Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лассуэлл Г.Д. - Психопатология и политика. - 2005.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
4.48 Mб
Скачать

Глава V теории развития личности

Следует помнить, что поиски Фрейдом признаков травмати­ческой ситуации привели его к открытию одновременного функ­ционирования всевозможных бессознательных мотиваций как больных, так и здоровых людей. Поиски вели дальше. Фрейд был вынужден завершить схематическую картину типичного генети­ческого развития личности. Эта карта стала результатом сравни­тельного изучения весьма тщательно проанализированных случа­ев и опиралась на эмпирические наблюдения. Фрейд всегда при­держивался своих данных; и независимо от того, как далеко его заводило воображение, реальный клинический опыт был старто­вой и посадочной площадкой полета его мысли.

Энергия развитой личности может рассматриваться как рас­пространяющаяся в трех направлениях: в положительном выра­жении социализированных импульсов, в антисоциализировэнных импульсах и в поддержке сопротивления антисоциализирован-ным импульсам. Первоначальные формы выражения энергии, ко­торые доступны младенцу, во многих случаях не совместимы с запросами человеческого общения. Младенец должен отказаться от многих примитивных форм вознаграждения, если хочет, чтобы его любили, и избегать дискомфорта и боли. Он должен разви­ваться как личность, которая соответствует требованиям общест­ва. Взрослое окружение методом кнута и пряника принуждает его подчиняться командам ради его собственных прав Сознание -это результат интроекции окружения, и оно накладывает ограни­чения на антиобщественные импульсы. Пока младенец и ребенок растет, он избегает конфликтов с окружением, перенося очаг конфликта внутрь себя, и внутренне выполняет роль няни, матери и отца. Он учится управлять своими выделениями и пресекать собственные разрушительные порывы. Он достигает пика инди­видуальности путем социализации своих основных импульсов.

Но это воплощение в личности требований общественного порядка не проходит гладко и не упраздняет простые психологи­ческие структуры, которые развивались и, очевидно, отвергались с каждым шагом на пути взросления. Большая часть энергии

81

HI l|H

I !!■

личности тратится на блокирование проникновения в сознание и открытое выражение нерегулируемых импульсов. Внимательное исследование в течение суток индивидуального поведения пре­красно выявляет размах, с которым личность контролируется весьма простыми психологическими структурами. Минуты уста­лости, депривации, безответственной мечтательности - все выда­ет присутствие тенденций, которые не вписываются в мир взрос­лых.

Фрейд начал создавать свою концепцию развития личности путем постепенной универсализации явлений, с которыми столк­нулся в реальной клинической работе и впервые описал в относи­тельно умеренных и ограниченных терминах. Оригинальность его психологического вклада изначально состояла в подчеркива­нии роли сексуальности в этиологии определенных неврозов. Он обнаружил, что все виды патологических условий и отклонений в развитии были, очевидно, вызваны некоторой трудностью в сек­суальной интеграции. Это акцентирование внимания на роли сек­суального регулирования как необходимой предпосылки здоро­вой взрослой жизни столкнулось с такой большой оппозицией, что Фрейд предпринял усилия по защите и укреплению своей по­зиции. Теперь сексуальная функция рассматривалась, по сущест­ву, как особая функция, подчеркивающая биологическое едино­образие человека за счет индивидуальности. Такая тема, как «развитие личности», требует всесторонней теории личности, но она не разрабатывалась Фрейдом до его разрыва с Адлером, ко­торый настаивал на роли стремления к индивидуализации и от­рицал, что в значительной степени забытых Фрейдом «инстинк­тов эго» достаточно, чтобы поддержать всеобъемлющую теорию.

История созданных Фрейдохм теорий сексуальных неврозов личности начинается с его ранних, независимых психологиче­ских исследований Многие клиницисты до Фрейда были крайне удивлены частотой, с которой сексуальные проблемы, видимо, вызывали^«нервные» болезни. В своей работе по изучению гип­ноза Фрейд был особенно поражен тем, как часто в патогенных ситуациях встречались специфически сексуальные случаи. Те­перь Фрейд продолжал делать обобщения относительно роли

сексуального элемента в неврозе и заявил, что невроз является функцией отклонений в сексуальной жизни.

Для защиты своих выводов Фрейд вооружился двумя новы­ми средствами. Первое из них - это его опыт разрешать пациен­там выговориться и рассматривать большую часть сказанного ими как символизирующее еще что-то. Он обрел способность ин­терпретировать то, что другие люди воспринимали буквально как замаскированное представление о чем-то ином. И когда Фрейд сталкивался со случаями, которые не были откровенно сексуаль­ными, он считал возможным рассматривать несексуальные эле­менты как символические образы сексуальности и укреплялся во мнении, что более интенсивные исследовательские процедуры обеспечили его подтверждающими фактами. Само собой разуме­ется, что тех, кто не осознал изменения точки зрения Фрейда, от­пугнула мнимая произвольность его исследования.

Второе средство Фрейда заключалось в опоре на всеохва­тывающую теорию сексуальности. Не смущаясь от насмешек, ко­торыми осыпали его сексуальную теорию невроза, он перенес войну на вражескую территорию, распространив всю концепцию сексуальности на прошлое, начиная с периода половой зрелости и вглубь, через жизнь взрослеющего ребенка, к его младенчеству.

На первый взгляд, это могло бы показаться дешевым диа­лектическим приемом с целью запутать критиков, сказав им, что «секс» означает все явления, которые они называли другими именами. Работа Фрейда «Три вклада в сексуальную теорию» из­бежала участи стать риторической игрой слов в силу виртуозно­сти его воображения и очевидной определенности связей, кото­рые он проследил между различными чертами детского развития и образцами здоровой и извращенной взрослой сексуальности. Тщательный анализ биологически действенного полового обще­ния показывает, что оно является сложным комплексом многих действий. В нем участвует партнер противоположного пола Су­щественная особенность полового общения - возрастание напря­женности до достижения взрывного освобождения, сопровож­даемого полной релаксацией Мужчина должен обладать доста­точными садистскими наклонностями, чтобы идти на риск при­чинить вред женщине, вводя пенис в вагину. Участники должны

82

83