Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Hrolenko_A._Osnovi_sovremennoy_filologii

.pdf
Скачиваний:
498
Добавлен:
30.05.2017
Размер:
1.11 Mб
Скачать

жется, еще не раз будут возвращать нас к осознанию внутренней противоречивости, неустойчивости «малых филологий» в структуре вавилонской башни этой науки: «Достоевский понимал: для того, чтобы исследовать бесконечность, будь то бесконечность религиозная или бесконечность человеческой души, нет орудия более дальнобойного, нежели его в высшей степени флективный, со спиральными витками синтаксиса, родной язык».

Но все же жесткое разделение на лингвистику и нелингвистику к концу XX в. приостановилось. В современной филологии активизировались, как когда-то, центростремительные тенденции, заявившие о начале нового периода в развитии этой науки. К ним А.Т. Хроленко обоснованно отнес процессы интеграции во многих областях языкознания и литературоведения, интерес к дискурсному анализу текста, появление филологических дискуссий в научной печати, наконец, разработку проблем теории

ипрактики преподавания филологических дисциплин в школе

ивузе. Все эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что словесная наука в наше время получает новый созидательный импульс и активно включается в разработку иных областей гуманитарного знания, ищет и находит применение своей методологии и богатого исторического опыта в системе наук XXI в.

Особое место в этом занимает текст как интеграционный феномен культуры, связывающий ее компоненты в единый остов. Размышления автора о том, чтó такое текст, из чего он состоит и как организован, помогут читателю осознать данное словесное явление шире, чем оно обычно трактуется в вузовских учебниках — с лингвофилософских, культурно-эстетических позиций. При этом А.Т. Хроленко в интерпретации художественного текста во многом полагается на гениальное чутье М.М. Бахтина, поднявшего его на вершину словесного айсберга и разобравшего тончайшие нити и переплетения данной субстанции. Ведь неслучайно же М.М. Бахтин считал, что «событие жизни текста, то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов». Без смысла не может быть и текста.

Интересными нам показались и другие наблюдения А.Т. Хроленко, которые мы бы назвали герменевтическими под-

10

ступами к раскрытию вечной проблемы, ведь смысл — и в этом мы полностью солидарны с автором книги — ключевое слово филологии. Из вопросов, поставленных ученым в данном разделе, пунктиром отметим те, которые, как нам представляется, входят

врусло основ филологической науки: текст и система языка; неоднослойность текста; бессознательное в структуре познания и

втворчестве. Эти вопросы еще предстоит решать будущим поколениям филологов, философов, культурологов.

Крассмотрению проблем текста примыкает и вопрос о параязыке филологии, который можно трактовать и шире: каково языковое пространство Homo sapiens, какие механизмы воздействуют на его сознание. Показательно, что автор знакомит с по- нятийно-терминологическим аппаратом паралингвистики (кинема, интонема, паралексема, парасемема и др.), свидетельствующим и о том, что данная отрасль науки находится на активной стадии формирования и уже выделяется по ряду показателей в самостоятельный узус гуманитарного знания. Параязык включает такие аспекты изучения действительности, как паракинесика и парафоника, язык эмоций и языки интуиции, параязык

вхудожественном тексте, параязык и внутренняя речь и др. Согласимся, что это весьма непростые явления не только для наблюдения и описания, но и для исследования. По сути, они могут составлять науку будущего. Но и здесь автор уместно возвращает читателя в прошлое, где крупицами разбросаны параязыки: вспомним «лесенки слов» А. Белого, «поэтический гул» В. Маяковского. Это и есть особые потоки информации, составляющие арсенал параязыковых средств, которые так ярко и образно проявляются сейчас в киноискусстве, литературе и в целом в любом виде творчества. Недаром В. Набоковым введен термин карпалистика, который ученые понимают как науку о мимике, о языке жестов и движений…

Эта часть книги завершается рассуждениями автора о месте филологии в системе наук. Читатель найдет здесь колоритные примеры использования фактов языка и изложение методов филологического исследования в нетрадиционных областях, как связанных с нашей наукой одним стержнем гуманитарного

11

знания (культурология, этнография, социология, политология, психология и т.д.), так и находящихся, на первый взгляд, в значительном отдалении от словесного творчества (математика, информатика, биология, генетика). Везде, как мы видим, присутствует дух Логоса, который и ведет нас по человеческим лабиринтам наук.

