Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эстетика Кант о эстетическом вкусе.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
28.93 Кб
Скачать

3.2.2 Текст части

Суждение о прекрасном формулируется так: "Прекрасное есть то, что без понятий представляется как объект всеобщего удовольствия". В другом месте: "Прекрасно то, что нравится всем без посредства понятия".(3) Хотя удовольствие как основание суждения о красоте предмета субъективно (ибо его испытывает не объект, а субъект), однако, как уже разъяснялось, оно возникает на основе гармоничной настроенности духовных способностей человека, благодаря тому, что мышление и воображение приходят в соответствие, обоюдно друг друга возбуждают. Согласно Канту, это соответствие, будучи ощущаемым, и вызывает удовольствие. Всеобщность его объясняется именно тем, что у всех людей есть названные познавательные способности, объединяемые в способности суждения. Кант раскрывает отношение суждения вкуса к целям. Цель может быть или субъективной, или объективной. Не от последней зависит эстетическое восприятие, хотя оно и может быть с нею связано, подобно тому, как обстоит дело с интересом.  Несмотря на это, художественные произведения или предметы природы мы рассматриваем как целесообразные, потому что они подходят, соответствуют нашим познавательным способностям, приводят их в гармоническую (целесообразную) настроенность. Кант выражает сказанное в понятии "целесообразность без цели"; предмет здесь не средство для чего-то другого, он вызывает интерес сам по себе, есть самоцель.  Ввиду сказанного, Кант, во-первых, исключает из красоты то, что возбуждает и трогает, хотя они имеют значение, чтобы привлечь к ней ещё неразвитый вкус; во-вторых, отграничивает от неё полезность; в-третьих, различает красоту и совершенство - согласие вещи с понятием, которое определяет, какой должна быть вещь. Поэтому Кант различает два вида красоты - свободную и прикладную (привходящую). Первая нравится сама по себе, необусловленно (цветы, поляны и т. п.), вторая связана с понятием, чем должна быть вещь (такова красота человека, лошади, дворца). Суждение о первой есть чистое суждение вкуса, о второй - прикладное. 

3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части: 2.1.Представление Канта об идеале красоты 2.2.Суждение об искусстве

3.3.2 Текст части

2.1Представление Канта об идеале красоты

Идеал - это чувственное воплощение идеи - понятия разума. Она определяет, чем должен быть предмет, и служит для последнего целью. Идеал есть фиксированная, а не неопределённая красота. Вследствие этого "нельзя мыслить идеал красивых цветов, красивой меблировки, красивого пейзажа". Только то, что имеет цель своего существования в самом себе, что является целью самого себя, то есть только человек может быть идеалом красоты, так же как среди всех предметов в мире (только) человечество в его лице как мыслящее существо может быть идеалом совершенства". Идеал красоты можно искать только в человеческой фигуре. "А в отношении её, идеал состоит в выражении нравственности".(4) Высшая, идеальная красота есть чувственное выражение нравственности. Так как этическое и эстетическое - не одно и то же, то суждения о такой красоте Кант правильно считает не чисто эстетическими. Соотношение двух названных сторон идеала таково, что нравственное в нём - содержание, а красота - его внешнее выражение, оформление, форма. Красота есть формальная сторона идеала, целесообразная для познавательных способностей, то есть вызывающая удовольствие. Поэтому данный момент суждения вкуса определяется так: "Красота - это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нём без представления о цели". В чистом виде она существует в вещах природы, которые не имеют цели или идеи в самих себе, а в человеке - связана с моралью. 

