Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этический кодекс православного предпринимателя.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
159.74 Кб
Скачать

3.4. Отношение к богатству и бедности

Богатство (собственность на материальные блага в крупных размерах) выступает объективным и закономерным следствием успешного дела предпринимателя. Богатство как таковое не может служить предлогом для обвинений предпринимателя в стяжательстве и, тем более, в неспасительности его пути.

Преподобный Варсонофий Оптинский: «Можно спастись и в богатстве и бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись».

Стяжательство, или обольщение богатством, имеет место тогда, когда богатство становится высшей ценностью для человека. В этом случае происходит нарушение заповеди Божией «не сотвори себе кумира».  Господь предупреждает об иллюзии силы и свободы в богатстве и власти. Такая иллюзия – слабость перед Богом. В непривязанности к богатству, свободе от всякого пристрастия к нему и служении богатством Богу и людям, предприниматель обретает праведность своего пути.

В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были и Авраам, и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Божией.

В этой связи весьма убедительно говорит блаженный Феодорит Кирский:

"И говорим это, не богатство осуждая, не злом врачуя зло. Ибо если богатство худо, то хула падает на Давшего оное. Напротив того, говорим, что богатство и бедность Самим Творцом предлагаются людям, как некие вещества или орудия, и люди, имея их, как художники, могут или изваять образ добродетели, или слепить кумир порока."

"Так будем судить и о богатстве, и о пользующихся богатством: первое освободим от обвинения, а последних, если будут справедливыми его распорядителями, увенчаем великими похвалами, а если, превратив порядок, окажутся рабами богатства, исполняющими всякое его повеление и услуживающими во всяком дурном деле, то составим на них приговор, обвиняющий в худом поведении, потому что поставленные властелинами, нарушили право владычества и господство обменили на рабство".

Важно подчеркнуть: «освобождение богатства от обвинения» не означает признания его нравственной предпочтительности перед бедностью. Решающее значение имеет праведность, которая делает достойной жизнь как богатого, так и бедного человека. Неправедное же поведение – обольщение богатством у предпринимателя, лень и нежелание трудиться у бедного - в равной степени достойны порицания.

Поэтому в целом богатство и бедность представляют два полюса имущественного положения, каждый из которых не обладает нравственным преимуществом. Архиепископ Иоанн Сан-францисский (Шаховской) говорит:

«По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного».

Именно спасительность и полезность того или иного материального положения для каждого конкретного человека и является его преимуществом по сравнению с другим. Но это вовсе не отрицает необходимости смягчения имущественного неравенства людей, особенно когда оно приобретает крайние формы. Внося вклад в смягчение такого неравенства, помогая бедным, состоятельные люди укрепляют нравственность и богатых, и бедных.