Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бух.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
304.13 Кб
Скачать

2.3 Объекты валютного контроля по законодательству рф.

Объектами валютного контроля выступают те юридические и физические лица, действие которых в валютной сфере являются предметом валютного контроля. Закон о валютном регулировании и валютном контроле в полном соответствии с общепринятой в мире практикой исходит из разделении подконтрольных лиц на резидентов и нерезидентов, права и обязанности которых в отношениях с контролирующими органами существенно различаются.

Рассмотрим правила установления резидентства, предусмотренные ст. 1 Закона о валютном регулировании в отношении физических и юридических лиц.

Физическое лицо признается резидентом, если оно имеет «постоянное местожительство в РФ», даже когда временно проживает за пределами РФ. Соответственно к нерезидентам относятся физические лица, имеющие «постоянное местожительство за пределами РФ», пусть даже и временно пребывающие на территории России. Тем самым делается попытка использовать экономический критерий (постоянное местожительство совпадает, как правило, с центром экономических интересов лица), однако отсутствие четкой границы между «постоянным» и «временным» пребыванием в России или за рубежом привело к тому, что на практике этот критерий заменяется критерием гражданства: российский гражданин «автоматически» признается резидентом, а иностранный гражданин или апатрид – нерезидентом.

Между тем российскому законодательству известны случаи, когда экономическая связь лица с территорией страны определяется достаточно четко. Так, п. 2 ст. 11 НК РФ относит к резидентам лиц, постоянно проживающих в России не менее 183 дней в календарном году.

В итоге складывается ситуация, когда в рамках единой отрасли финансового права существует одновременно два разных способа определения резидентства физических лиц, хотя никаких практических препятствий к их унификации не имеется.

Что касается юридических лиц, то резидентами РФ признаются юридические лица, «созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ». Зарубежные филиалы и представительства юридических лиц – резидентов также отнесены Законом к резидентам, хотя, не обладая статусом юридического лица, такие подразделения не становятся и самостоятельными объектами валютного контроля.

В соответствии с Законом о валютном регулировании резидентами также являются дипломатические и иные официальные представительства РФ, а также «предприятия и организации, не являющиеся Федерации и находящиеся в РФ. Упоминание последних является анахронизмом, поскольку действующим законодательством создание организации без статуса юридического лица не предусмотрено.

Нерезидентами в силу п. 6 ст. 1 Закона считаются юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и находящиеся за пределами России, а равно их филиалы и представительства на российской территории. Также к нерезидентам отнесены иностранные дипломатические и иные официальные представительства в России, а также не являющиеся юридическими лицами зарубежные предприятия и организации.

Таким образом, в качестве основы определения резидентства юридических лиц и их обособленных подразделений в Законе использован формально = юридический критерий: создание по законодательству РФ или иностранного государства. Критерии нахождения за пределами или на территории России практически лишен самостоятельного значения.

Любая организация, создавая по российскому законодательству, будет считаться находящейся на территории России, а созданная по иностранному законодательству – расположенной за пределами России, поскольку Закону не известны критерии, позволяющие выделить организации, созданные в одном государстве, но фактически действующие в другом. Например, компания, зарегистрированная в оффшорной зоне в Республике Кипр, но ведущая большую часть деловых операций в РФ и практически управляемая российским офис в силу подп. «д» п. 6 ст.1 Закона о валютном регулировании.

В Законе также не учитываются финансовые взаимоотношения между российскими и иностранными организациями. Так, если хозяйственное общество создано по российскому законодательству, оно будет считаться резидентом даже в том случае, если его владельцы – иностранные физические или юридические лица.

Все это позволяет утверждать, что формально – юридический критерий применительно к юридическим лицам до настоящего времени является основным, и при определении резидентства организации решающее значение будет иметь ее регистрация в России по российскому законодательству.

Правила определения резидентства в целях валютного законодательства, действующие в РФ, несколько отличаются от зарубежных. Так, во Франции действует следующий подход: «Резидентами являются все физические лица, проживающие во Франции, и все французские или иностранные юридические лица по их предприятиям во Франции. Напротив, физические лица, проживающие за границей, в том числе французы, которые проживают там более 2 лет, и заграничные отделы французских или иностранных предприятий являются нерезидентами». Тем самым определяющим критерием выступает экономическая связь лица с территорией того или иного государства.

Следует отметить, что на эффективность валютного контроля влияют правила определения нерезидентства в меньшей степени, чем на эффективность валютных ограничений. В ряде случаев контрольные полномочия органов и агентов валютного контроля по своему объему идентичны, идет ли речь о проверке деятельности резидента или нерезидента, а пределы реализации этих полномочий определяются территориальными пределами юрисдикции РФ, а не статусом подконтрольного субъекта. Так, ст. 13 и 15 Закона о валютном регулировании органам и агентам валютного контроля предоставлено право проводить проверки, истребовать документы и информацию об осуществлении валютных операций как у резидентов, так и у нерезидентов.