Суждения вкуса Кант определяет так: "Прекрасно то, что познаётся без посредства понятия как предмет необходимого удовольствия". Эта необходимость не теоретическая (основывающаяся на научных понятиях) и не моральная (категорический императив), а эстетическая: она основывается не на понятиях, а на "общем чувстве" ("под этим понимается не внешнее чувство, а действие, возникающее из свободной игры наших познавательных способностей)".(5) Но существует ли оно? Кант отвечает: да, потому что познание обладает всеобщей сообщаемостью (можно передать знание другому человеку), потому что все обладают воображением и рассудком. Их расположение может иметь различные пропорции, среди которых есть и такая, которая наиболее благоприятна для познания; она воспринимается чувством, а не понятием. Так как познание вообще сообщаемо, то сообщаемо и это расположение. Но это расположение (соответствие) познавательных сил вызывает чувство удовольствия. Поэтому надо предположить общее у всех людей чувство. Оно и есть то условие, которое необходимо вызывает чувство красоты при восприятии предметов. И Кант в разделе о дедукции эстетических суждений подробно развивает глубокую теорию "О сообщаемости ощущения", "о вкусе как некотором виде общего чувства, без которой феномен эстетического будет чисто субъективным и случайным, а не необходимым, как есть на деле и как доказывает Кант. На этих чертах вкуса Кант построил "диалектику эстетической способности суждения". Антиномия эстетического, как и остальные антиномии, состоит из тезиса и антитезиса. Тезис гласит: суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нём диспутировать (решать с помощью доказательств). Одним словом: «О вкусах не спорят». Антитезис утверждает: суждения вкуса основываются на понятиях, иначе нельзя было бы о них спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением). Решение антиномии состоит, согласно Канту, в том, что эстетическое суждение не строится на логически точных понятиях - и в этом рациональный смысл тезиса. Но эстетическое имеет отношение к рассудку, ибо суждение соотносит воображение и мышление; поэтому оно имеет общую основу во всех людях и о нём можно спорить. И сама антиномия и её решение Кантом рациональны.  2.2.Суждение об искусстве

Кант, далее, в "искусстве вообще" выделяет несколько его видов(6): 

Механическое искусство - осуществление действия на основе познания для того, чтобы создать предмет. Это собственно работа, труд.  Если же непосредственной целью оно имеет чувство удовольствия, то это - эстетическое искусство. Оно, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Первое предназначено только для наслаждения (развлечения). "Изящные же искусства - это способ представления, который сам по себе целесообразен и хотя и без цели, но всё же содействует культуре способностей души для общения между людьми". В первом случае цель искусства в том, чтобы удовольствие сопутствовало представлениям только как ощущениям, во втором - чтобы оно сопутствовало им как видам познания. Удовольствие здесь возникает из деятельности высших познавательных способностей человека.  Проводя идею "целесообразности без цели" применительно к произведениям искусства, Кант устанавливает одну из основных их особенностей, именно "изящное искусство есть искусство, если оно кажется также и природой". При виде произведения надо сознавать, что это искусство, а не природа; тем не менее целесообразность в форме его должна казаться свободной от принудительности произвольных правил; оно должно выглядеть естественным, как если бы было продуктом природы. Целесообразность "не должна казаться преднамеренной, т. е. на изящное искусство надо смотреть как на природу, хотя и сознают, что это искусство". В нём не должно быть педантизма, не должна проглядывать школьная выучка, чтобы незаметно было, что какое-либо правило неотступно стояло перед глазами художника и налагало оковы на его душевные силы.

Этот "природный" (естественный) характер произведения есть прежде всего результат природной способности. "Изящное искусство есть искусство гения", "Критики способности суждения". Это понятие Кант определяет так: "Гений - это талант (природное дарование), который даёт искусству правило. Поскольку талант как прирождённая продуктивная способность художника сам принадлежит к природе, то можно было бы сказать и так: гений - это прирождённые задатки души, через которые природа даёт искусству правило".(7) 

В гениальной способности Кант подчёркивает четыре основные черты: Оригинальность: так как оригинальной может быть и бессмыслица, то произведение гения должно быть показательным, образцом, и возникать не через подражание, но другим служить для подражания, быть мерилом или правилом оценки; гений сам не может описать или показать, как он создаёт произведение; он творит как сила природы; гений, по Канту, может быть только в искусстве, но не в науке, с чем, конечно, нельзя согласиться.

Правильно подчёркивая, что гений есть природное дарование, Кант в то же время отдаёт должное и работе, труду в его деятельности. По его мысли, "нет такого изящного искусства, в котором бы не было чего-то механического, что можно постигнуть по правилам и чему можно следовать по правилам; таким образом, нечто согласное со школьными правилами составляет существенное условие искусства... Гений может дать лишь богатый материал для произведений изящного искусства; обработка его и форма требуют воспитанного школой таланта..." Без школы, выучки дарование выродится в дурное оригинальничание.

