Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zachet.docx
Скачиваний:
142
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
424.27 Кб
Скачать

40. Кражи и контрабанда автомобилей организованными преступными формированиями, нападениями на грузы.

41. Организованные формы незаконной миграции и организованная проституция.

Нелегальная иммиграция. В Приморском крае, по оперативным данным, действуют отечественные и иностранные преступные группы, занимающиеся поставкой "живого товара" в увеселительные заведения стран Юго-Восточной Азии, а также переправкой иностранцев по поддельным документам в Западную Европу. Прикрываясь вывесками различных легальных фирм, они остаются неуязвимыми и избегают уголовного преследования.

Перед правоохранительными органами Дальневосточного региона, особенно Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, острой остается проблема преступности, связанной с корейскими и особенно с китайскими гражданами, продолжающими нелегально оседать на российской территории.

По ориентировочным данным Федеральной миграционной службы, на территории России незаконно проживает до 600 тыс. иностранцев. Неофициальные же оценки колеблются в диапазоне от нескольких сот тысяч до 2 млн человек. Только в Сибири и Дальневосточном регионе, по данным спецслужб, нелегально проживает около 1 млн китайских граждан. Угроза демографической, экономической, а возможно, и криминальной китайской экспансии в Дальневосточном регионе становится вполне (вероятной, если учесть, что только в одной сопредельной китайской провинции Хэйлунцзян в ближайшее время ожидается массовая безработица, которая, по прогнозам, коснется 20 млн человек. Уже сейчас в некоторых дальневосточных населенных пунктах и районах приграничной зоны России число китайских граждан превышает численность коренного населения. Видимо, интенсивным притоком в Россию китайских граждан, особенно криминально ориентированных лиц, можно объяснить лидерство китайцев в приведенной выше официальной статистике иностранной преступности. По оперативным данным, среди нелегально проживающих в России иностранцев получили распространение рэкет, грабежи, разбои, убийства и другие тяжкие преступления.

Так, в Приморском крае лидирующее положение среди выявленных иностранных преступников занимают китайцы (их доля превышает совокупную долю граждан СНГ примерно в 5 раз) и корейцы, (их удельный вес в структуре тяжких преступлений иностранцев приближается к 32%). Представителями этих этнических общностей совершается более половины выявленных экономических преступлений со стороны иностранных граждан. В целом 70% иностранных преступлений на территории края совершают корейцы и китайцы, проживающие там нелегально.

При оценке масштабов иностранной и в целом транснациональной преступности следует учитывать как неполноту статистического учета соответствующих преступлений, так и их высокую естественную латентность.

Нелегальный вывоз женщин и детей для вовлечения в проституцию. Во многих городах России образовались преступные группировки, специализирующиеся на нелегальной переправке граждан России, в том числе преступников, в Западную Европу, а также на вербовке россиянок для последующего вовлечения их в организованную проституцию за рубежом.

По данным МВД России, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Чите, Иркутске и других крупных городах сформировались иностранные диаспоры (национальные общины) сомалийцев, арабов, курдов, эфиопов, вьетнамцев, китайцев, монголов и других, которые оказывают своим соотечественникам помощь в нелегальной транзитной миграции и осуществлении преступной деятельности. Более подробно эта проблема освещена в отдельном вопросе.

Хотя в мире еще нет организации, ведущей глобальный учет транснациональных преступлений, по учетам Интерпола, охватывающим десятки стран (статистику представляют не все страны-члены этой организации), можно судить о масштабах и динамике некоторых видов преступности.

Организованная проституция. История развития рынка услуг по продаже человеческого тела уходит корнями в седую древность. С давних пор этот рынок контролируется преступными организациями. Новыми тенденциями развития этого рынка являются его растущие международные масштабы и все более широкое использование наркотиков как средства принуждения к занятию проституцией. Молодые девушки, а иногда и юноши перевозятся из одной страны в другую, а иногда и с одного континента на другой по хорошо организованным каналам, которые связывают Африку, Азию, Европу и Латинскую Америку. Эти лица могут часто являться жертвами обманных предложений получить работу или просто похищений. Позднее их послушание обеспечивается с помощью насилия. При этом побеги затрудняются или отсутствием контактов у жертвы в стране насильственного пребывания, или незнанием иностранных языков.

