Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
22
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
110.12 Кб
Скачать

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Применение прегабалина в терапии вертеброгенных болевых синдромов в нижней части спины

А.В. БОЛОТОВ, С.Б. ИЗВОЗЧИКОВ, А.Г. ПОЛУНИНА, Н.Н. БОЛОТОВА, Г.В. СЕЛИЦКИЙ

Pregabalin in the therapy of vertebrogenic pain syndromes in the lower back

A.V. BOLOTOV, S.B. IZVOZCHIKOV, A.G. POLUNINA, N.N. BOLOTOVA, G.V. SELITSKY

Городская клиническая больница № 79, Городская поликлиника №124, Кафедра нервных болезней лечебного факультета Московского

государственного медико-стоматологического университета

Боль — наиболее частая жалоба, с которой пациенты обращаются к врачам разных специальностей. Каждый человек, хотя бы один раз в жизни, испытал боль в нижней части спины [4]. Термином нижняя часть спины обозначается зона между XII парой ребер и ягодичными складками. Актуальность проблемы боли в нижней части спины, учитывая высокую распространенность в популяции (до 40—80%), не вызывает сомнений, при этом пик заболеваемости приходится на наиболее трудоспособный возраст [7].

В соответствии с современной классификацией, различают два основных вида боли: ноцицептивную и невропатическую. Ноцицептивная боль вызывается непосредственным раздражением болевых рецепторов и хорошо купируется нестероидными противовоспалительными препаратами (НПВП) и анальгетиками. Невропатическая боль возникает при повреждении нервной системы на любом уровне — периферическом или центральном; она может развиваться и сохраняться при отсутствии явного первичного болевого раздражителя. В основе развития невропатического болевого синдрома лежит избыточная активация ноцицептивных систем и недостаточность антиноцицептивных механизмов с вовлечением как периферических, так и центральных отделов нервной системы. Этот вид боли характеризуется высокой интенсивностью, отсутствием четкой локализации, тенденцией к иррадиации и часто сопровождается такими расстройствами чувствительности, как аллодиния, гипо/гипералгезия, гиперпатия, каузалгия. Нередко больные описывают боль как «жгучую», «стреляющую». Чаще всего невропатическая боль мало чувствительна к НПВП и анальгетикам [1, 2]. Наибольший эффект оказывают трициклические антидепрессанты и антиконвульсанты [5]. Среди последних, по данным Европейской федерации неврологических обществ (EFNS), одним из препаратов первой линии для лечения невропатической боли является прегабалин [6].

Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности применения антиконвульсанта прегабалина (лирика) в комплексной терапии купирования вертеброгенных болевых синдромов, локализованных в нижней части спины и имеющих в своей структуре невропатический компонент.

© Коллектив авторов, 2008

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2008;108:12:66—67

Материал и методы

Висследование вошли 62 пациента с выраженным болевым синдромом в нижней части спины, в структуре которого ведущие место занимал невропатический компонент. Невропатическая составляющая боли подтверждалась ее характеристиками: «стреляющая», иррадиирующая в нижнюю конечность, сопровождающаяся гипо/ гиперестезией в зоне иннервации корешков спинного мозга.

Критерием для включения в исследование было наличие расстройств сна, оцениваемых по «Анкете балльной оценки субъективных характеристик сна» (АБОСХС), по которой показатели в 22—30 баллов характерны для здоровых людей, 19—21 балл — пограничные значения, менее 19 баллов — наличие инсомнии [3]. Болевой синдром оценивался по визуальной аналоговой шкале боли (ВАШ), по которой 0 баллов соответствует отсутствию боли, 10 баллов — ее максимальная интенсивность (нестерпимая боль).

Нами проведено исследование эффективности прегабалина (лирика) в комплексном лечении больных с вертеброгенным болевым синдромом в нижней части спины

сневропатическим компонентом. Прегабалин, являясь структурным аналогом ГАМК, уменьшает выделение нейротрансмиттеров, замедляет передачу нервного импульса на следующий нейрон, приводя к уменьшению болевого синдрома. Помимо этого, проведенные исследования показали сомногенный и анксиолитический эффекты препарата [2].

Восновную группу (ОГ) вошли 33 пациента в возрасте от 27 до 66 лет (45,7±8,1 года), среди них 11 мужчин и 21 женщина, которые с первого дня лечения получали прегабалин. С учетом выраженности болевого синдрома и расстройств сна суточная стартовая доза была 150 мг, принимаемая однократно вечером. В трех случаях потребовалось повышение суточной дозы до 300 мг (по 150 мг 2 раза в день). Дальнейшего повышения дозы в исследуемой группе не потребовалось. Контрольную группу (КГ) составили 29 пациентов (15 мужчин и 14 женщин) в возрасте от 24 до 65 лет (49,8±8,8 года) с аналогичной клинической картиной, не получавших прегабалин. Все пациенты обеих групп получали стандартное лечение, включающее местное, внутривенное капельное, внутримышечное, пероральное введение анальгетиков, анестетиков, миорелаксантов, НПВП, физиотерапевтические процедуры.