Во второй части учебного пособия рассматриваются специфика и методология филологии. Автор разъясняет суть таких важных понятий, как научное исследование и его этапы, интуиция в науке, герменевтика как начало филологической методологии и др. Подробно характеризуются современные лингвистические и литературоведческие методики, вводится понятие мегатекст. Особое внимание ученый уделяет точным методам в филологии, получившим актуальное применение как раз в последние десятилетия. Поэтому весьма познавательны и полезны суждения А.Т. Хроленко о связи словесных наук с математикой, о разработке и использовании частотных словарей, об ограниченности квантитативных методик.

Какую бы структурную модель мы ни применили к филологии, одной из центральных методик является эксперимент, предполагающий всегда включение в «математизм» нашего сознания элемент творчества, воображения. Оттого, наверное, самые запоминающиеся, парадоксальные работы в науке не линейные, а стихийные, бессознательные. И о такой непростой проблеме рассуждает А.Т. Хроленко.

В том, что автор более подробно излагает историю и методологию русской филологии, нет ничего предосудительного. Оценки наших ученых второй половины XX в., как ни парадоксально, еще часто довлеют над новыми идеями. А.Т. Хроленко же показывает в своей книге, где искать истоки п о д л и н н о й филологии, на какие имена и факты необходимо ориентироваться сейчас, в век псевдонаук. Но и мировая филология, история и философия нашли достойное место в системе «словесных координат» А.Т. Хроленко, постоянно извлекающего и анализирующего наиболее показательные сюжеты: будь то исследования по стиховедению К.Ф. Тарановского, или идеи П. Фейерабенда по

12

методологии науки, или размышления «От мечты к открытию» Г. Селье, или проблемы структурной антропологии К. ЛевиСтроса… Все это существенно дополняет и расширяет уровень гуманитарной компетентности магистров филологии.

Третья часть книги раскрывает мир нашей науки в социокультурном пространстве и касается таких интересных, спорных и пока еще слабо разработанных вопросов, вынесенных автором в подзаголовки, как «Филология и языковая глобализация» и «Филология и ее экологические аспекты».

Мы не будем подробно разбирать указанные выше тезисы. Скажем только, что каждый из них находится сейчас на передовом рубеже науки, переживающей сложные времена и подвергающейся пусть и не политическому, но духовному — гонению. Филология (и это ясно показывает автор) способна противостоять культуртрегерству, экспансии чужого образа жизни, внедрению искусственных знаков «цивилизации». Оттого предельно актуально в данном контексте звучат мысли А.Т. Хроленко по поводу языковой глобализации и проблем экологии творчества и культуры в целом. Но автор не выступает здесь ретроградом, так сказать, кабинетным ученым, отстаивающим стереотипы прошлого. В каждом явлении он видит и другую сторону, позволяющую надеяться на то, что человек будет подпитываться гармонией мироздания, в нем должны преобладать не разрушительные, а гуманистические мотивы. Потому, например, и пресловутая глобализация для А.Т. Хроленко есть не только американизация языка и культуры (смеем надеяться, что это внешние, неглубинные признаки новой эпохи), но и поиски всеобщего языка будущей цивилизации, о котором мечтали лучшие умы со времен Аристотеля. Значит, проблема глобального доминирования языка гораздо сложнее и тоньше, чем простая смена атрибутов культуры.