Особую активность в этой области проявляют как "триады", так и "якудза", которые содержат женщин в положении рабынь в заведениях секс-туризма на. Филиппинах, в Южной Корее и Таиланде.

Торговля людьми стала осознаваться общественностью как глобальная проблема в конце XX в., хотя корни глобализации восходят к середине XIX века. Ее характеризуют: усиление экономического неравенства между странами и социальными классами внутри страны; лишение земли и долговая кабала жителей сельских районов; опустошение окружающей среды как результат промышленных разработок и вмешательства военных (обезлесение, эрозия почвы, открытая добыча угля, и т.п.); концентрация земли в руках небольшой группы собственников, расширяющих агробизнес и экспорт сельскохозяйственной продукции; развитие туризма как стратегии усиления национальной экономики; военное присутствие в развивающихся странах или в ситуациях вооруженных конфликтов. Следствием экономической нестабильности, участившихся вооруженных конфликтов стала вынужденная миграция населения внутри стран в поисках любой работы и зачастую добровольная или вынужденная миграция за рубеж. Сложность адаптационных процессов, бедность, незнание местных языков и законодательства погружает мигрантов в состояние изоляции и бесправия. Все это вместе взятое становится благодатной почвой для угнетения мигрантов вплоть до их покупки-продажи, т.е. для торговли людьми.

В докладе Международной организации по труду (МОТ) «Глобальный Альянс против принудительного труда» за 2008 г. указывается: «9.8 млн. человек эксплуатировались частными лицами и 2.5 млн. принуждались к рабскому труду государством или военными группировками». Исследуя тенденции нарастающего рабства сотрудники отдела контроля над наркотиками и борьбе с преступлениями при ООН полагают, что в 2012 году число жертв не снизится, предположительно оно составит 2.4 млн. человек, 80 % из них по-прежнему будут вовлекаться в сферу сексуальных услуг.

В настоящее время торговля людьми упоминается как одно из трех величайших зол современности наряду с терроризмом и торговлей наркотиками.

Масштабность проблемы и следующие из нее угрозы делают феномен торговли людьми предметом академических исследований и социальной политики.

Внимание к проблеме торговле людьми возрастает и со стороны правоохранительных организаций, пытающихся контролировать процессы миграции и деятельность международных преступных групп, осуществляющих перевозку и продажу людей. Именно поэтому торговля людьми приобретает не только международный характер, но тесно переплетается с другими преступлениями, как например, мошенничество, вымогательство, отмывание денежных средств, взяточничество чиновников, «подсаживание» на наркотики и другие. Подобно торговле наркотиками и оружием торговля людьми становится востребованным бизнесом в развивающемся мире и, особенно, в Юго-восточном регионе, который, по мнению многих исследователей, стал центральным невольничьим рынком. Исследования МОТ свидетельствуют, что из 12 млн. жертв контрабанды людьми, большая часть – 9.5 млн. человек, приходится на Юго-Восточную Азию. Из них 2.5 млн. являются жертвами торговли людьми, 2/3 от этого числа – женщины и дети проданные для коммерческой сексуальной эксплуатации.

Целью торговцев являются наиболее уязвимые группы молодых девушек и женщин. Например, в 1991 году Комиссия по правам человека насчитала в Пакистане 200 тыс. бангладешских женщин, пребывающих на территории страны в качестве проституток, но ни один торговец не был арестован или осужден.

Вместо этого аресту подвергаются женщины, обвиняемые в нарушении иммиграционных законов, незаконном пребывании в стране и занятии проституцией.

