Добавил:
vk.com Если у вас есть претензии, касающиеся загруженных файлов - пишите в ВК vk.com/id16798969 я отредактирую или удалю файл. Опубликованные файлы сделаны мной, и некоторыми другими студентами ФФиЖ\ИФИЯМ КемГУ (за что им выражаю огромную благодарность) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Темы / Субъектно объектная организация - ОТЛ

.docx
Скачиваний:
74
Добавлен:
08.05.2018
Размер:
26.05 Кб
Скачать

Объект - всё то, что изображается, и всё, о чём рассказывается в литературном произведении.

Субъект – тот, «кто изображает и описывает, воспринимает и оценивает». Нам кажется, что всё описанное и рассказанное существует само по себе, однако всё кем-то рассказывается, излагается. Субъект речи – тот, чья речь передаётся в данном отрывке текста. Субъект сознания – «тот, чьё сознание передаётся в данном отрывке текста». Герой всегда является объектом изображения в литературном произведении. Субъект речи и субъект сознания могут совпадать, а могут и не совпадать.

Первичный субъект речи – «такой субъект речи, между которым и автором нет субъектов-посредников». Вторичный субъект речи – «такой субъект речи, между которым и автором есть субъект-посредник».

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»: «По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю (1). «Эй, Дуня! (2) – закричал смотритель (1), - поставь самовар и сходи за сливками» (2).

В данном случае первичным субъектом речи будет являться рассказчик, вторичным субъектом речи – смотритель (между ним и автором есть субъект-посредник – рассказчик, именно им вводится речь героя).

«Точка зрения — зафиксированное отношение между субъектом сознания и объектом сознания»1

Характер точки зрения определяется таким понятием, как дистанция (между субъектом сознания и объектом сознания).

Прямо-оценочная точка зрения – это прямое, «открытое, лежащее на поверхности текста соотношение субъекта сознания и объекта сознания» (13). Прямо-оценочная точка зрения предполагает минимальную дистанцию между субъектом сознания и объектом сознания. В литературном произведении прямо-оценочная точка зрения выступает как эмоция.

Косвенно-оценочная точка зрения – взаимоотношения субъекта сознания с окружающим миром. Существуют разновидности:

Пространственная точка зрения – соотношение субъекта сознания и объекта сознания в пространстве. Пространственная точка зрения определяется «удалённостью субъекта сознания от изображаемого предмета…и углом зрения, т.е. есть их взаимным расположением в пространстве» Временная точка зрения – соотношение времени субъекта сознания и времени объекта сознания.

Фразеологическая точка зрения – «отношение между субъектом сознания и объектом сознания в речевой сфере».

Рассказчик является не только субъектом речи и субъектом сознания, но и объектом изображения во фразеологической точке зрения.

Субъектная организация литературного произведения – «соотнесённость всех отрывков текста… с используемыми в нём субъектами (выделение наше. – А. П.)» (23).

Формально-субъектная организация – «соотнесённость всех отрывков текста, образующих в совокупности данное произведение, с субъектами речи (выделение наше. – А. П.)» (23).

Содержательно-субъектная организация – соотнесённость всех отрывков текста, образующих в совокупности данное произведение, с субъектами сознания (выделение наше. – А. П.)» (23).

Субъектно-объектная организация эпического произведения.

В эпическом произведении текст «распределён между первичным субъектом речи и вторичными субъектами речи. Большая часть текста принадлежит первичному субъекту речи (повествовательный текст). Остальная часть текста принадлежит вторичным субъектам речи (прямая речь героев). Такова формально-субъектная организация эпического произведения. Повествовательный текст принадлежит субъекту сознания с обязательной пространственной и временной (выделение наше. – А. П.) точками зрения. Прямая речь героев принадлежит субъектам сознания с обязательной фразеологической точкой зрения. Такова схема содержательно-субъектной организации эпического произведения (выделение наше. – А. П.)» (24). Примеры – см. в работе Б. О. Кормана.

Классификация субъектов сознания в повествовательном тексте (в эпическом произведении).

В основу классификации субъектов сознания положена степень их выявленности в тексте. Выявленность зависит от того, насколько субъект сознания связан с объектами фразеологической точкой зрения.

Рассказчик – носитель сознания, открыто организующий своей личностью весь текст, выявляемый при непосредственном восприятии текста. Рассказчик всегда говорит о себе «я». Рассказчик выступает не только как субъект сознания, но и как объект сознания. Чем сильнее личность рассказчика обнаруживается в тексте, тем в большей степени он является не только субъектом сознания, но и объектом сознания. Рассказчик – это изображённый субъект сознания, поэтому читатель может реконструировать этапы его биографии. Рассказчик может быть участником действия в изображённом хронотопе (однако когда рассказчик повествует о собственной жизни, он находится уже не в изображённом хронотопе, а на касательной по отношению к нему). См. повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

Повествователь – субъект сознания, открыто не выявляемый при непосредственном восприятии текста. Всё, что изображается, существует как бы само по себе. Повествователь является субъектом сознания, но не является объектом сознания. Повествователь не изображён, он не говорит о себе «я». По словам Т. Манна, это некий «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования». Для читателя важно, что изображено, а не тот, кто повествует об этом. См., например, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Автор и субъектная организация литературного произведения.

