Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kataytseva_2.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
277.5 Кб
Скачать

18.Эволюция толстого журнала

«Наша русская литература (вся в целом) имеет в числе многих своеобразных черт одну, чрезвычайно отличающую ее от западноевропейской. Эта черта — значительное распространение так называемых толстых журналов», — отмечал в 1912 г. библиограф Н.А. Ульянов. Толстый журнал — тип периодики, вызванный к жизни своеобразными условиями России, играет особую роль именно в русской журналистике, отмечали все, кто писал о развитии системы прессы в стране.

Самыми общими характеристиками толстого журнала являются: во-первых, объем (до 300 — 500 страниц); во-вторых, совокупность тем, находящихся в сфере его внимания; в-третьих, особый состав номера, где совмещены литературно-художественный сборник, политическая газета и своеобразная научная энциклопедия.

В XIX — начале XX в. в европейской прессе журналы в основном распределялись по специальностям, по отраслям наук. Они рассчитывали на своего специфического читателя, а не на широкий круг интеллигентных людей. Тип подобных изданий — обозрение — revus, состоящее из коротких статей, каждый номер представляет законченное целое, без продолжающихся публикаций.

В России при отсутствии хороших путей сообщения и ограниченном количестве книг именно журнал становился единственным поставщиком и художественной литературы, и разнообразных сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки. Большую роль в таком типе журнального издания играли печатавшиеся с продолжением романы, обширные статьи, что создавало у читателя «эффект ожидания» следующего номера, заставляло подписываться на годичный срок.

Толстый журнал почти целый век был господствующим в системе русской журналистики типом периодического издания. Созданный Н.М. Карамзиным и М.Т. Каченовским журнал «Вестник Европы» стал первым классическим толстым изданием в России.

Основной упрек толстому журналу — медлительность и громоздкость. Убыстрившийся ритм исторического развития, усложнение общественной жизни, рост грамотности населения привели к значительному увеличению читательской аудитории, которую интересовал более широкий круг не только общественных, но и научных и культурных проблем. Толстый журнал при всей его универсальности уже не удовлетворял всем требованиям читателей.

Перед первой русской революцией, а также в 1905—1907 гг. развитие событий заставило толстые журналы вновь сконцентрировать внимание на осмыслении происходящего. В это время практически вся пресса была политической, а журналы приобрели публицистический характер. Но развитие политических газет, особенно партийных органов, составляло журналу серьезную конкуренцию.

В конце XIX — начале XX в. толстый журнал вновь быстро прошел все этапы развития этого типа издания в XIX в.: от энциклопедического к публицистическому.

И несмотря на все разговоры о смерти толстого журнала, он не умер, не исчез, а еще раз доказал жизнеспособность «обычного русского» издания в качественно изменившейся системе журналистики.Классическому типу толстого журнала в XX в. остались верны «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Мир божий», «Современный мир» и другие издания, но под влиянием общественных потребностей они вынуждены были изменяться.

Следует отметить особую роль журнала «Новый мир», который в период «оттепели» стал флагманом развития литературы, публицистики и общественного сознания в целом, символом духовной оппозиции. На протяжении многих лет (первый номер вышел в свет в 1925 г.) это издание продолжало лучшие традиции русского «толстого» журнала, знакомя читателей с наиболее интересными произведениями литературы, открывая новые имена в критике и публицистике. Однако самым ярким и значимым периодом в истории «Нового мира» стали 50–60-е гг., когда журналом руководил А.Т. Твардовский. Популярнейший советский поэт дважды назначался главным редактором (1950–1954 гг., 1958–1969 гг.) и дважды отстранялся от работы, причем в последний раз была разогнана и почти вся редколлегия журнала.

Своей независимой, принципиальной позицией А. Т. Твардовский и руководимый им журнал не просто раздражали отдельных партийных ретроградов, но воспринимались как реальная угроза идеологическому единству советского народа. На страницах издания был опубликован ряд литературно-критических статей, в которых фактически велась полемика с «незыблемым» партийно-классовым подходом в оценке художественного творчества. Благодаря «Новому миру», широкий читатель познакомился со многими яркими, непривычно смелыми для того времени, произведениями Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В. Войновича, В. Гроссмана, Ю. Домбровского, С. Залыгина, В. Овечкина, А. Солженицина, Ю. Трифонова, В. Шукшина и многих других выдающихся мастеров слова. Но период «оттепели» заканчивался. Власти, по традиции сталинских времен, начали расправляться с неугодными с помощью «общественного мнения». И после публикации в «Огоньке» открытого письма, подписанного рядом советских литераторов, «Против чего выступает “Новый мир”» редакция ведущего литературно-художественного журнала страны была подвергнута репрессиям.

Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» был напечатан в журнале «Новый мир», но тут же был назван Н.С. Хрущевым клеветническим сочинением. В то же время именно благодаря Н.С. Хрущеву в «Новом мире» увидела свет повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», открывшая запретную ранее тему судьбы политзаключенных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]