Добавил:
Мы с группой в течение долгого времени херачили вместе всякие билеты для экзов. Берите и пользуйтесь. Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарубежный театр, пьесы.docx
Скачиваний:
535
Добавлен:
23.05.2017
Размер:
243.32 Кб
Скачать

Пинтер г. «Сторож»

Фабула: Астон приводит в дом Дэвиса, заботится о нём, даёт ночлег, ботинки и немного денег. Дэвис обустраивается в доме, у него случается потасовка с Миком, который принимает Дэвиса за грабителя, затем выясняет сложившуюся ситуацию. Выясняется, что Астон обещал сделать ремонт в доме. Астон предлагает Дэвису побыть сторожем. Мик изъявляет Дэвису свои сомнения в желании брата работать и помогать ему. Астон признаётся Дэвису, что некогда имел проблемы с ментальным здоровьем, и всё, о чем он сейчас мечтает – найти виновных в том, что его когда-то посадили в психбольницу, и сделать сарай под свою плотницкую мастерскую. Мик предлагает Дэвису стать сторожем. Дэвис начинает плести интриги против обоих братьев. Каждому из них он говорит про другого что-то компрометирующее, лишь бы остаться в доме подольше, а кого-то из них выселить. В итоге Дэвис ссорится с обоими братьями и снова оказывается на улице.

Относится к театру абсурда.

Пьеса исключительно камерная, единственное место действия и только три действующих лица: бездомный Дэвис и два брата, владельцы дома – Астон и Мик. Часто используется приём повторения. Персонажи зачастую не слышат друг друга и каждый говорит о чем-то своём.

Множество отсылок к Бэккету: бездомный, которому жмут сапоги («В ожидании Годо»; последняя сцена, в которой Дэвис пытается вымолить надежду на продолжение своего пребывания в доме, и Астон, который стоит к нему спиной и смотрит в окно, совершенно глухой к мольбам («Конец Игры»).

Комната дома – весь мир пьесы, и Дэвис, покидающий её, покидает мир.

Мик и Астон – антиподы, они составляют собой одну цельную личность и существуют в мире пьесы почти всегда только отдельно друг от друга.

В пьесе отсутствует чистая симпатия между персонажами, Дэвис постоянно всем и всеми недоволен, но всем во всём потакает и под всех подстраивается. Астон нелюдим, его добро к Дэвису отстраненное и не очень-то человеческое, Мик вовсе думает только о себе.

Абсурд в пьесе достигается через правдоподобность ситуаций, что является новаторским ходом Пинтера.

Сами персонажи демонстрируют различную степень «абсурдности человека» (в формулировке Камю). При всей своей неприглядности старый бомж Дэвис – самый прозрачный персонаж, даже его хитрость бесхитростна: в своих поступках он руководствуется собственной корыстью, всегда готов предать одного «покровителя» ради другого, сулящего большую выгоду, проявляет неблагодарность к пожалевшему его Астону, и крушение планов героя вряд ли вызывает сочувствие зрительного зала. Однако говорить, что в финале «торжествует добро», означало бы судить пьесу не по тем законам, по которым она создана. Все остальные персонажи, сценические и внесценические, страдают ярко выраженным протеизмом и сами не позволяют себе доверять.

Мик, самый «пинтеровский» персонаж в этом произведении, опережает появление подобных героев «Возвращения домой». Немотивированная жестокость, ложь – и в то же время страсть к изложению (или сочинению) всевозможных историй и нежность по отношению к брату. Ключевая реплика Мика, обвиняющего Дэвиса во всех грехах, больше подходит ему самому: Мик. Странный ты человек. Что ты ни скажешь, ничему нельзя верить. Каждое твое слово можно истолковать и так и эдак. И почти всегда врешь. Вспыльчивый, неуравновешенный, никогда не угадаешь, чего от тебя ожидать.