Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия музыки Средние века.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
107.75 Кб
Скачать

Социально-историческая основа.

Социально-историческая основа. С гибелью антич­ного мира в истории мировой культуры начинается новая эпоха, которую историки Возрождения назвали позднее средними веками, стремясь тем самым под­черкнуть промежуточный и переходный характер это­го времени. Социальной основой средневековой куль­туры явился феодальный способ производства, сме­нивший рабовладение. Подобно тому как в области экономики средневековье начало с того, что разру­шило устаревшую систему производственных отноше­ний, так и средневековая идеология, основанная на развалинах древнего мира, начала с отрицания и пе­реосмысления наследия античной культуры.

От средневековой эстетики до наших дней дошло всего лишь несколько специальных трактатов, посвя­щенных проблемам искусства, и не только потому, что памятники эстетической мысли этого времени исчез­ли, затерялись, остались неизвестными для науки. Просто средневековая литература по вопросам поэ­зии, архитектуры или драматического искусства не­многочисленна. Эстетика средневековья не знает та­кого количества и разнообразия эстетических трак­татов, какое было характерно для античности. И это вполне естественно. В эпоху, когда художественное творчество развивалось в условиях ремесленной орга­низации труда, когда определяющую роль в развитии и наследовании художественного мастерства играла устная традиция, не было особой необходимости в специальных теоретических трактатах об искусстве. Исключение составляла музыка.

На протяжении всего средневековья можно про­следить устойчивую традицию в развитии музыкаль­но-эстетической мысли, представленную большим ко­личеством сочинений как философских, так и специ­ально посвященных музыке. Вопросы музыкальной эстетики и музыкальной теории получили отражение в трудах многих известных мыслителей средневековья: Кассиодора, Боэция, Августина, Исидора Се­вильского, Иоанна Скотта Эриугены, Вильгельма из Конша, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона и др. Спе­циальные исследования принадлежат и целому ряду композиторов и теоретиков этого времени: Беде До­стопочтенному, Аврелиану из Реомэ, Регино из Прюма, Иоанну Коттону, Гвидо из Ареццо, Иоанну из Гарланда, Иерониму Моравскому, Иоанну де Мурису, Вальтеру Одингтону, Иоанну де Грохео, Николаю Орезмскому и многим другим.

Музыка — служанка церкви.

Музыка — служанка церкви. С самого своего воз­никновения средневековая идеология стремилась под­чинить музыку своему влиянию, поставить ее на служ­бу интересам христианской религии. Подобно тому как философия в эту эпоху стала «служанкой бого­словия», так и музыка из свободного искусства, ка­кой она была в античную эпоху, превратилась в про­стую прислужницу церкви. «Семь свободных наук, — писал аббат Руперт,— вошли в качестве служанок в священный дом госпожи своей мудрости и как бы по­лучили приказ перейти от развратных деяний к стро­гому служению слову божию; а раньше они, как рас­путные и болтливые девки, шатались по большим до­рогам» 1. Правда, и в античности свобода музыки бы­ла относительной. Античная эстетика никогда не рас­сматривала музыкальное искусство только как сред­ство безудержного наслаждения отдельной личности, но подчиняла ее служению общественным интересам. Однако античная эстетика понимала роль музыки иначе, чем средневековая. Во-первых, она подчиняла музыку интересам всего государства, тогда как сред­невековая эстетика подчиняла ее исключительно церк­ви. Во-вторых, рассматривая музыку как основу госу­дарственного и общественного порядка, как одно из важнейших средств воспитания граждан, античная эстетика признавала музыку в высшей степени сво­бодным искусством, обретающим цель в самом себе и потому способным доставлять человеку бескорыстное эстетическое удовольствие. Все крупнейшие тео­ретики и философы античности, писавшие о музыке, считали, что она доставляет человеку удовольствие, развлечение, наслаждение. Примером этого может служить учение Аристотеля об «интеллектуальном развлечении», доставляемом музыкой («Политика», VIII, 2). Этот эстетический элемент почти отсутствует в средневековой эстетике, особенно на раннем этапе ее развития.