изначально такие цели никто не ставил. Такой механизм действует только в обществе, где каждый занимает свое особое место в системе разделения труда и там, где для удовлетворения разнообразных потребностей имеется необходимость в тесных экономических связях.

Системой связей становится товарный обмен. Принцип взаимодействия в таком обществе исследовал один из выдающихся представителей классической школы - Адам Смит (Родился в 1723 году, недалеко от Эдинбурга – в Шотландии. Учился в Оксфорде. Наиболее известный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов»).

А. Смит охарактеризовал рынок и отношения внутри него так: «Дайте мне то, что мне нужно, и вы получите от меня то, в чем испытываете потребность вы сами».

Движимый эгоистичными мотивами, заботясь о хозяйственных интересах, каждый человек постоянно выбирает наиболее выгодный вариант решения, который обеспечивает материальное благополучие. При этом он вынужден учитывать интересы и стремления своих партнеров и контрагентов по торговым сделкам.

А. Смиту принадлежит концепция «невидимой руки рынка» - стихийного действия объективных экономических законов. Таким способом, автор, как и большинство его последователей в классической школе, был уверен, что любое временное неравновесие на рынке со временем ликвидируется само собой.

Все же нарушение эквивалентности очевидны. Когда владелец средств производства нанимает работника, он покупает его способность к труду, оплачивая ее заработной платой. Если бы происходил обмен эквивалентов, как требует рыночный механизм, то не было бы прибыли. Но тогда нет смысла организовывать предприятие. Если же имеет место прибыль, а это очевидно, то тогда нарушается принцип эквивалентности. Адам Смит так и не смог объяснить такой парадокс и попытался обойти его. Вопрос о конечной основе обмена он подменил вопросом о том, из чего состоят цены. Составные элементы цены - издержки производства и прибыль - он предложил считать стоимостью товара.

Такой выход из положения, однако, не устроил Давида Рикардо, ближайшего последователя Адама Смита (Родился в 1772 году в Лондоне. Считается одним из наиболее богатых экономистов того времени). Его интересует количественное выражение стоимости, чтобы можно было достоверно оценивать эквивалентность обмена, а потому нужен и единый измеритель, что поддается учету. Таким измерителем он считает только труд и твердо придерживается концепции трудовой теории стоимости.* Столкнувшись со случаями нарушения эквивалентности и пытаясь найти им объяснение, он приходит к выводу, что главная проблема в экономике - не создание стоимости богатства, а ее распределение. Получатели доходов фактически делят один и тот же пирог, и доля каждого может изменяться только за счет других: уменьшение зарплаты ведет к увеличению прибыли, а рента может расти только за счет доходов предпринимателей. Здесь заложены источники всевозможных конфликтов, и система становится крайне неустойчивой. И все же рыночный механизм, по убеждению Давида Рикардо, способный, наконец обеспечить равновесие и торжество естественного порядка.

В начале XIX века безграничную веру в возможности системы удержаться в равновесном состоянии с особой четкостью отразил французский экономист Жан Батист Сэй. В сформулированном им законе рынков утверждается, что предложение товаров всегда рождает соответствующий спрос. Расхождение может быть только по отдельным товарам или в отдельных регионах, но в целом спрос и предложение всегда балансируются с помощью цен, если они совершенно свободно складываются на рынке.