Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Денежно-кредитная политика Швеции.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
17.10.2016
Размер:
39.04 Кб
Скачать

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Швеции

Итак, Риксбанк обладает монополией эмиссии национальной валюты — шведской кроны (печатание банкнот и производство монет осуществляется государственным предприятием), управляет золотым и валютным резервами страны, отвечает за формирование денежно-кредитной политики и функционирование платежной системы. Основным инструментом контроля за работой платежной системы страны является объединяющая все банки Швеции электронная система «Рикс».

Целью денежно-кредитной политики в соответствии с Законом о Банке Швеции является поддержание ценовой стабильности. А достигается это за счет сдерживания инфляции на низком и устойчивом уровне [3].

В то же время, так как денежно-кредитная политика нацелена на достижение цели инфляции, это должно так же соответствовать целям общей экономической политике государства – стабилизация национального производства и высокий уровень занятости населения. Поэтому Риксбанк проводит гибкое инфляционное таргетирование.

Быстрое ускорение темпов роста инфляции может негативно сказать на производственной сфере и занятости, но и медленные темпы роста инфляции не гарантируют достижение поставленной цели. Поэтому Стратегия денежно-кредитной политики Швеции предполагает, что инфляция в 2017 году должна находиться близко к 2 %. Инфляция в стране не поднималась до этого уровня с конца 2010 года, поскольку укрепление кроны относительно других мировых валют толкает вниз стоимость импорта [5].

Чтобы сохранить роль инфляции как «якорь» для ценообразования и формирования заработной платы денежно-кредитная политика становится более экспансионистской. С января 2015 года Риксбанк уменьшил ставку РЕПО с 0,0 до -0,35%.

Теперь шведские банки должны доплачивать Риксбанку 0,15% годовых за размещение резервов на его депозитах. На столь неординарную меру Риксбанка подвигло нежелание банков выдавать кредиты реальному сектору и потребителям. В Банке Швеции надеются заставить банки увеличить объемы кредитования либо переводить средства в гособлигации или корпоративные бонды с высоким кредитным рейтингом, стимулируя снижение их доходности и рыночных процентных ставок.

Сейчас в связи со снижением ставки РЕПО появились признаки того, что базовая инфляции достигла дна, но в настоящее время ситуация за рубежом более неопределенная, и это увеличивает риск того, что инфляция не будет расти достаточно быстро.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Риксбанка являются ставка stibor(Stockholm Interbank Offered Rate) – межбанковская ставка предложения на денежном рынке Стокгольма и операции на отрытом рынке.

Так, в ноябре 2015 года Риксбанк объявил о расширении программы выкупа активов на 65 млрд. шведских крон – до 200 млрд. крон. Нынешняя программа выкупа активов шведским ЦБ действует до июня 2016 года.

Аналитики шведского Swedbank прогнозируют, что в дополнение к изменению процентной ставки в негативную сторону и открытию программы скупки облигаций от Риксбанка можно и в будущем ожидать ослабляющих монетарную политику решений.

Так, на 2015 год Риксбанком были запланированы меры по ужесточению монетарной политики. Однако обвал кроны, вследствие понижения в 2014 году ключевой ставки до 0, вынудили Риксбанк отложить эти мероприятия до середины 2016 года.

Избыток ликвидности шведских банков достиг таких размеров, что кредитные организации предлагают друг другу кредиты под отрицательные процентные ставки. Так, например, на межбанковском валютном рынке Швеции была замечена заявка банка Handelsbanken, который предлагал доплату в размере 5,05% за то, чтобы какая-нибудь другая кредитная организация согласилась разместить на своих счетах часть активов Handelsbanken.

Обесценение кроны в последние годы остается главным объяснением роста темпов инфляции. Крона, как ожидается, медленно укрепится в предстоящем периоде. Влияние обменного курса на инфляцию будет постепенно спадать.

Ревальвация шведской кроны заставляет Риксбанк нервничать. Несмотря на ультра мягкую монетарную политику, реализацию собственной программы количественного смягчения и отрицательные процентные ставки, стоимость национальной валюты скандинавской страны за последние месяцы 2015 года выросла на 1,9% по отношению к доллару и на 1,3% по отношению к евро.

По мнению заместителя губернатора центробанка Мартина Флодена, укрепление «шведки» на фоне существующего дефляционного фона выглядит тревожным и создает проблемы для денежно-кредитной политики. Нет никаких оснований для подобной динамики национальной денежной единицы, ведь по итогам последних девяти из 12 месяцев, включая август, потребительские цены уходили в минус, требуя продолжения активных действий со стороны регулятора. Его нежелание снизить основную процентную ставку с текущих -0,35% на заседании 2 сентября 2015 года запустило механизм ревальвации кроны [2].

Риксбанк далек от победы над дефляцией, поэтому будет использовать и ультра мягкую монетарную политику, и вербальные интервенции. Вполне возможно, прибегнет и к валютным.

Многие экономисты и аналитики призывают Риксбанк тщательно следить за колебаниями курсов, проводить жесткую денежно-кредитную политику и не позволять кроне укрепляться слишком сильно.

Риксбанк борется за рост инфляции с тем, чтобы избежать дефляционной спирали, когда падает спрос, снижаются цены, сокращается производство и растет безработица.