Далее, гений необходимо соединять со вкусом, который является результатом воспитания. В произведениях искусства, говорит Кант, "можно часто наблюдать - в одном гений без вкуса, в другом - вкус без гения". Требуется вкус, чтобы найти прекрасное представление предмета. "Это представление есть, собственно, только форма изображения понятия, через которую это понятие приобретает всеобщую сообщаемость". Вкус имеет дело с внешней стороной предмета. Сделать его со вкусом - значит сообщить надлежащую форму. Если в основе предмета не лежит понятие (как, скажем, в красивых цветах), то достаточно вкуса, чтобы судить о нём эстетически. Поэтому вкус в чистом виде проявляется в оценке вещей природы. Но произведение искусства создаётся предваряемое целью - понятием, которым руководствуется художник. Здесь красота есть изображение, выражение понятия. Здесь принимается во внимание и совершенство вещи. Так же обстоит дело и с вещами природы, в которых принимают во внимание их назначение. Говоря: "Это красивая женщина", "имеют, по Канту, в виду только одно: что природа прекрасно представляет в её фигуре цели телосложения женщины; ведь помимо одной только формы необходимо обратить внимание и на понятие".

В этой связи Кант развивает глубокую теорию о духовных способностях, составляющих понятие "гений". К ним он относит (8):  -воображение, -рассудок (необходимый для механической стороны искусства),

вкус и дух.

О первых трёх уже говорилось. Но что такое дух в искусстве? 

Дух есть принцип, оживляющий материал искусства. "Я утверждаю, - говорит Кант, - что этот принцип есть не что иное, как способность изображения эстетических идей, под эстетической же идеей я понимаю то представление воображения, которое даёт повод много думать, причём, однако, никакая определённая мысль, т. е. никакое понятие, не может быть адекватной ему и, следовательно, никакой язык не в состоянии полностью достигнуть его и сделать его понятным". Кант подчёркивает богатство содержания эстетических идей и их отличие от чисто логических понятий, как правило, строго фиксированных. Практически это богатство проявляется в том, что, скажем, никакими понятиями нельзя адекватно передать содержание симфонии, трагедии, романа и т. д. 

В учении об эстетических идеях видно, насколько далёк Кант от формализма в трактовке искусства, в понимании прекрасного и т. д. Он определяет последнее так: "Красотой вообще (всё равно будет ли она красотой в природе или красотой в искусстве) можно назвать выражение эстетических идей..." Красота есть форма выражения, идея - содержание(9). 

Эта дефиниция кладётся в основание кантовской классификации искусства. Он считает наиболее удобным принципом классификации аналогию искусства с тем способом выражения, который дан в речи. Оно состоит в слове, жесте, тоне. "Только сочетание этих трёх видов выражения исчерпывает способность говорящего к сообщению, ведь благодаря этому мысль, созерцание и ощущение передаются другим одновременно и совокупно".  На основе этих трёх видов выражения Кант делит искусство на словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. К первому относятся поэзия и красноречие, ко второму - пластика и живопись (пластика делится на ваяние и зодчество), к третьему - музыка и искусство красок.  Сравнивая различные виды искусства, Кант на первое место ставит поэзию. "Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия". После неё по силе воздействия на чувства стоит музыка. Кант её несколько недооценивает, так как она влияет через одни ощущения без понятий и в отличие от поэзии "ничего не оставляет для размышления". Здесь явно имеется в виду развлекательная музыка. Если, говорит Кант, оценивать искусства по той культуре, какую они дают душе, брать мерилом обогащение познавательных способностей, то выше музыки надо поставить изобразительные искусства, причём отдать предпочтение живописи, потому что "она способна проникнуть гораздо дальше в область идей и в соответствии с ними расширить сферу созерцания больше, чем это доступно другим искусствам". 

Из изложенного видно, что аналитика эстетического у Канта делится на: 

-критику вкуса (учение о красоте), 

-критику духовного чувства (теория возвышенного) 

-теорию искусства, в котором соединяются вкус, дух и гений, его порождающий. 

Вкус действительно имеет дело с внешностью, формой вещей природы и искусства. Чтобы судить о красоте, не нужно быть гением, необходимо только воспитание. Но чтобы создавать произведения изящного искусства, нужен гений - продуктивная способность, необходим дух - способность изображать эстетические идеи, и нужен вкус, чтобы находить для этого изображения соответствующие прекрасные формы. Целый ряд моментов эстетики Канта, такие, как учение о прекрасном и возвышенном, теория искусства и гения, вошли в золотой фонд современной эстетики. Перейдём к телеологии Канта.