Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Косырев - Клиническая Психология.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
4.76 Mб
Скачать

4.3. Нарушение пищевого поведения

Пищевое поведение человека оценивается как гармоничное (адекватное) или девиантное в зависимости от множества пара­метров, в частности, от того, что в данной социокультурной среде принимается за норму.

В восточной культуре, как правило, привлекательнее и здо­ровее рассматривается полный, упитанный человек с хорошим аппетитом. Нормальным поведением в период стресса рассмат­ривается повышение аппетита и усиленное питание.

В России предоставление большого количества продуктов питания оценивается как высшая степень гостеприимства.

В западной культуре питание само по себе не является цен­ностью, а гостеприимство не включает в обязательном порядке процесс питания. Здесь ценностью является контроль над прие­мом пищи и ориентация на иные стандарты красоты и эстетики: стройность, худоба, спортивность.

В связи с подобными социокультурными различиями оцен­ка девиантного пищевого поведения в обязательном порядке должна учитывать этнокультуральный, принимаемый за норму в окружении данного человека, стереотип пищевого поведения.

Основными нарушениями пищевого поведения считаются нервная анорексия и нервная булимия. Общими для них явля­ются такие параметры, как:

- озабоченность контролированием веса собственного тела; искажение образа своего тела; изменение ценности питания в иерархии ценностей.

Нервная анорексия представляет собой расстройство пи­щевого поведения, характеризующееся преднамеренным сниже­нием веса, предпринимаемым самим индивидом.

Отказ от пищи связан, как правило, с недовольством своей внешностью, избыточной, по мнению самого человека, полно-

213

той. Часто основой нервной анорексии служит искаженное вос­приятие себя и ложная интерпретация отношения окружающих к внешности. Данный синдром носит название дисморфомани-ческого синдрома. Однако формирование нервной анорексии возможно и вне данного синдрома.

Выделяют (М. В. Коркина) четыре стадии нервной ано­рексии:

1) инициальная; 2) активной коррекции, 3) кахексии, 4) ре­дукции синдрома.

В инициальной стадии индивид выражает недовольство преимущественно избыточной, по его мнению, полнотой либо всей фигуры, либо отдельных частей тела (живота, бедер, щек). При этом он мысленно ориентируется на выбранный идеал и мечтает похудеть, чтобы быть похожим на своего кумира.

На стадии активной коррекции нарушения пищевого пове­дения становятся очевидными для окружающих. Здесь происхо­дит становление девиантного поведения, индивид начинает прибегать к различным способам похудания. Прежде всего он выбирает ограничительный пищевой стереотип, исключая из пищевого рациона отдельные высококалорийные продукты, склоняется к соблюдению строгой диеты, начинает использо­вать различные физические упражнения и тренинги, принимает большие дозы слабительных средств, использует клизмы, искус­ственно вызывает рвоту. Ценность питания снижается до мини­мума, при этом индивид оказывается не способным контролиро­вать свое речевое поведение, он постоянно возвращается к теме похудания, обсуждения диет и тренингов.

На стадии кахексии могут появляться признаки дистрофии: снижение массы тела, сухость и бледность кожных покровов и другие симптомы.

Диагностическими критериями нервной анорексии являются:

а) снижение на 15 % и сохранение на сниженном уровне массы тела;

б) искажение образа своего тела, проявляющееся в виде страха перед ожирением;

214

в) намеренное избегание пищи, способной вызвать увеличе­ние массы тела.

Нервная булимия характеризуется повторяющимися при­ступами переедания, невозможностью даже короткое время об­ходиться без пищи и чрезмерной озабоченностью весом собст­венного тела.

По клиническим описаниям такой индивид ориентирован на пищу, он планирует собственную жизнь, основываясь на возможности принять пищу в нужное время и в необходимом для него количестве. Ценность данной стороны жизни выходит на передний план, подчиняя себе все остальные ценности. При этом отмечается амбивалентное отношение к приему пищи: с одной стороны, желание есть большое количество пищи; с дру­гой, - негативное, самоуничижительное отношение к себе и сво­ей «слабости».

Выделяется несколько диагностических критериев нервной булимии:

а) постоянная озабоченность едой и непреодолимая тяга к пище даже в условиях ощущения сытости;

б) попытки противодействовать эффекту ожирения с помо­ щью таких приемов, как вызывание рвоты, злоупотребление слабительными средствами, альтернативные периоды голода­ ния, использование препаратов подавляющих аппетит;

в) навязчивый страх ожирения.

Как видно из клинических описаний, нервная анорексия и нервная булимия имеют ряд общих черт, вследствие чего можно говорить о едином комплексе нарушений пищевого поведения.

Еще одной разновидностью нарушений пищевого поведе­ния является стремление поедать несъедобные предметы. Как правило, такой тип поведения встречается лишь при психических заболеваниях или грубой патологии характера, хотя не исключе­но его появление и в рамках делинквентного поведения с целью симуляции соматической болезни и достижения какой-либо це­ли. При психопатологическом типе девиантного поведения от­мечается, например, поедание испражнений (копрофагия), ног-

215

тей (онихофагия), при делинквентном - заглатывание металли­ческих предметов (монет, булавок, гвоздей).

Извращение вкуса как нарушение пищевого поведения, встречается при многих физиологических состояниях человека. В частности, при беременности у женщины появляется тяга к острой, соленой пище или определенному конкретному блюду. Изменение отношения к ряду продуктов с формированием из­мененного пищевого поведения возможно при заболеваниях го­ловного мозга.

В рамках патохарактерологического типа девиантного по­ведения изменения пищевого поведения могут носить характер неэстетичности. Человек, к примеру, может неэстетично есть (чавкать, хлюпать, причмокивать при еде), быть неаккуратным и нечистоплотным (есть немытые продукты, пить грязную воду) или, наоборот, быть повышенно брезгливым даже по отноше­нию к близким родственникам; не уметь использовать или игно­рировать применение столовых приборов.

К стереотипам пищевого девиантного поведения относят также скорость принятия пищи. Отмечаются две крайности: очень замедленное принятие и сверхбыстрое торопливое загла­тывание пищи, которые могут быть обусловлены семейными традициями или свойствами темперамента.