Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крылатые выражения.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
02.01.2017
Размер:
34.33 Кб
Скачать

4. Основные элементы драматического действия

Завязку составляют все пять сцен первого действия, и ясно, что моментом наивысшего возбуждения является встреча Гамлета с Призраком. Когда Гамлет узнает тайну смерти своего отца и на него возлагается задача мести, тогда четко определяется завязка трагедии.

(В одном можно согласиться с А. Черновым: «Именно Горацио спускает курок трагедийного сюжета, решая, что надо сказать Гамлету о Призраке» (с. 265). Но это вовсе не его индивидуальное действие, в конце концов до сведения Гамлета догадались бы довести появление Призрака его отца и без Горацио. Нет, дело в том, что он уже тут функционально выполняет роль alter ego Гамлета, сразу пытается вступить в разговор с Призраком, подменяя собой Гамлета. И Призрак, кажется, был готов ему отвечать. В любом случае я бы переформулировал метафору Чернова так: Горацио взводит курок трагедии.)

Начиная с первой сцены второго акта происходит развитие действия, вытекающее из завязки: странное поведение Гамлета, вызывающее опасения короля, огорчение Офелии, недоумение остальных. Король предпринимает меры, чтобы узнать причину необычного поведения Гамлета. Эту часть действия можно определить как усложнение, «повышение», одним словом, развитие драматического конфликта.

Кульминация трагедии, ее три сцены имеют следующее значение: 1) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия, 2) сам Клавдий сознает, что его тайна известна Гамлету и 3) Гамлет, наконец, «открывает глаза» Гертруде на истинное положение вещей — она стала женой того, кто убил ее мужа!

Что же касается развязки, то, как знает читатель, в ней одна за другой происходят четыре смерти — королевы, Лаэрта, короля, Гамлета. Примечательно, что не только удары меча, а яд в первую очередь является причиной гибели всех четырех. Вспомним, что от яда скончался также отец Гамлета. Это — одна из сквозных деталей, связывающих начало и конец трагедии.

Еще одно подобное обстоятельство: первое лицо, о котором мы слышим подробный рассказ Горацио, — Фортинбрас. Он же появляется в самом конце трагедии, и ему принадлежат в ней последние слова. Шекспир любил такое «кольцевое» построение. Это — своеобразные «обручи», которыми он скреплял широкое действие своих пьес.

Подсчитано, что центральным событием пьесы является «мышеловка», и это подтверждается такими цифрами:

начальные события «мышеловка» путь к развязке

1748 строк 384 строки 1644 строки

Весь королевский двор и все главные персонажи три раза предстают перед зрителями. Это происходит в завязке (I, 2), в кульминационный момент трагедии во время придворного спектакля (III, 2) и в момент развязки (V, 2). Ни во второй картине первого акта, ни во второй картине пятого акта нет Офелии.

Смешение комического и трагического: Гамлет потешается над чрезмерным придворным лоском Озрика. А ведь через несколько минут произойдет катастрофа, в которой погибнет вся королевская семья!

6. Система образов

Первый план: Гамлет.

Второй план: Клавдий, Гертруда, Офелия, Полоний, Лаэрт.

- Гамлет и Клавдий: скрытая, потом явная борьба.

- Гамлет и Гертруда: Гамлет не может простить матери столь скорую измену памяти покойного мужа, однако хочет спасти ее из греха, следуя словам Призрака.

- Гамлет и Офелия: взаимная любовь, но брат и отец Офелии против (неравенство социального положения), Офелия, по его мнению, предает его.

- Полоний, Розенкранц, Гильденстерн: пытаясь выслужиться перед королем, погибают.

- Лаэрт: альтер-эго Гамлета, мстит ему за смерть Полония.

Третий план (непосредственно не участвуют в борьбе между Гамлетом и Полонием): Горацио, Фортинбрас.

Горацио: поверенный героя, голос рассудка, роль хора.

Фортинбрас: отказывается от мести.

Четвертый план (причастны к трагедии лишь случайным образом): стражи, придворные, Рейнальдо, капитан из войска Фортинбраса, могильщики, матросы, Озрик.

Для одного персонажа автор не мог определить место среди действующих лиц. Он не земное существо, а выходец с того света. Формально он, пожалуй, должен быть отнесен к той же группе, что его брат и жена. Призрак, с одной стороны, вне действия, а с другой — оно начинается с него и совершается во имя его — как иначе скажешь о задаче, возложенной им на героя? Без его появления не было бы трагедии.