Эффективность препарата оценивалась по результатам лечения 32 пациентов. Один пациент выбыл из ис-

66

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 12, 2008

следования, отказавшись от лечения в связи с возникшей рвотой на фоне приема 150 мг прегабалина. У остальных пациентов ОГ побочных эффектов, потребовавших отмены препарата, не наблюдалось.

Статистический анализ полученных данных проводился с использованием пакета программ SPSS (версия 13.0). Все анализировавшиеся показатели имели нормальное распределение, поэтому были использованы параметрические статистические тесты. Для расчета межгрупповых различий в периодах до и после лечения использовался t-тест Стьюдента. Динамика болевого синдрома и нарушений сна в двух группах анализировалась тестом ANOVA (анализ дисперсии) для повторных измерений.

Результаты и обсуждение

В ОГ и КГ исходный уровень боли составил 7—10 баллов (среднегрупповой показатель боли составил 8,8±0,9 и 8,2±1,0 балл соответственно), при этом интенсивность боли в основной группе до лечения была достоверно большей (t=2,18; p=0,033).

Выраженность нарушений сна по шкале АБОСХС находилась в пределах 6—18 баллов в ОГ и 9—18 — в КГ (средние показатели составили 14,2±2,8 и 14,9±2,7 балла соответственно; отличия между группами отсутствовали — t=l,05, р=0,30).

Интенсивность болевого синдрома достоверно снизилась после лечения в обеих группах, составив в среднем 2,4±1,2 балла в ОГ и 3,55±1,6 — в КГ, т.е. уменьшилась на 72,9 и 63,0% соответственно (λ=0,087, F1,59=616,0, р<0,001: взаимодействие группы лечения и динамики: λ=0,79, F1,59=15,7, р<0,001). Противоболевой эффект в ОГ

проявлялся в среднем на 2—3-и сутки от начала терапии,

вКГ — на 7-е сутки, после окончания курса лечения болевой синдром был достоверно менее выраженным в ОГ (t=3,13; р=0,003).

Средние показатели диссомнических расстройств после лечения составили 23,1±2,3 балла в ОГ и 20,4±3,3 —

вКГ, т.е. уменьшились на 48,8 и 37,0% соответственно

(λ=0,132, F1,59=387,1, р<0,001: взаимодействие группы лечения и динамики: λ=0,724, F1,59=22,5; p<0,001). После проведенного лечения нарушения сна были достоверно менее выражены в ОГ по сравнению с КГ (t=3,69; р<0,001). В ОГ сомногенный эффект наблюдался с первых дней лечения. Все пациенты ОГ продемонстрировали высокую приверженность к приему препарата.

Заключение

Прегабалин (лирика) эффективен в комплексном лечении вертеброгенных болевых синдромов в нижней части спины с невропатическим компонентом. Выраженность болевого синдрома по ВАШ после проведенного лечения достоверно отличалась от таковой в контрольной группе, получавшей традиционное лечение. Противоболевой эффект прегабалина сочетался с сомногенным действием. Прегабалин, назначаемый однократно в вечерние часы по 150 мг пациентам с выраженным болевым синдромом, продемонстрировал хорошую переносимость и эффективность, чем обосновывается высокая приверженность пациентов к приему данного препарата. Начало купирования болевого синдрома и улучшение сна в ОГ наступало значительно раньше, чем в КГ, что позволяло добиться положительного настроя пациентов на выздоровление.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев В.В., Яхно Н.Н. Боль. В кн.: Болезни нервной системы. Руководство для врачей. Под ред. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульман. М: Медицина 2001;1:2:106—124.

2.Камчатнов П.Р. Лечебная тактика у больных с нейропатическим болевым синдромом. Справочник поликлин врача 2007;2:78—82.

3.Левин Я.И., Ковров Г.В., Полуэктов М.Г. и др. Инсомния: современные диагностические и лечебные подходы. М: Медпрактика-М 2005;71— 72.

4.Попелянский Я.Ю. Ортопедическая неврология (вертеброневрология). Руководство для врачей. М: МЕДпресс-информ 2003.

5.Штрибель Х.В. Терапия хронической боли. Руководство для врачей. М: ГЭОТАР-Медиа 2005.

6.Attal N., Cruccu G., Haanpaa M. et al. EFNS guidelines on pharmacological treatment of neuropathic pain. Eur J Neurol 2006;13:1153—1169.

7.Hadler N. Arthritis and allied conditions.13th Ed. Baltimore 1997;2:1821— 1833.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 12, 2008

67

Соседние файлы в папке 2008