Автор касается и такой исключительно важной составляющей нашего бытия, как экология языка. Он намечает пути изучения данной проблемы от Гёте до писателей-эмигрантов и современных мыслителей. Обращается автор и к бытовой стороне вопроса: зачем беречь слово? кто должен этим заниматься? какова роль семьи в сохранении данного феномена? как влияет го-

13

сударственная политика на «идеологию» слова? в чем заключаются функции языковой личности в сбережении слова? Всё это отнюдь не праздные для автора вопросы, которые должны быть предметом дискуссии в любой мыслящей аудитории.

В книге использованы интересные электронные и библиотечные ресурсы, позволяющие самостоятельно более углубленно изучать заявленную проблематику и открывать новые горизонты филологического познания. Вставки в тексте под заголовком «Книжная полка» привлекают внимание читателей и слушателей курса к наиболее значимым, по мнению автора, статьям и трудам, решающим ключевые проблемы филологического образования.

Профессор А.Т. Хроленко — не только ученый высокой научной культуры, прошедший богатую лингвистическую школу XX в. (среди его учителей такие величины, как проф. П.Г. Богатырёв, проф. Е.Б. Артёменко, проф. А.П. Евгеньева, акад. Н.И. Толстой), но и мыслящий практик, работающий в современной аудитории и неизменно способствующий становлению подлинной личности (и филологической, и человеческой в целом), что невозможно осуществить без проникновения в словесную материю, без понимания духа и ценностей любой науки. И в таком ремесле А.Т. Хроленко — настоящий ученый, «по Божьему озарению». Он не просто педагог, влюблённый в науку, а глубокий, самобытный автор со своей, если так можно выразиться, филологией жизни и редкой интуицией ученого, способного раздвинуть рамки официальной науки и проникнуть в самое её естество.

Скажем в заключение, что отдельные главы этой книги обсуждались и совершенствовались нами в совместных дискуссиях и спорах, которые не прекращаются до сих пор, ведь филология — не архаический предмет, а наука будущего, или, выражаясь словами легендарного И.А. Бодуэна де Куртенэ, о б щ е ч е л о в е - ч е с к а я наука. Именно в эту «вселенскую» филологию и старается заглянуть автор, призывая читателей к равноправному общению, полемике и, если угодно, к словесному исповедничеству. Недаром сказано: «Язык есть исповедь народа…»

О.В. Никитин, доктор филологических наук, профессор

14

Вступление

Русская филология — это первая наука, интересы которой совпадают с интересами России.

Н.Г. Комлев

Серьёзная филологическая подготовка не мыслится без основательного методического оснащения в форме учебных пособий, центральное место среди которых должна занять книга об основах филологии.

Всоответствии с требованиями Государственного стандарта магистр филологического образования должен иметь представление о содержании и месте филологии среди дисциплин гуманитарного профиля, о состоянии и развитии современного науковедения, о проблемах интеграции и дифференциации в области филологических наук.

Магистр должен знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию и динамику, общие принципы построения филологической теории, основные задачи филологической науки, видеть проблемы и перспективы современной филологии, её основные направления.

Выпускник магистратуры должен уметь обобщать результаты научного познания и использовать их как средство приращения нового знания, проводить эксперименты и использовать интроспекцию как эмпирическую основу в области филологии, правильно формулировать концепцию научного поиска, цель и задачи исследования, использовать наиболее эффективные методы, методики и приёмы исследования, профессионально работать в системе Интернет, грамотно использовать концептуальный и методический аппараты смежных наук.

Втечение обучения магистр должен сформировать навыки системного мышления, инновационно-познавательной, инициативной, самостоятельной творческой деятельности, использования новых информационных технологий и элементов компьютерной лингвистики, быть компетентным в применении обще-

15

научной методологии и понятийного аппарата филологических наук в своей научно-исследовательской и педагогической деятельности.

***

Несмотря на то что у филологии за плечами почтенная многовековая традиция, обилием книг по основам науки о слове эта область знаний похвастаться не может.

Филология в современном понимании этого термина началась с обобщающего курса выдающегося университетского педагога Августа Бёка (1785–1868) «Энциклопедия и методология филологических наук»; курс был издан посмертно в 1877 г.

