Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России.docx
Скачиваний:
75
Добавлен:
30.03.2018
Размер:
133.95 Кб
Скачать

23.Опричнина. Россия в 1572–1584 гг.

Ряд личных обстоятельств Ивана IV повлиял на внутреннюю политику в России. В 1553 г. царь заболел настолько тяжело, что ближайшее окружение стало решать вопрос о наследнике. Адашев и родственники жены Анастасии – Захарьины-Юрьевы – настаивали на том, чтобы после смерти Ивана IV престол занял его сын Дмитрий. Проблема заключалась в том, что Дмитрий был ещё младенцем, а потому при таком развитии событии была перспектива повторения «боярского правления». Во избежание этого группа во главе со священником Сильвестром предлагала кандидатуру двоюродного брата царя Владимира Андреевича Старицкого. По такому же принципу разделилась и Боярская дума. Иван IV выздровел и, узнав о переговорах и спорах, шедших за его изголовьем, начал менять своё окружение. В то время от дел и от роли советника стал отдаляться Сильвестр. В 1560 г. он и Алексей Адашев окончательно были отстранены от государевых дел.

6 августа 1560 г. умерла царица Анастасия, женщина, которую Иван IV горячо и искренне любил. Его переживания по поводу смерти были настолько сильны, что он облысел. Видимо, такие сильные эмоции в дальнейшем определили его подозрения в том, что царица была отравлена. Изучение останков царицы Анастасии показало крайне высокое содержание солей ртути в её организме.

30 апреля 1564 г., после ряда неудач в Ливонской войне, на сторону врага перебежал Андрей Михайлович Курбский. Его переход был заранее спланированной в Речи Посполитой акцией.

В начале декабря 1564 г. царь со своей семьёй (новая жена – черкешенка Мария Темрюковна), свитой, охраной и казной покинул Москву и уехал в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда царский поезд направился не в Москву, а далёкую резиденцию Александрову слободу (ныне г. Александров). Далее царь направил в Москву митрополиту Афанасию и московскому люду две грамоты. Смысл их содержания был таков: царь не собирается возвращаться в Москву и хочет отказаться от трона, в этом простой народ не виноват, ответственность должна лежать на боярстве. Испугавшись народного гнева, бояре срочно направили делегацию к царю с просьбой вернуться. Он согласился при условии, что ему не будет никаких ограничений в определении, преследовании и наказании изменников и внутренних врагов. Для этого Иван IV потребовал разделить страну на две части – опричнину (куда вошли самые богатые и хозяйственно развитые земли) и земщину. В опричнину набирались дворяне, которых царь считал наиболее верными. Они должны были стать боевой силой опричнины в искоренении измены. Те дворяне, которые не входили в опричнину, должны были перебраться в земщину. Начавшиеся переселения сразу же сопровождались произволом, грабежами и насилием опричников по отношению к земским дворянам и крестьянам, которые работали на их земле.

Начался опричный террор. Попытки упросить царя отменить этот режим кончались плачевно для просителей. Трагично сложилась судьба митрополита Филиппа (Колычева), имевшего высокий авторитет среди русского духовенства. Опричники ходили в монашеских одеяниях. В 1568 г. царь с толпой опричников ввалился в Успенский собор, где митрополит вёл службу, и потребовал благославить его. Митрополит отказался и, более того, указал царю на то, что если он царь, то пусть идёт и правит страной, как положено, а если монах, то он должен идти в монастырь. Осенью 1568 г. по настоянию царя состоялся церковный собор, где Филипп был сведён с митрополитов, и после в разорванных монашеских одеждах отправлен в Отроч монастырь под Тверью.

Апогеем опричнины стали события 1569–1570-х гг. Царь получил письмо-донос. Текст был очень противоречивый, что позволяет учёным утверждать, что это была провокация. В нём говорилось о том, что Новгород хочет уйти под власть Литвы, но перед этим царь должен быть отравлен и престол должен был перейти к Владимиру Андреевичу Старицкому. Вначале Иван IV вызвал к себе Владимира Андреевича Старицкого с женой и дочерью и заставил их при нём принять яд (две другие дочери Владимира Андреевича, будучи замужем, опале не подверглись). Мать Владимира Старицкого, тётка царя, была вызвана из монастыря и по дороге задушена в дыму. Затем собранное опричное войско вместе с царём двинулось на Новгород. По пути кровавым погромам в сёлах, в Твери, Торжке. В Отроч монастырь был направлен Малюта Скуратов, который расправился с опальным митрополитом. Придя в Новгород, опричное войско окружило его. Затем верхушка новгородского духовенства была арестована, а его имущество конфисковано. Опричники вошли в Новгород и начался суд над новгородцами, заподозренных в предательстве (это были и священники, и бояре, и купцы, и женщины, и дети). По приказу царя их пытали, жгли на огне, а потом измученных волокли к Волхову и топили в проруби. У жертв отбирались все деньги и имущество. Кроме того, были разрушены их дома. По разным данным число казнённых новгородцев зимой 1570 г. колеблется от 1490 человек до 7 тысяч. Даже при доверии минимальному числу, то для Новгорода с его населением в 15–20 тыс. это была огромная потеря. Только пророчество юродивого, которое произвело на суеверного царя огромное впечатление, спасло от подобного погрома Псков. Опричники повернули назад.

Летом 1571 г. крымские татары дошли до Москвы. Опричное войско, которое замышлялось царём не только для искоренения измены, но и для участия в боевых действиях с врагом, разбежалось перед внезапно появившимися крымцами. Нападение татар на Москву было столь стремительным, что москвичи укрылись в кремле, не уничтожив деревянного посада. Царь поначалу ушёл на север, а затем вернулся под Москву, и его войско втянулось в мелкие стычки с противником. Крымский хан не стал задерживаться под Москвой. По его приказу был подожжен посад. В жаркую погоду огонь перекинулся внутрь кремля, и люди, искавшие там спасения, либо сгорели, либо задохнулись. Крымские татары повернули вспять, пригрозив, что вернутся на следующий год. О степени людских потерь в Москве свидетельствуют следующие факты. Три месяца после катастрофы в Москве хоронили погибших. Потом для восстановления населения Москвы из разны городов России переселяли людей. Кроме крымских набегов, было ещё одно бедствие – чумовое поветрие. Оно выкосило большое число людей. После лета 1571 г. главной заботой Ивана IV было не допустить повторного набега на Москву.

Историки спорят о целях, задачах и последствиях опричнины. По мнению одних, опричнина – это способ добиться централизации власти без должных на то объективных предпосылок. И способ здесь один – террор, внушающий ужас перед властью. По мнению других, опричнина позволила искоренить многие пережитки самостоятельности уделов и независимости отдельных феодалов. Наверное, истина складывается из обоих мнений. Ливонская война и опричнина вели к разорению страны. Крестьяне и горожане уклонялись от выплаты налогов, отказывались выполнять государственные повинности. В таких условиях в тяжёлом положении оказалось служилое дворянство. Оно оказалось крайне заинтересованным в прикреплении крестьян к земле. В противном случае, при отсутствии на земле работающих крестьян, дворяне не могли воевать. Поэтому правительство пошло навстречу чаяниям дворян. В 1581 г. после описания земель крестьянам было запрещено переходить от одного владельца земли к другому. «Заповедные лета» вводились как временная мера, но реально стали вехой на пути закрепощения крестьян.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]