Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрущев.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
336.38 Кб
Скачать

5)Социально-экономическое развитие ссср в 1950-х — середине 1960-х гг.

1. 1953—1957 гг.

Решение экономических проблем оставалось для советского об­щества важнейшей задачей. В организации хозяйственного разви­тия отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам: 1953— 1957 и 1958—1964 гг.

Выбор нового политического пути тре­бовал изменения ориентиров в экономике. Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению прин­ципы командно-административной системы. Речь шла о преодо­лении ее крайностей, таких, как почти полное отсутствие мате­риального стимулирования трудящихся, отставание в массовом, внедрении научно-технических достижений в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное, способное само по себе обеспечить развитие и процветание. На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство.

Экономический курс Г. М. Маленкова.

После смерти Стали­на новый экономический курс СССР был связан с именем Председа­теля Совета министров СССР Г. М. Маленкова (1953—1955). Он за­ключался в социальной переориентации экономики, т.е. в перенесе­нии центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной пробле­мы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения уро­жайности (т.е. интенсификации производства) и использования фак­тора личной заинтересованности колхозника. Для этого было наме­чено:

— снижение налогов на личное подсобное хозяйство;

— повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию;

— списание колхозам недоимок по сельхозналогу;

— увеличение приусадебных участков.

Это был один из вариантов нового аграрного курса.

Экономический курс, намеченный Н. С. Хрущевым, несколько отличались от стратегического замысла Г. М. Маленкова.

Суть :кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспе­чить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посев­ных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь разви­тия сельского хозяйства .Пригодные земли находились на территории Казах­стана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казах­стан, Урал и Сибирь. Сама идея освоения этих земель была не новой. Мысли о возможности их использования высказывались еще в начале века). Особое внимание он уделял также процес­сам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

1.1.Развитие сельского хозяйства

- В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было поднято 33 млн га новых земель (что потребовало ежегодно увеличение всех затрат СССР на сельское хозяйство). К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первоцелинникам приходилось жить в па­латках, в условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изну­ряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и убо­рочной сменялась в период относительно короткого отдыха строи­тельными работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954 г. целина дала свыше 40% валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения.Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерно­вых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснован­ной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйст­венность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что удорожало стоимость зерна, а следовательно, мяса, молока и т. д.

Освоение целины отодвинуло возрождение старопахотных зем­ледельческих районов России. И все же начальный этап освоения целины останется в истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда страна шла к историческому повороту, совершенному XX съездом партии.

— В два раза были повышены государственные закупочные це­ны на сельхозпродукцию (к 1958 г. — в 6—12 раз), списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет (1,5 млрд пудов зерна), в не­сколько раз увеличены расходы на социальное развитие села.

— Отменялись некоторые налоги на личное подсобное хозяйст­во, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отмене­ны обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приуса­дебного хозяйства, сокращены оставшиеся налоги с него.

— По инициативе Хрущева были изменены критерии планиро­вания в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изме­нения в свои уставы.

В результате за 1953—1958 гг. прирост сельскохозяйствен­ной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятиле­тием.

— Но уже в середине 50-х гг. проявилась приверженность Хру­щева к директивности и кампанейщине. С целью решения про­довольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 18 млн га в 1955 г. до 37 млн га в 1962 г. Кукурузу повсеместно са­жали (вплоть до северных районов) в принудительном порядке, час­то вместо ржи и пшеницы.

Страна жила обновлением. Проходили многочисленные сове­щания с участием работников промышленности, строительства, транспорта. Само по себе это явление было новым — ведь раньше все важнейшие решения принимались в узком кругу, за закрытыми дверями. На совещаниях открыто говорилось о необходимости перемен, об использовании мирового технического опыта.

Но при новизне ряда подходов наблюдались и стойкие стерео­типы старого. Причины отставаний виделись в том, что «со сто­роны министров и руководителей» осуществляется «слабое ру­ководство», для внедрения новой техники предлагалось созда­вать новые ведомства. Но принцип планово-централизованной, командно-бюрократической системы сомнению не подвергался.