Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
00034729.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.04.2017
Размер:
177.8 Кб
Скачать

Глава 3. Лингвостилистические особенности реализации вербальной агрессии в парламентском дискурсе фрг ..........129

3.1. Прямые средства реализации вербальной агрессии......................................130

3.2. Непрямые средства реализации вербальной агрессии..................................143

3.2.1. Конвенциональные и конверсационные импликатуры...................144

3.2.2. Метафорические модели реализации вербальной агрессии...........152

3.2.3. Игра слов в агрессивных высказываниях.………............................164

3.2.4. Ирония как способ выражения агрессии…........................…..........170

Выводы по третьей главе........................................................................................181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................…....183

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................191

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА…….........212

  • Введение

Усиление влияния гуманитарных факторов на развитие человека и общества выдвинуло на передний план лингвистических исследований проблему общения, что вызвало, в свою очередь, необходимость изучения конфликтной коммуникации, от решения которой зависит не только оптимизация взаимоотношений между отдельными людьми, но и успешный диалог между представителями всех социальных слоев и групп человеческого общества, его государственных и политических институтов.

Как отмечает А.Т. Ишмуратов, конфликты, как и болезни, постоянно сопровождают нашу жизнь [46: 4]. И тем удивительнее тот факт, что конфликтология как практическая наука, в отличие от медицины появилась сравнительно недавно – во второй половине прошлого столетия. Поэтому важность проведения исследований в этой области трудно переоценить с учетом того воздействия, которое результаты их могут оказать на оптимизацию процессов межличностного общения.

Одним из проявлений конфликтной коммуникации является вербальная агрессия. Несмотря на многочисленные исследования агрессивного поведения человека психологами и социологами, тема эта мало изучена с позиций лингвистики: все еще не получили достаточно детального и глубокого лингвистического изучения особенности структуры, семантики и прагматики конфликтного дискурса, а также характеристики вербальных проявлений агрессии в нем.

Проблемы конфликтного дискурса и вербальной агрессии занимают значительное место в исследованиях таких известных лингвистов, как В. И. Жельвис, Т. М. Николаева, А. А. Пушкин, Е. С. Смирнова, И. Е. Фролова, Г. Грубер, Ф. Кинер, В. Нотдурфт, С.Ф. Загер, Г. Шанк, Й. Швиталла, К. Шпигель [43; 71; 72; 84; 94; 105; 151; 174; 183; 190; 198; 199; 207; 210]. В частности, с опорой на принципы антропоцентризма и понимание дискурса как когнитивно-коммуникативной деятельности создана когнитивная модель конфликтного дискурса, позволяющая анализировать структуру вербализованного конфликтного речевого поведения [105]. Установлены основные характеристики авторитарной языковой личности, в речевом поведении которой зачастую прослеживаются элементы вербальной агрессии [84]. Рассмотрен вопрос о влиянии на развитие вербальной агрессии социальных ситуаций и ролевых отношений, что позволяет проследить национально-специфические черты вербального агрессивного поведения [174; 210]. В центр внимания лингвистов попадают также непосредственные процедуры, приемы и способы нарушения коммуникативных правил, следование которым делает диалог кооперативно-интеракциональным процессом, с одной стороны, и пути устранения коммуникативных конфликтов, с другой [71; 72; 183; 190; 207]. На основе анализа агрессивного поведения детей установлено, что глубинной целью вербальной агрессии является исключение из актуальной коммуникации одного из ее участников путем нанесения ущерба его имиджу, а значит, и ухудшение его общих шансов утвердить свои позиции в группе [198; 199]. Как отмечает Й. Швиталла, именно вербальная агрессия играет основную роль в деструкции имиджа, поскольку последний существенным образом конституируется именно в процессе вербальной интеракции и благодаря ей [208].

Исследования языковых и речевых средств реализации вербальной агрессии сосредоточены в области разработки структурных моделей конфликтных/ диссенсных секвенций диалогов с акцентацией роли дискурсивных маркеров, сигнализирующих о различных этапах протекания этих секвенций [151], а также в области исследования отдельных конфликтно релевантных речеактовых типов – инвективных вокативов, интраактивных эмотивов [43; 166], речевых актов обиды [94], угрозы [50; 117; 140], упрека [166; 195].

