Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коррекционная работа со старшими школьниками.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
155.14 Кб
Скачать

Коррекционная работа со старшими школьниками

Возможны следующие отклонения от хода конструктив­ного развития в период ранней юности:

- диффузия идентичности: кратковременная или длитель­ная неспособность человека сформировать идентичность, когда юноша или девушка не может выработать свои ценности, цели и идеалы; сталкиваясь с проблемами развития, они не в со­стоянии завершить психосоциальное самоопределение, избе­гают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в извест­ной степени оправдывающую их поведение;

- диффузия времени: нарушение чувства времени, про­являющееся двояким образом. Либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо человек чувствует себя одно­временно и очень, молодым, и старым как мир. Нередко с диффузией времени связаны страх или желание смерти;

- застой в работе: нарушение естественной работоспо­собности, в большинстве случаев сопровождающееся диф­фузией идентичности. В этом случае молодые люди либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответст­вующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям. У них вновь приобретают акту­альность инфантильные цели и фантазии;

- отрицательная идентичность: отрицание всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональ­ные и полоролевые стереотипы, национальность и т. д.). Более утонченная форма - выбор отри­цательной идентичности, т. е. ориентация на образцы, роли или свойства, которые окружающими расцениваются как нежелательные или опасные (Ремшмидт X., 1994).

Вышеописан­ные отклонения по боль­шей части оказываются вполне нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но в крайних случаях могут быть чреваты либо психическими заболеваниями, либо выраженными формами антисоциального пове­дения.

Психолог оказывается тем Человеком, в профессиональную ком­петенцию которого должны входить и раннее распознава­ние соответствующего неблагополучия, и возможная про­филактика.

Аддиктивное поведение

Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. addiction — пагубная привычка) используется рядом авторов для опи­сания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, ког­да еще не сформировалась физическая зависимость.

Во всем мире не­изменно растет число молодых людей с аддиктивным пове­дением, а возраст начала употребления алкоголя и токсикоманических веществ имеет тенденцию к снижению. Поэтому практические психологи должны уделять этой проблеме большое внимание.

Как показали исследования, прием различных психо­активных веществ юношами, по существу, представляет собой попытку «самолечения» психологи­ческого неблагополучия, однако в результате это только подрывает психическое здоровье молодого человека. При этом происходит задержка развития социальных и трудо­вых навыков, представления подростков и юношей о мо­ральных нормах остаются стереотипными и недоразвиты­ми, укрепляется инфантильное отношение к себе как к осо­бому существу, на которое не распространяются общие законы, растет количество суицидов.

Для ведения эффективной психопрофилактической работы, психолог прежде всего должен понять, в чем суть того психологического неблагополучия, от которого хочет уйти подросток или юноша, каковы мотивы употребления алкого­ля или токсикоманических веществ.

Можно выделить определенные закономер­ности развития личности, факторы, в частности семейные, ведущие к формированию аддиктивного поведения.

Среди них: во-первых, наследственную отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями; во-вторых, большую частоту перенесенных детских инфекций; в-тре­тьих, распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики).

Для юношей, употребляющих токсикоманические вещества, более харак­терны случаи задержек психического развития в детстве, что служит неблагоприятной почвой для возникновения инфантилизма в подростковом и юношеском возрастах.

Причины возникновения нарушений поведения: отставание в уче­бе, негативная оценка способностей учителями и ученика­ми, пренебрежительное отношение товарищей по классу, с одной стороны, и требования родителей соответствовать их представлениям - с другой, создают выраженное психичес­кое напряжение, служат источником фрустрации; взамен ожидаемого от родителей понимания, сочувствия ребенок, а затем подросток, юноша встречает негативные эмоции и пы­тается снять свое эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходов из дома и т. п.

В работе с такими юношами психологу важно учитывать мотивы аддиктивного поведения. Несмотря на то, что боль­шинство юношей с аддиктивным поведением стремятся ис­пытать эйфорию, приводящие к этому причины различны. Для тех, кто употребляет токсикоманические вещества, субъ­ективно более значима мотивация, связанная с редукцией эмоционального напряжения («После вдыхания клея мне было безразлично, что творится вокруг», «Я забывал о ссо­рах с родителями и неприятностях в школе», «Я хотел изба­виться от плохого настроения»).

Для юношей, упот­ребляющих алкоголь, более характерна мотивация, связан­ная с гиперактивацией поведения. Прием алкоголя одним облегчает общение, помогает преодолеть замкнутость, при­дает чувство уверенности в своих возможностях; другим - дает возможность продемонстрировать свои способности, блеснуть «сексуальными подвигами».

Для подростков и юношей с аддиктивным поведением характерны мотивы, не выходящие за пределы ближайшего будущего, т. е. те, удовлетворение которых может произойти сегодня, в течение нескольких ближайших дней, максимум месяца.

