Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
L_I_PETRAZhITsKIJ_O_PRAVE_I_NRAVSTVENNOSTI_Yulia.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
139.78 Кб
Скачать

Писанецкая Юлия,

РГГУ

Л .И. Петражицкий о праве и нравственности в «теории права и государства в связи с теорией нравственности»

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - основатель психологической школы права, крупный российский социолог и теоретик права, известен прежде всего как автор одной из самых популярных психологических теорий права, согласно которой право есть особая разновидность психических переживаний.

Опубликование в начале прошлого века «Теории права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкого стало крупным научным событием не только в русской, но и европейской литературе.

В своей работе ученый большое внимание уделяет вопросам права и нравственности, а также их «сущности».

Взаимодействие норм права и нравственности

Слово "право" употребляется народом широко, но смысл этого употребления совсем иной, чем в сфере юридической практики. Так, правила игры в карты, право на почетное место за столом в гостях и т.п., с точки зрения юристов, не есть право. «Так называемые правила вежливости, обращения в обществе, этикета (savoir vivre) тоже в значительной степени имеют в своей основе обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные переживания и представляют с точки зрения установленного

понятия права не что иное, как правовые нормы». (1;88) Для построения научной теории, устанавливающей понятие права, необходимо два условия. Во-первых, знание о том, что есть теория причинного действия права, его мотивационное и педагогическое действия.

По мнению Льва Петражицкого, право, как нравственность, эстетика и другие социальные регуляторы, влияет на развитие человеческой психики, изменяет человеческий характер, приспосабливая его к социальной жизни.

Л. Петражицкий в своем труде исследует нравственные и правовые переживания. Он считает, что этические переживания, содержащие в себе нормоустановленные, нормативные факторы, и соответственные обязанности и нормы, необходимо называть «гетерономными, или позитивными, остальные автономными, или индуктивными» (1;41).

Элементы психики

В начале своего труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, о государстве, о нравственности и т. д.) вместо тройственного деления элементов «психической жизни: на 1) познание (ощущения и представления); 2) чувства (наслаждения и страдания); 3) волю (стремления, активные переживания)» (1;10) деление на:

1) двусторонние, пассивно-активные переживания – эмоции (или, как он их еще называет, импульсии);

2)«односторонние переживания, распадающиеся в свою очередь на

а) односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания, и б) односторонне-активные, волевые» (1;22).

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека: «мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер» (1;85). Свою концепцию Л.И. Петражицкий называет «эмоциональной теорией» и противопоставляет ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным элементом психики. Как отмечает правовед, именно эмоции побуждают человека к совершению внешних телодвижений и иным действиям (напр., к умственной работе и иным т. н. внутренним действиям), заставляют людей совершать поступки. При этом Л.И. Петражицкий отводит эмоциям (импульсиям, как он их называет) в жизни животных и человека роль «главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни; прочие односторонние элементы психической жизни играют при этом вспомогательную, подчиненную и служебную роль». Односторонние же элементы психической жизни (познание, чувство, воля) играют лишь вспомогательную, подчиненную и служебную роль. Петражицкий пишет: «Мы переживаем ежедневно многие тысячи эмоций управляющих нашим телом и нашей психикой, вызывающих те телодвижения, которые мы совершаем, те мысли и волевые решения, которые появляются в нашем сознании, и разные другие физические и психические процессы» (1;23). Одни эмоции он называет жизнеобеспечивающими эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие - этическими эмоциями.

В целях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать два класса эмоций:

1) Специальные эмоции (специальные импульсии), «которые имеют тенденцию превращать организм (индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многих и весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые и чувственные) процессы» (1;27). "Понятие и знание специальных эмоций и их акций должно, между прочим, повести к разрешению издавна интересующей ученых и мыслителей, но до сих пор не решенной, проблемы о природе т. н. «инстинктов» и поведения животных вообще. В разных областях животной жизни действуют системы специальных эмоций и их акций, целесообразно приспособленных к условиям жизни, в том числе заметных и для поверхностного наблюдателя элементов этих акций - телодвижений» (1;28).

В качестве примера действия таких эмоций автор приводит следующий: так, голод-аппетит приводит к появлению представлений и мыслей, касающихся пищи и еды, чем сильнее голод, доходящих до бреда и галлюцинаций; вытеснению прочих интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов и т.д.

2) Абстрактные или бланкетные эмоции имеются на ряду со специальными эмоциями в нашей психике и играют весьма важную роль в жизни. Такие эмоции могут служить побуждением к любому поведению, а именно, они побуждают к тем действиям, представления о которых переживаются в связи с ними. Л.И. Петражицкий относит к таким эмоциям эмоции, возбуждаемые обращенными к нам велениями и запретами. Так, резкие приказы и запреты, высказанные строго-внушительным тоном, действуют как электрический ток и приводят к выполнению содержания повелений. «Путем надлежащих опытов и самонаблюдений можно убедиться, что приказы и запреты, особенно если они внезапны, кратки и резки, напр., «молчать!», «назад!», «не «сметь трогать!», и высказываются надлежащим строго-внушительным тоном и с надлежащею повелительною мимикою, действуют, так сказать, как электрические токи, моментально вызывая в нашей психике своеобразные моторные раздражения, действующие в пользу того поведения, которое соответствует содержанию веления или запрещения» (1;29).