Международная торговля женщинами представляет собою разветвленную организацию со своей внутренней структурой, нормами управления и контроля, взаимодействием с внешней средой, включающей явную и неявную политическую и экономическую поддержку организации проституции, секс-туризма и сексуального насилия.

В ряде юго-восточных стран торговля людьми, несмотря на суровость наказаний за подобные деяния, становится частью государственной политики, особенно если речь заходит о торговле людьми с целью принуждения их к работе в сфере секс-индустрии. Действительно, деятельность групп, сосредоточенных на организации проституции и торговле людьми, не могла бы существовать без поддержки правоохранительных структур и коррупции чиновников в странах происхождения, транзита и доставки женщин и детей.

Китайские триады, японские якудза, индийские, пакистанские, филиппинские преступные группы, оперирующие в этом регионе, специализируются на торговле людьми в различных ее формах: торговля для использования рабочей силы, домашних услуг, сексуальной эксплуатации, участие в съемках детской порнографии и т.п. Поскольку рынок торговли людьми работает непрерывно, постоянно обновляется, то в эти страны поставляются новые жертвы из различных стран мира, что, в свою очередь втягивает в цепь торговли людьми преступные группы из России, Мексики, Албании и т.д. Благодаря такой мощной разветвленной сети торговцев людьми, каждый год тысячи сирот, необразованных, брошенных и обездоленных девочек и молодых женщин в азиатских странах, Тихоокеанском регионе и Африке получают ложные предложения хорошей работы, и с мечтами выбраться из нищеты, прокормить себя и своих родственников, они отправляются в путь, перемещаются через границы, а затем продаются в публичные дома от Бомбея до Бангкока и Найроби.

Во всей этой цепи эффективность деятельности организованных групп поддерживается благодаря их тесной связи с полицией, сотрудниками паспортных и консульских служб, сотрудниками миграционных служб. И как отмечается в докладе Госдепартамента США, «коррупция в правительстве практически является базой для торговли людьми. Полиция и местные официальные власти часто игнорируют факты торговли женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации и легко берут взятки от владельцев борделей и сутенеров». По оценкам комиссий ООН доходы от торговли людьми в 2012 году составили $32 млрд.

На значительный рост доходов полиции от торговли людьми указывают тайские социологи П. Фонгпайшит, С. Фириярангсан и Н. Триират. Как пишет известный американский исследователь Кевин Бейлс: «можно быть уверенным, что собственник борделя связан с организованной преступностью, но… организованная преступность включает полицию и правительство. Более того, поддержка современного рабства выглядит не столько как криминальное действие, но скорее как прекрасный пример заинтересованности капитализма».

Например, доходы от организованной проституции в Таиланде, несмотря на ее официальный запрет, составили в 2007 году 26 % ВВП. По некоторым оценкам от 6 % до 8 % женского населения страны втянуты в занятия проституцией. Естественно, что правительство закрывает глаза на ее существование и старается не замечать ярких реклам для туристов, популяризирующих публичные дома и бары Бангкока и других тайских городов. К середине 1980-х, секс-туризм стал иметь решающее значение для экономического выживания не только в Таиланде, но и на Филиппинах, а в последнее время в Камбодже и Индонезии, особенно на островах Батам и Кариман. Не обходят стороной секс-туристы и сельские районы в погоне за новизной впечатлений.

В течение полутора столетий международные организации провозглашают насилие против женщин и девочек серьезным нарушением прав человека и тяжким преступлением. Однако ее часто трудно выявить, поскольку она затрагивает, прежде всего, совершеннолетних индивидов, которые имеют право сами принимать решения относительно рода занятий.

Но как показывает аутрич-исследования, добровольность в рамках организованной проституции весьма условна. Мировая практика торговли людьми свидетельствует, что вовлеченность женщин в проституцию в юго-восточных странах часто определяется не желанием женщин, а их обязанностями поддерживать материальное благосостояние семьи, культурными особенностями стран, где проституция является частью традиций, гендерными стереотипами мужского доминирования, жизненным укладом сельских и городских жителей, прожиточным минимумом и востребованностью в секс-услугах.

