Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Олейников-ЭРБ-14.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
591.36 Кб
Скачать

3.2 Операция «Улусы»

Операция по депортации калмыков, проводимая правительством 28 - 29 декабря, носила секретное название «Улусы». В этой операции было задействовано 3 тыс. человек офицерского состава НКВД и 3-й мотострелковый полк НКВД, который ранее занимался выселением карачаевцев. Руководителем операции был назначен начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор М. И. Маркеев.

По итогам первого этапа операции было образовано 46 эшелонов, на которых вывезли 93 139 человек, что составило примерно 26 359 семей. В список лиц, которые подлежали переселению, попали и были поймали 750 бандитов, среди которых были бывшие полицейские и члены вооруженных банд, т.е. все те, кто активно способствовал немецкой армии.

За январь 1944 г. дополнительно было выслано 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область — 24 325 человека, Красноярский край — 21 164, Алтайский край — 20 858, Новосибирская область — 18 333 человек. Основная масса калмыцкого народа, которая проживала в Тюменской области, была преимущественно распределена в северных округах - Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском. Среди перевозимого населения была высокая смертность, потому как депортация осуществлялась зимой. На фоне всего этого периодически возникали эпидемии сыпного тифа.

В 1944 году депортации калмыков продолжились за счет выселения тех, кто проживал вне Калмыцкой АССР. 25 марта 2536 человек из Ростовской области отправили в Омскую обл., 2-4 июня 1178 человек из Сталинградской области отправили в Свердловскую область.

Военнослужащие-калмыки командно-начальствующего и политического состава сначала были отозваны с фронтов и из военных учебных заведений, направлены в распоряжение Западносибирского и  Среднеазиатского военных округов и распределены на службу по различным военным комиссариатам, а затем постепенно уволены со службы. Несмотря на это, калмыки остались в рядах Красной Армии до окончания войны (в середине 1944 года в рядах действующей армии служили 2351 калмыков, а в 1945 г. их число снизилось до 2205, при этом те калмыки, которые сменили национальность в 1944-1945 гг., не учитывались). Калмыки, которые служили в войсках и не сменили национальность, были депортированы после демобилизации – согласно распоряжению 8-го отдела Генерального штаба Красной армии генерал-майора И. Смородинцева от 13 января 1944 года.

Солдаты и офицеры, представлявшие калмыцкую национальность, были направлены в Астрахань и отданы в руки НКВД, по решению которого офицерский состав был направлен в Ташкент и Новосибирск, а солдаты вывезены на Широковской гидроэлектростанции в Пермской области. Труд всех спецпоселенцев-калмыков оплачивался.

Женщин, которые были некалмыцкого происхождения, относили к калмыцкому народу и подвергали депортации. И наоборот, калмычки, которые состояли в браке с некалмыками, переселены не были.

В 1944 году первый секретарь ЦК КП(б) Киргизии т. Вигов обратился в НКВД СССР с запросом об освобождении сарт-калмыков15. По результатам рассмотрения запроса в сентябре 1944 года они были сняты с учёта, после чего 49 сарт-калмыков (бывших военнослужащих РККА) направили в распоряжение Уральского военного округа, а остальные были демобилизованы. Вместе с ними был освобождён и бывший миномётчик И. П. Очига (калмык по национальности, уроженец города Саркинд Алма-атинской области Казахской ССР).

В конце 1944 года калмыков, которые были награждённы орденами военнослужащие-фронтовики, освободили от участия в строительстве Широковской ГЭС и направлены по месту проживания семей.

К началу 1944 г. было переселено 93 139 калмыков. Аресту подверглись 750 человек из числа так называемых «антисоветских элементов». Из рядов Красной Армии было демобилизовано 4105 калмыков. Депортация встретила непонимание со стороны большей части калмыцкого народа, а также руководства республики. В январе 1944 г. бывший зампредседателя СНК Калмыцкой АССР Д. Гахаев писал Сталину о том, что «абсолютное большинство сознательной части калмыцкого народа предано советской власти», поэтому «непонятно, почему Вы решили выселить всех калмыков, включая невинных… Разве нельзя было выселить и послать на принудительную работу 10–15 тысяч виновных?»16.