Относительная немногочисленность исследований по этому вопросу объясняется рядом причин, препятствующих изучению проблемы вербальной агрессии. Трудности проведения таких исследований связаны, в частности, со спецификой европейской культуры, в которой конфликты считаются интимной сферой и выносить их на суд общественности в большинстве случаев не принято. Известно, что, когда группа ученых Института немецкого языка в Мангейме (IdS) поставила перед собой цель исследовать коммуникативные процессы, сопровождающие разбирательства в суде по гражданским делам с целью установления взаимосвязи речевых, когнитивных, институциональных и культурных факторов, то им долго не удавалось получить разрешение на соответствующие аудиозаписи, так как исключительно важным условием успеха гражданских разбирательств является именно герметичность ситуации и уверенность участников коммуникации в том, что определенные факты и обстоятельства не станут достоянием общественности [190: 5-12]. Именно поэтому имеющиеся исследования вербальной агрессии проводились либо на материале художественной литературы, либо среди детей путем создания экспериментальных ситуаций, либо в институциональном контексте средств массовой информации (ток-шоу, теледебаты).

В связи с этим в качестве актуального объекта для исследования вербальной агрессии предстает парламентский дискурс, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, выступления политических деятелей нередко носят полемический характер, так как демократическая борьба мнений предполагает существование конкурирующих между собой, а, следовательно, и конфликтующих партий [177: 1], а во-вторых, соответствующие материалы отражаются средствами массовой информации, а также официально фиксируются в протоколах и поэтому доступны для исследователя. Кроме того, в своих выступлениях, адресованных самым широким слоям населения, политики пользуются общепринятым литературным языком с целью привлечения на свою сторону как можно большего количества сторонников своих политических взглядов [138: 47].

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена характерной для современного языкознания направленностью на изучение вербальных проявлений конфликта, с одной стороны, и неразработанностью вопроса о реализации вербальной агрессии в парламентском дискурсе бундестага ФРГ, с другой. Необходимость лингвистического анализа данного феномена определяется междисциплинарным характером изучаемой проблемы, который требует интеграции результатов научного поиска в русле различных областей знания – лингвистики, психологии, социологии, политологии и др.

Связь исследования с научными темами. Тема диссертации соответствует профилю исследований, которые проводятся на факультете «Референт-переводчик» Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» в рамках темы «Язык как семиотическая система и социально-культурное явление (теоретические и прикладные аспекты): проблемы изучения и преподавания», номер государственной регистрации 0101U006996.

Целью исследования является установление стратегий и тактик вербальной агрессии в парламентском дискурсе бундестага ФРГ и определение лингвостилистических особенностей ее реализации. В соответствии с намеченной целью решаются следующие конкретные задачи:

1. Изучить особенности дискурса бундестага ФРГ.

2. Исследовать функции вербальной агрессии в парламентском дискурсе.

3. Классифицировать и проанализировать стратегии и тактики вербальной агрессии в парламентском дискурсе ФРГ.

4. Охарактеризовать лингвостилистические средства реализации вербальной агрессии в парламентском дискурсе ФРГ.

Объектом исследования являются высказывания, отражающие проявление вербальной агрессии в современном парламентском дискурсе бундестага ФРГ.

Предметом исследования выступают коммуникативно-прагматические и лингвостилистические особенности реализации вербальной агрессии в парламентском дискурсе бундестага ФРГ.

Материалом для исследования послужили 2200 агрессивных высказываний, отобранных методом сплошной выборки из выступлений депутатов бундестага во время парламентских дебатов под названием «Актуальный час», отраженных в стенографических отчетах пленарных заседаний бундестага ФРГ за 1998 год, общим объемом 22850 предложений. Выбор материала обусловлен как агрессивным характером коммуникации, присущим парламентским дебатам, так и спецификой временного отрезка, который был периодом острой предвыборной борьбы с последующей сменой руководства страны.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является комплексный функционально-семиотический подход к анализу дискурса, предполагающий рассмотрение речевой коммуникации как активного, целенаправленного и мотивированного процесса, разворачивающегося в широком социально-идеологическом контексте.

Задачи исследования определяют конкретные методы анализа: для установления дискурсивных особенностей бундестага ФРГ используются системно-функциональный, и контекстно-ситуативный методы, для установления стратегий и тактик вербальной агрессии в парламентском дискурсе – методы интенционального, прагмасемантического и компонентного анализа, для характеристики лингвостилистических средств реализации вербальной агрессии – метод парафразирования и трансформации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые обоснован и применен комплексный функционально-семиотический подход к изучению парламентского дискурса, объединяющий лингвостилистический (функциональный) и лингвопрагматический (семиотический) аспекты публичной речевой деятельности политического истеблишмента. Новой является классификация вербальных стратегий и тактик агрессии в парламенте ФРГ, выступающих в качестве орудия разрушения имиджа политического соперника. Уточнено понятие имиджа политика применительно к парламентскому дискурсу. Впервые описаны лексико-семантические и стилистические средства реализации вербальной агрессии в парламентском дискурсе ФРГ.

