Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

I.M.Snegirev-Russkie_narodnye_poslovicy_i_pritchi

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
3.89 Mб
Скачать

Р ус с к а я э т н о г раф и я

Русская этнография

Серия главных книг самых выдающихся русских этнографов и знатоков народного быта, языка и фольклора, заложивших основы отечественного народоведения. Книги отражают главные вехи в развитии русского образа жизни – понятий, обычаев, труда, быта, жилища, одежды – воплощенного в материальных памятниках, искусстве, праве, языке и фольклоре:

Ярослав Мудрый

Гильфердинг А. Ф.

Миллер О. Ф.

Нестор Летописец

Глинка Г.

Надеждин Н. И.

Владимир Мономах

Громыко М. М.

Пассек В. В.

Русская Правда

Даль В. И.

Потебня А. А.

Нил Сорский

Державин Н. С.

Пропп В. Я.

Иосиф Волоцкий

Драгоманов М. П.

Прыжов И. Г.

Иван Грозный

Ермолов А. С.

Риттих А. Ф.

Стоглав

Ефименко А. Я.

Ровинский Д. А.

Домострой

Ефименко П. С.

Рыбников П. Н.

Соборное Уложение

Забелин И. Е.

Садовников Д. Н.

Азадовский М. К.

Забылин М.

Сахаров И. П.

Аничков Е. В.

Зеленин Д. К.

Снегирев И. М.

Антоновский М. И.

Кайсаров А. С.

Срезневский И. И.

Анучин Д. Н.

Калачов Н. В.

Сумцов Н. Ф.

Афанасьев А. Н.

Калинский И. П.

Терещенко А. В.

Барсов Е. В.

Киреевский П. В.

Толстой Н. И.

Батюшков П. Н.

Коринфский А. А.

Фаминцын А. С.

Безсонов П. А.

Костомаров Н. И.

Флоринский Т. Д.

Бодянский О. М.

Кулиш П. А.

Худяков И. А.

Болотов А. Т.

Ламанский В. И.

Чулков М. Д.

Будилович А. С.

Максимов С. В.

Шангина И. И.

Бурцев А. Е.

Максимович М. А.

Шейн П. В.

Буслаев Ф. И.

Мельников П. И.

Шергин Б. В.

Веселовский А. Н.

Метлинский А. Л.

Якушкин Е. И.

Гальковский Н. М.

Миллер В. Ф.

Якушкин П. И.

Иван Снегирев

Русские

народные

пословицы и притчи

Москва

Институт русской цивилизации

2014

УДК 398.91 ББК Ш141.2-433+Ш3(2=1Р)-651я21 С 53

Снегирев И. М.

Русские народные пословицы и притчи / Отв. ред. О. А. Пла­ тонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 528 с.

В настоящем издании публикуются главные труды выдающе­ гося русского этнографа, фольклориста и археолога Ивана Михай­ ловича Снегирева (1793–1868).

Впервые в России Снегирев собрал, прокомментировал и опубликовал огромный материал по русским пословицам и пого­ воркам. С большой полнотой и знанием дела описал народные праздники и обряды, привлек к изучению лубочные картинки.

К народным пословицам Снегирев подходил как к отражению народного быта и народного мировоззрения. «Когда народ начина­ ет наблюдать и размышлять, – писал Снегирев, – тогда у него по­ являются плоды его наблюдений и размышлений в кратких, резких

изамысловатых изречениях, кои обращаются в пословицы». Эти пословицы «составляют мирской приговор, общее мнение, одно из тайных, но сильных, искони сродных человечеству средств к образованию и соединению умов и сердец». В пословицах, пола­ гал Снегирев, выражаются моральные понятия народа, «правила нравственности и благоразумия».

Народные праздники, – считал Снегирев, – один из главных устоев патриархального старинного быта. «Народные праздники, – писалон, –торжественноирадостнообнаруживаянравственныеи религиозные чувствования, доставляют участникам в оных льготу

инаслаждение. Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывает­ ся личность народная, как в праздниках: нигде столько, как в них, не сближаются люди душою и сердцем».

ISBN 978-5-4261-0132-6

© Институт русской цивилизации, 2014

Предисловие

Выдающийся этнограф, фольклорист и археолог Иван Михайлович Снегирев родился в Москве 23 апреля (4 мая) 1793 года. Он окончил Московский университет, а впоследствии состоял там же профессором по кафедре римской словесности и древностей. Изучал русское народное творчество, русскую старину. Впервые в России Снегирев собрал, прокомментировал и опубликовал огромный материал по русским пословицам и поговоркам, с большой полнотой и знанием дела описал народные праздники и обряды, привлек к изучению лубочные картинки.

Первая крупная работа Снегирева была посвящена лубочным картинкам. О них он написал статью «Русская народная галерея или лубочные картинки» еще в 1822, напечатав ее в «Отечественных записках» П. Свиньина; в статье дан краткий очерк русского народного гравировальногоискусстваиуказанонаважностьэтогоискусства для самого народа: оно может «способствовать к просвещению народа». Издатель журнала в особом примечании к статье высказал пожелание, чтобы «г. сочинитель» разработал этот важный предмет более подробно. Снегирев последовалэтомусовету.В1824годув«ТрудахОбщества любителей российской словесности» (кн. IV) была напе-

5

Предисловие

чатана его статья «О простонародных изображениях», и позжеоннеразвозвращалсяктойжетеме:последнийраз уже в 1861 в книге «Лубочные картинки русского народа

вмосковском мире» (М., 1844; изд. 2-е, 1861). В этой книге собрано очень много исторических сведений о гравировальном деле в России и дано обстоятельное описание существовавшихвсер.XIXв.народных«лубочных»картинок, с классификацией их по содержанию: «духовнорелигиозные», «философские», «юридические», «исторические» и «символико-поэтические».