Отсутствие мотивов, выходящих за пределы ближайшего будущего, отсутствие способности планировать свое будущее приводит к возникновению дефицита резервной мотивации, а это влечет за собой ощущение скуки, увеличивает уязвимость к стрессу, что ком­пенсируется созданием иллюзорного мира с помощью пси­хоактивных веществ.

Изучение мотивационной сферы подростков и юно­шей с аддиктивным поведением показало, что многие по­требности у них блокированы: потреб­ность в достижении, в безопасности, во временной перспективе и т. д.

Если принять во внимание тот факт, что эти потребности закладываются до­статочно рано и становятся актуальными уже к 7 годам, то становится очевидным, что сохранение их блокировки в подростковом, а тем более в юношеском возрасте свидетельствует о значительном эмоциональном неблагополучии, в первую очередь - в семье.

Чаще всего юноши с аддиктивным поведением растут в неполных семьях или же в семьях полных и внешне вполне благополучных, но внутренне негармоничных. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базисных потребностей подростка в родительской любви и внимании. В них велик удельный вес эмоционального отвержения, обусловленного такими личностными психологически- ми проблемами родителей, как «неразвитость родительских -Я чувств», «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств», «проекция женских качеств», игнорирование потребностей подростков.

У родителей подростков и юношей, склонных к употреблению алкоголя, нередко проявляется и такая психологическая проблема, как «предпочтение в подростке детских качеств», способствующая типу неправильного воспитания в виде «потворствующей гипопротекции». Таким образом, если юношу, употребляющего токсикоманические вещества, родители своим отвержением по сути, выталкивали из семьи, то юноша, употребляющий алкоголь, сам пыта­ется избавиться от отношения родителей, не соответствую­щего его возрастным потребностям.

Психологический анализ показывает, что существует прямая зависимость между высоким удельным весом не­правильного семейного воспитания (по типу «эмоциональ­ного отвержения» особенно из-за такой проблемы родите­лей, как «проекция нежелаемых качеств») и количеством юношей с неустойчивой акцентуацией характера и сужен­ной временной перспективой.

Длительная фиксация роди­телей на негативных чертах личности ребенка ведет к фор­мированию низкой самооценки, неустойчивости. На фор­мирование «инфантильной» временной перспективы в первую очередь влияют недостаточный уровень и качество общения, ограниченность обсуждаемых с ребенком в семье тем. Воспитание по типу «эмоционального отвержения» ведет также к фрустрации такой важной потребности, как потребность в безопасности.

Таким образом, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному развитию, способствует фик­сации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее, низкой фрустрационной толерантности.

Психоак­тивные вещества, вызывающие визуализацию представлений, носящих яркий, образный характер, или эйфорию с измене­нием сознания, являются своеобразной формой психологи­ческой защиты, в какой-то мере компенсирующей подрост­ку или юноше дефицит родительского тепла, создавая ил­люзию переноса в «детский мир радостей».

С целью коррекции аддиктивного поведения успешным оказывается применение групповой психотерапии в соче­тании с работой с родителями.

Групповая психотерапия должна решать следующие задачи: повышение самооцен­ки, тренировка механизмов совладения с патогенными воз­действиями, приходящимися на место наименьшего сопро­тивления, увеличение чувства ответственности за свое поведение, поиск путей для семейной реадаптации, рас­ширение временной перспективы, разрушение инфантиль­ной психологической защиты.

Психотерапия оказывается более эффективной, если соблюдаются следующие условия отбора в психотерапевтическую группу:

- способность подростка/юноши сформулировать основную жалобу, проблему;

- наличие мотивации для изменения существующих отношений, характера, проблем, форм специфического поведения;

- учет критерия парности однотипных акцентуа­ций характера.

Количество подростков/юношей в такой группе не должно превышать 10 человек при наличии двух (желательно разнополых) психотерапевтов. Более эффек­тивны закрытые группы.

В работе с семьей следует выделить два основных этапа:

- на первом усилия целесообразно направлять на налажива­ние контакта и создание надежды на исправление поведе­ния;

- на втором при желании сотрудничать с врачом - на изменение аффективного фона семьи.

Практика показыва­ет, что труднее всего преодолеть у родителей такую психо­логическую проблему, как «неразвитость родительских чувств», что часто приводит к отказу от конструктивного сотрудничества, в результате чего подростки и юноши, даже в случае успешного участия в групповой психотерапии, вновь возвращаются к экспериментированию с психоак­тивными веществами.

Необходимо отметить, что проведение психокоррекционной работы с подростками и юношами, которые характеризуются аддиктивным поведени­ем, требует очень высокой квалификации психолога, пси­хотерапевта, в противном случае результаты могут быть от­рицательными. Наибольшей будет польза психолога в профилактике аддиктивного поведения, которую целесообразно начинать как можно раньше.