Научная новизна полученных результатов может быть суммирована в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Преобладание социально-регулятивного аспекта коммуникации в публичном парламентском дискурсе в сочетании с конфликтным характером отношений между политическими оппонентами обусловливает реализацию в нем вербальной агрессии.

2. Вербальная агрессия представляет собой преднамеренные речевые действия, целенаправленно наносящие ущерб имиджу объекта вербальной агрессии путем использования определенных языковых и речевых средств. В публичном (экзотерическом) парламентском дискурсе выделяются инструментально-инициальная и враждебно-реактивная разновидности вербальной агрессии.

3. Инструментально-инициальная вербальная агрессия в публичном дискурсе бундестага ФРГ характеризуется двумя типами стратегий и восьмью видами тактик. Стратегия первого типа, которая является личностно-ориентированной, служит разрушению квалификативного имиджа оппонента. Ее реализуют три вида речевых тактик, а именно: дисквалификация, дискриминация и дискредитация. Наиболее эффективным приемом дисквалификации имиджа оппонента является высмеивание.Стратегия второго типа – дискурсивно-ориентированная, – служащая целям разрушения операционального имиджа оппонента, реализуется тактиками пяти видов: поучение, требование, угроза/ предсказание неудачи, демонстрация неуважения и констатация ограниченности оперативного пространства.

4. Вербальная агрессия враждебно-реактивной разновидности реализуется ответными высказываниями характерной структуры, что обусловлено необходимостью быстро реагировать на инициальную реплику. Наиболее типичные приемы оперативного построения реактивного высказывания – «переадресовка» и «переориентация».

5. Стратегии и тактики вербальной агрессии реализуются как с помощью лексических средств, то есть путем употребления в высказывании слов и словосочетаний с отрицательно-оценочной семантикой или многозначных лексических единиц, одно или несколько значений которых являются отрицательно-оценочными, так и с помощью стилистических средств – метафоры, игры слов, иронии. Использование последних дает говорящему преимущества сохранения собственного имиджа, демонстрации остроумия и красноречия и повышения внимания аудитории.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке комплексного прагмастилистического подхода к изучению вербальной агрессии в парламентском дискурсе, основанного на интеграции функционального и семиотического аспектов анализа дискурса. Описание речевых стратегий агрессивности развивает методологическую базу коммуникативной лингвистики и общей теории коммуникации. Полученные данные о стратегиях и тактиках вербальной агрессии в парламенте ФРГ дополняют сведения о конфликтной коммуникации, накопленные в психо-, социо- и прагмалингвистике, применяемые методики обогащают методологическую базу этих дисциплин.

Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные результаты и исследованный языковой материал могут быть использованы в лекционных и практических курсах по лексикологии немецкого языка (раздел «Лексическая семантика»), стилистике немецкого языка (раздел «Функциональная стилистика»), в разработке спецкурсов по коммуникативной лингвистике и лингвострановедению Германии, имиджелогии, а также в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов. Выдвинутые положения могут стать теоретической базой для разработки и совершенствования коммуникативно-ориентированных методов преподавания иностранного языка.

Личный вклад диссертанта заключается в уточнении понятия имиджа политика, в создании классификации вербальных стратегий и тактик агрессии в публичном парламентском дискурсе ФРГ, а также в описании лексико-семантических и стилистических средств их реализации.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений с докладами на заседаниях кафедры немецкой филологии и перевода Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», кафедры немецкой филологии Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды и на следующих научных конференциях: «Знание, культура, власть: проблемы философского осмысления» (Харьков, Харьковский государственный университет, октябрь 1993), «Види мовленнєвої діяльності: лінгвістичні та дидактичні аспекти» (Харьков, Харьковский государственный университет, октябрь 1995), «Актуальні проблеми сучасної психології» (Харьков, Харьковский государственный университет, Харьковский университет внутренних дел, ноябрь 1995), «Актуальні напрями сучасної слов’янської та романо-германської філології» (Ровно, Ровненский институт славяноведения Киевского славистического университета, апрель 2003), «Наука і освіта ‘2004» (Днепропетровск, VII Международная научно-практическая интернет-конференция,февраль 2004).

Публикации. Результаты диссертационного исследования получили освещение в 11 публикациях автора: 7 статьях, 6 из которых опубликованы в изданиях, утвержденных ВАК Украины, и тезисах докладов на 4 конференциях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]