Как пишет Б. О. Корман, «субъект сознания тем ближе к автору, чем в большей степени он растворён в тексте и незаметен в нём. По мере того как субъект сознания становится объектом сознания, он отдаляется от автора, то есть чем в большей степени субъект сознания становится определённой личностью со своим особым складом речи, характером…, тем в меньшей степени он непосредственно выражает авторскую позицию» (27). Повествователь ближе других субъектов сознания к автору как раз в силу того, что он не изображён, растворён в тексте, не заметен в нём. Рассказчик дальше от автора как раз в силу своей изображённости (это определённая личность, имеющая некоторые этапы биографии, свой «образ языка» и т.д.).

Субъектная организация лирического произведения.

«Лирическое произведение есть произведение, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи (выделение наше. – А. П.)». Такова формально-субъектная организация лирического произведения.

«Весь текст лирического произведения организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной (выделение наше. – А. П.) точкой зрения. Такова схема содержательно-субъектной организации лирического произведения» (33).

Разновидности субъектов сознания в лирическом произведении.

Различаются субъекты сознания в лирическом произведении «в зависимости от того, насколько заметны они в тексте и насколько обращают на себя внимание при непосредственном восприятии. Степень заметности субъекта сознания определяется тем, с каким объектом он связан прямо-оценочной точкой зрения (выделение наше. – А. П.)» (34).

Существуют несколько разновидностей субъектов сознания в лирическом произведении: лирический герой и лирический субъект.

Лирический герой (лирическое «я») – субъект сознания, открыто организующий текст и заметный при непосредственном восприятии. Лирический герой говорит о себе «я». Лирический герой является и субъектом сознания и объектом сознания. Дистанция между субъектом сознания и объектом сознания минимальна.

Пример. В стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» субъектом сознания будет лирический герой, так как он говорит о себе «я» и является не только субъектом сознания, но и объектом сознания (объектом переживания становятся этапы его собственной биографии).

Лирический субъект – субъект сознания, растворённый в тексте и не заметный при непосредственном восприятии. Лирический субъект никогда не может сказать о себе «я». Субъект сознания и объект сознания разделены. Между ними есть определённая дистанция. Пример – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» . Здесь субъектом сознания становится лирический субъект, он не говорит о себе «я». Объектом лирического переживания становится не он сам, не этапы его собственной биографии, а другой объект бытия («парус»).

Герой ролевой лирики – особая разновидность субъекта в лирическом произведении, который, с одной стороны, выступает как субъект сознания, с другой – как объект изображения во фразеологической точке зрения. Пример – стихотворение Н. Некрасова «Катерина».

Вянет, пропадает красота моя!

От лихого мужа нет в дому житья.

Пьяный всё колотит, трезвый всё ворчит,

Сам что ни попало из дому тащит!

Не того ждала я, как я шла к венцу!

К брату я ходила, плакалась отцу,

Плакалась соседям, плакалась родной,

Люди не жалеют - ни чужой, ни свой!

«Потерпи, родная, - старики твердят, -

Милого побои не долго болят!..»

Если в неролевой (обычной) лирике субъект переживания всегда обладает безымянностью, предельной обобщённостью (благодаря чему читатель легко может отождествить себя с ним), то герой ролевой лирики, наоборот, всегда конкретизируется для читателя, обладая именем, возрастом, социальным статусом (ролью), принадлежностью к определённой исторической эпохе или (и) национальной культуре, что оказывает влияние на мировоззрение этого субъекта и, самое главное, на его речевое поведение. Как и в эпическом и драматическом произведении, герой ролевой лирики изображается посредством своего «образа языка» (то есть является объектом авторского изображения во фразеологической точке зрения). Дистанция между героем ролевой лирики и автором (и читателем) будет значительно больше, чем в неролевой (обычной) лирике. По словам С. Артёмовой, субъект переживания в ролевой лирике – «персонаж, характерный для данной эпохи или жанровой традиции: в пасторальной поэзии это пастух или пастушка…, в эпитафии XVII-XVIII вв. – умерший…; в поэзии предромантизма и романтизма – странник, представитель той или иной экзотической культуры, узник»2. «Достаточно распространено, - продолжает С. Артёмова, - в ролевой лирике также повествование от гендерно изменённого лица или от лица ребёнка»3 («Я в дольний мир вошла, как в ложу…» А. Блока – от лица женщины; «Про девочку, которая нашла своего Мишку» Саши Чёрного – от лица ребёнка). По словам С. Артёмовой, «в лирике ХХ в. круг ролевых персонажей выходит далеко за пределы жанровых ролей и границ, установленных литературными направлениями. Спектр ролей постепенно становится неограниченно широким: конквистадор («Я конквистадор в панцире железном») и попугай («Попугай») в лирике Н.С. Гумилёва; кабацкая царица…в лирике М.И. Цветаевой…»4 и т.д.

1

2 Артёмова С. Ролевая лирика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 215.

3 Там же.

4 Там же.