Большинство женщин в городских публичных домах – это выходцы из небольших деревень, в которых непродуманная сельскохозяйственная политика столкнула многие семьи с земли и ввергла их в бедность. Чтобы хоть как-то выжить, в некоторых регионах члены семьи продают своих дочерей, сестер, близких родственниц, а сам процесс купли-продажи совершается как дань традиции, обязывающей женщин любыми способами обеспечивать семью. На деньги, зарабатываемые женщинами проституцией, существуют целые семьи в деревне, и целые деревни составлены из таких семей.

Вербовщики находят бедные семьи и за наличные деньги покупают девушек, девочек, женщин. Они платят деревенским монахам за позволение проводить конкурсы красоты в храмах, выискивая там потенциальных жертв.

Дополнительная плата в виде бытовых электротоваров или недорогих золотых украшений устанавливается за девственниц, не достигших совершеннолетия.

Спрос на девственниц порождает интенсивную охоту за ними. Как отмечают камбоджийские исследователи, «в связи с участившимися требованиями мужчин, в страну все чаще поставляют несовершеннолетних девственниц для того, чтобы продать их в сети коммерческой эксплуатации… Мужчины верят, что секс с несовершеннолетними девочками возвращает мужчинам мужскую силу и предупреждает от ВИЧ-инфекций и СПИДа» [12]. Неудивительно, что только в Индонезии каждый год от 40 тыс. до 70 тыс. детей по оценкам международной организации EPCAT становятся жертвами торговли людьми. Вопреки устойчивой репутации Юго-Восточных стран как центра мировой педофилии, анализ клиентуры детей, проданных для занятий проституцией показывает, что от 49 % до 70 % их клиентов – не иностранцы, а местные жители.

В целом, общее количество несовершеннолетних, втянутых в проституцию, неясно, но очевидно, что проблема детской проституции становится глубже и изощреннее.

Из всего вышеизложенного складывается общая стереотипная картина или, говоря словами А. Мерчант, «шаблон, который следует неумолимой логике международной капиталистической экономике». Есть предложения международной организованной проституции, вовлекающей и поставляющей в секс-индустрию экономически отчаявшихся, необразованных девочек и молодых женщин, поставленных перед выбором умереть или содержать себя и семью ценой собственного здоровья и сексуального рабства. Есть виртуальная армия вербовщиков и торговцев, которые действуют внутри страны и между странами с относительной безнаказанностью, и которые имеют в своем распоряжении различные методы, чтобы заполучить экономически отчаявшихся девушек и женщин. Наконец, должна есть система долговой кабалы, после которой девушка или молодая женщина попадают в секс-торговлю, из которой трудно выбраться.

Что касается спроса, то существует армия сутенеров, рекламирующих наличие и покорность женщин определенной этнической группы. Эта армия включает в себя частные а также государственные турфирмы, качестве средства получения твердой валюты для развития национальной экономики и для того, чтобы оплачивать кредиты международных банков. Например, швейцарские туристические брошюры описывает тайских женщин как «тонких, загорелых, и сладких... природных искусниц и мастериц в любви». Голландские агентства описывают тайских женщин как «маленьких рабынь, дарящих настоящее тайское тепло». Наконец, есть мужчины из богатых стран, часто с расистскими сексуальными стереотипами, которые считают, что анонимно они могут безнаказанно купить сексуальные услуги у женщин другой культуры.

Каковы выводы не только для стран Юго-Восточной Азии, но и для России, в которой организованная проституция чувствует себя крайне вольготно? Во- первых, необходимо поддержать усилия международных коалиций против торговли женщинами в целях укрепления и обеспечения соблюдения законов в отношении торговцев людьми и для создания и обеспечения соблюдения законов в борьбе с сутенерством. Во-вторых, необходимо поддерживать предложение, одобренное ЮНЕСКО, о полном запрете сексуальных услуг для продажи, а не только запретить принуждение к проституции.