Особо Снегирев отмечал пользу и достоинства «духов­ ­но-религиозных» картинок, «коими условливается преимущественное направление народа к вере и благочестию, к познанию истины и добродетели», и он с удовлетворением отмечал, что «число простонародных эстампов духовно-религиозного содержания несравненно было более, чем других». «Итак, лубочные картинки представляют не одни только предметы забавы и увеселения во вкусе простолюдья, – писал Снегирев

взаключение своей книги, – но духовно-религиозным и нравственным содержанием своим питают в народе чувство веры и благочестия, любовь к государю и отечеству, внушая отвращение от пороков и страх грехов, уважение к добродетели, как цели жизни». Еще в ранней статье (1822) Снегирев рисовал сцену, как в зимний вечер крестьяне слушают пояснения к религиозным картинкам – о Страшном суде, об искушении святых и пр. «Добрые поселяне слушают и из сего чтения научаются терпеть и забывать скорби житейские, уповать на вечное блаженство и страшиться вечной муки».

Почти одновременно Снегирев начал и другую большую работу – о русских пословицах. Сборники пословиц составлялись еще в XVIII веке, но полноценное

6

Предисловие

исследование пословиц никем еще не предпринималось. Снегирев взялся за это дело первым. Он посвятил русским пословицам сначала небольшую статью в «Трудах Общества любителей российской словесности» (1823) и несколько статей в журналах. В 1831–34 он издал в 4-х книжках большую работу «Русские в своих пословицах», а в 1848 году – книгу «Русские народные пословицы и притчи». Подбор, систематизация и интерпретация пословиц и поговорок основывались на твердой православно-монархической позиции.

Кнародным пословицам Снегирев подходил как

котражению народного быта и народного мировоззрения. «Когда народ начинает наблюдать и размышлять, – писал Снегирев, – тогда у него появляются плоды его наблюдений и размышлений в кратких, резких и замысловатых изречениях, кои обращаются в пословицы». Эти пословицы «составляют мирской приговор, общее мнение, одно из тайных, но сильных, искони сродных человечеству средств к образованию и соединению умов и сердец». В пословицах, полагал Снегирев, выражаются моральные понятия народа, «правила нравственности и благоразумия». Пословицы важны «для истории ума человеческого; ибо в них отсвечивается внутренняя жизнь народа, отличительные его свойства и господствующие в нем мнения, тесно соединяется настоящее с прошедшим и будущим, семейный его быт с народностью, а народность с человечеством».

В русских пословицах Снегирев видел отражения разных эпох, разных событий русской истории. «…Пословицы, будучи тесно связаны с историею языка и народа, могут служить памятниками различных обстоятельств народных и пособиями для истории. В таком отношении они бывают: а) по времени хронологические;

7

Предисловие

б) по месту топографические; в) а по народу етнографические. В последнем отношении они могут быть общественные и фамильные, городские и деревенские».

По содержанию же Снегирев делил пословицы на «антропологические», «физические» и «исторические». К первой категории он относил пословицы, «касающиеся до естественных и нравственных причин различия народов» (в т. ч. «относящиеся к язычеству, вере и суеверию», «нравственные», «политические и судебные» и пр.), а также пословицы, в которых отразилось «законодательство и судопроизводство». К категории «физических»пословицотнесеныпоговоркииприметыопогоде, сельскохозяйственные, а также «медицинские». В категорию «исторических» включены пословицы, связанные с какими-либо историческими событиями, и автор разделял их на «хронологические», «топографические» и «этнографические»: к последней группе отнесены разные поговорки и присловья об отдельных народах, о жителях отдельных местностей, городов и пр.

Большим успехом пользовалась книга Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», в которой впервые систематизирован огромный материал, относящийся к этой теме. В 1-м выпуске книги было дано общее теоретическое и историческое введение, в остальных – описание отдельных праздников, расположенных по годовому циклу. Описание собственно русских праздников и обрядов дополнено сравнительными сведениями об аналогичных явлениях у других народов, древних и новых.

Народные праздники, считал Снегирев, – один из главных устоев патриархального старинного быта: «На- родныепраздники,–писалон,–торжественноирадостно обнаруживаянравственныеирелигиозныечувствования,

8

Предисловие

доставляют участникам в оных льготу и наслаждение. Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках: нигде столько, как в них, не сближаются люди душою и сердцем».

Из других трудов Снегирева следует отметить издание: «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (вып. 1–18, 1846–59; Изд. 2-е. 1848–60, совм. с А. Мартыновым). Большой интерес также представляют обширный «Дневник» и «Воспоминания» Снегирева, опубликованные в «Русском ар-

хиве» (1866, 1902–05).

9

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПРИТЧИ,

изданные И. Снегиревым.

С предисловием и дополнениями

Предисловие

Тому 17 лет, как изданы мною IV выпуска моего сочинения Русские в своих пословицах; в нем я пытался показать отношение их к антропологии, физике и истории, коснулся не только содержания, но и формы сих заветных изречений русского народа, объяснив некоторые из них параллельными местами из отечественных летописей и грамот, из классических писателей, из пословиц у других европейских народов. Конечно, этот опыт был только началом обширнейшего сочинения по этой части, разрабатываемой с таким рвением и успехом ученейшими мужами в Европе. В продолжение этого времени, пользуясь новыми исследованиями и открытиями в области русской народности и советами богословов, юристов и филологов, я вновь разрабатывал русские пословицы, касающиеся веры и благочестия, нравственности, юриспруденции, истории и т.д.

Чем более я вникал в этот столь разносторонний и столь многосложный предмет, обнимающий внешнюю

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]