К 1925 г. относится первая попытка Г.О. Винокура преподавать филологию как учебный предмет. Этот опыт в 40-е годы был обобщён им в тексте «Введения в изучение филологических наук». Выпуск первый «Задачи филологии» в 1981 г. был опубликован В.П. Григорьевым в сборнике научных трудов «Проблемы структурной лингвистики 1978» [Винокур 1981]. В нём намечалась программа, состоящая из четырёх разделов:

1)что нужно понимать под филологией;

2)объём и разделы филологии; принципы выделения её отделов;

3)методы филологии;

4)образцы филологического изучения текстов.

Первые три раздела как раз и составили содержание «Введения в изучение филологических наук». Строгого определения филологии в этом труде нет, однако характерно замечание Г.О. Винокура, которое публикаторы «Введения» отыскали в архиве учёного: «Сам я смотрю на себя, как на автора этого труда, не как на историка литературы и не как на лингвиста, а прежде всего как на ф и л о л о г а (разрядка наша. — А.Х.) в специфическом значении этого термина. Обе эти науки — сёстры произведения, одинаково ориентированного сознания, которое ставит себе задачей истолкование текста».

16

Всовременной учебной практике назрела необходимость продолжения работы в этом направлении. Так, нам известна программа «Основы филологии», составленная доктором филологических наук, профессором А.А. Чувакиным на кафедре русского языка, стилистики и риторики Алтайского государственного университета и поддержанная Президиумом Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию

в2003 г. (опубликована в 2006 г.). Она ориентирована на «филологизацию» университетского образования и учитывает то, что современная филология имеет более широкий спектр профессий, лежащих на перекрестке литературоведения, лингвистики и фольклористики. Данные науки тесно связаны с пограничными и междисциплинарными сферами деятельности.

Впрограмме определены задачи курса:

1)представить картину возникновения и основных этапов развития филологии;

2)ознакомить студентов с основными объектами филологии;

3)охарактеризовать проблему метода филологии;

4)очертить место филологических наук в современном обществе;

5)рассмотреть особенности научного исследования в области филологии.

Если до сих пор подготовка филологов в вузе как-то обходилась без пропедевтической книги о филологии, то углубление и расширение содержания филологического образования на уровне магистратуры трудно себе представить без учебной книги об основах филологии.

Предлагаемая книга состоит из трёх частей: I) «Природа филологического знания»; II) «Методология филологии»;

III)«Филология в социокультурном пространстве». Концепция и содержание книги сложились в процессе раз-

работки и чтения в Курском государственном университете двух курсов учебного плана магистратуры: «История и методология филологии и филологического образования» и «Актуальные проблемы филологии и филологического образования». Книга

17

намечалась как обобщение практики академического сотрудничества с магистрантами первых выпусков, которых лектор считает своими соавторами. Мы благодарим тех из них, кто своим заинтересованным вниманием способствовал появлению книги. Наша особая признательность — выпускникам Н. Дьячкову, В. Гончаровой, А. Салову, Т. Демидовой, В. Селивановой, Н. Доренской, Ю. Халиной.

Слова сердечной благодарности автор выражает доктору филологических наук, профессору Московского государственного областного университета Олегу Викторовичу Никитину, взявшему на себя труд присматривать за тем, как складывалась книга, за критический, благожелательный и в высшей степени конструктивный анализ практически каждой главы.

Следует оговориться, что книгу о филологии писал языковед, а это может привести к некоторому «лингвистическому крену». Надеемся, что литературоведы и фольклористы своей конструктивной критикой помогут преодолеть этот «крен». В итоге должен получиться курс, вводящий будущего специалиста в мир филологии и обеспечивающий ему продуктивное и комфортное научное пребывание в этом мире.

А.Т. Хроленко

Отзывы, замечания и пожелания принимаются по адресу: khrolenko@hotbox.ru

ЧАСТЬ I

Природа филологического знания

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]