Клавдий общается только с придворным кругом, Гамлет более демократичен: общается с актерами, могильщиками, стражами, матросами.

Э. Брентон, Шекспир — русский

И. Пешков, Есть многое на свете: враг Горацио и т.п., или Переводы шекспировского "Гамлета" как повод для сенсации

А. Аникст, «Трагедия Шекспира "Гамлет"»

Ю.Ф. Шведов, «Эволюция шекспировской трагедии»

Вл. А. Луков, «Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры»

Три мстителя

Критики давно признали одним из свидетельств драматургического мастерства Шекспира трактовку им в трагедии темы мести. Вопрос о мести представляет собой одну из древнейших моральных проблем. Не имея возможности осветить ее историю, ограничимся лишь краткими замечаниями.

Прежде всего необходимо отметить, что обычай кровной мести находился в резком противоречии с религиозной христианской моралью, предписывавшей прощение обид. Между тем жизненная практика всего христианского средневековья изобиловала случаями мести. Гуманисты Возрождения, утверждая принципы человечности, выступили против феодального обычая мести. Ярчайшее художественное воплощение осуждение кровавой вражды получило в «Ромео и Джульетте», трагедии, показывающей бесчеловечность и бессмысленность родовой мести.

В «Гамлете» дело мести приобретает проблемный характер. Это воплощено Шекспиром не в рассуждения о том, моральна или неморальна месть, а в три конкретные драматические ситуации.

В трагедии три сына, у которых убиты отцы: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас.

Хотя норвежскому принцу отведено в трагедии мало места, его фигура имеет важное значение в идейном замысле Шекспира.

Отец Фортинбраса сам накликал беду. Отец Гамлета не имел против него никаких злых намерений, но воинственный норвежский король вызвал на поединок мирного датского короля и погиб.

Фортинбрас, набрав ватагу воинов, хотел отбить потерянные отцом земли. О его желании мстить в трагедии нет и намека. Его можно поэтому считать сторонником той морали, которая если и не отвергает совсем идею мести, но, во всяком случае, фактически отказывается от нее.

Не месть движет Фортинбрасом, а стремление к подвигам, желание славы, честолюбие и вполне практическая цель — завоевание земель.

Почему именно Фортинбрас становится наследником датской короны? Во-первых, он имеет на это некоторое формальное право, поскольку земли его отца отошли во владение датских королей. Но, пожалуй, важнее другое — моральная позиция Фортинбраса. Корона и престол переходят к тому, кто от мести отказался. Именно таков смысл последнего события, завершающего все сложное действие пьесы.

Гамлет в отношении к мести стоит между ним и Лаэртом. Ему, как и Фортинбрасу, идея мести сама по себе чужда. Мы помним, что он с тяжким сердцем принимает задачу, возложенную на него Призраком.

Если бы Лаэрт дал себе труд разобраться в обстоятельствах, он вынужден был бы признать, что Гамлет не умышлял против Полония и убил его непреднамеренно. Но в том-то и дело, что менее всего склонен Лаэрт рассуждать, в то время как Гамлету свойственны сомнения и, как убедительно показал американский критик Гарри Левин, для него характерны вопросительные интонации.

Различаются между собой три мстителя и в их отношении к стране, власти, государству. Лаэрт унаследовал черты старой феодальной вольницы. Он, его род, семья в его глазах выше государства. Для Гамлета государство есть то, чем оно было для гуманистов, — власть, устраняющая анархию и беззаконие, обуздывающая личный произвол. Для Фортинбраса — оно средство удовлетворить его честолюбие; ему нужны земли и власть, чтобы подкрепить его наследственный царственный титул.

Гамлет занимает центральное место по отношению к обоим: его отец убил отца Фортинбраса, сам он убил отца Лаэрта. Но в обоих случаях убийство не было следствием злого умысла.

Образ Гамлета утверждает не только право на месть, но и ее необходимость в определенных обстоятельствах. В отличие от отцов Фортинбраса и Лаэрта, отец Гамлета был убит намеренно и злодейски. Не случайно Клавдий и Лаэрт находят общий язык и сговариваются против Гамлета — оба считают возможным для достижения личных целей убить человека. Клавдий при этом еще посягнул на жизнь монарха. Мстя ему, Гамлет преследует отнюдь не только личную цель, и это возвышает его над обоими другими сыновьями убитых отцов.