Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lalala.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
276.99 Кб
Скачать

Реформаторская деятельность Петра I. Социально-экономическое развитие России в I-ой четверти XVIII века.

На становление Петра-реформатора повлияли три главных события в начале его жизни. Во-первых, поездка в Архангельск в 1693 – 1694 гг., где царь впервые увидел настоящие корабли и познакомился с морской стихией. С тех пор еще более окрепла мечта о море для России. Вторым важным событием тех лет были Азовские походы 1695 – 1696 гг. – война с Турцией за выход к Азовскому морю. Третьим событием, повлиявшим на становление личности будущего реформатора России, стала длительная поездка за границу в составе Великого посольства в 1696 – 1697 гг. Царь посетил Голландию, где изучал корабельное дело, вел переговоры и знакомился с жизнью страны. Затем отправился в Англию, в которой помимо верфей осматривал лондонские предприятия, посетил центры научной мысли – Английское королевское общество, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию, ознакомился с работой Монетного двора, побывал на заседании парламента.

Молодой царь понял, что реформировать следует не только отдельные сферы жизни государства и общества, но и принципы внешней политики. Необходимо покончить с изолированностью России и обеспечить союзнические отношения с европейскими странами. В противном случае Россия обречена в одиночестве отстаивать свои интересы. Но войти в «концерт» европейских государств на равноправном положении, проводя коалиционную линию внешней политики, Россия могла только на основе военной силы и могущества. Боевая армия и военные победы смогут подкрепить и сделать действительными все дипломатические шаги, договоры и соглашения.

В первые годы самостоятельного правления Петра I в соответствии с традициями во внешнеполитическом курсе преобладала восточная направленность – борьба с Турцией за завоевание Азовского и Черного морей. Результаты первого Азовского похода наглядно показали, что только сухопутным путем без действий на море Турцию не одолеть. Одной из первых реформ, к проведению которой наряду с финансовой приступил молодой царь, была военная реформа. Идея создания флота в сухопутной, континентальной стране была грандиозна по своему замыслу. Ее масштабность можно сравнить только с освоением космического пространства во второй половине XX в.

Нужно было создавать флот. Строительство кораблей – дорогостоящее общегосударственное дело. «В сему же потребен есть флот или караван морской, в 40 или вящее судов состоящей, о чем надобно положить не спустя времени: сколько каких судов, и со много ли дворов и торгов, и где делать?» – размышлял царь. 4 ноября 1696 г появился указ: «Государь царь... указал: с патриарших и со архиерейских, и с монастырских – с осмии тысяч дворов сделать корабль, с помещиковых и вотчинниковых – с десяти тысяч корабль, за кем с большаго числа до ста дворов, а за кем меньше ста дворов – с тех с двора по полтине; и потому великого государя указу то дело ведал боярин Петр Васильевич Шереметев». [1]. Этот указ означал создание «кумпанств» – компаний, в которые на принудительной основе входили помещики, духовенство, горожане. Им поручалось за два года к весне 1698 г., наняв подрядчиков, мастеров, заготовив лес, спустить на воды Воронежа 56 кораблей. Крупные землевладельцы строили корабли самостоятельно. Более мелкие объединяли усилия и капиталы. Помещики с 10 тысяч, а церковники с 8 тысяч крестьян должны были поставить один корабль. Купцы, посадские люди и черносошные крестьяне также участвовали в постройке кораблей на объединенных началах. Всего было образовано 42 светских и 19 духовных кумпанств. Десять кораблей Петр брался построить на средства царской казны. Адмиралтейство поставило 16 кораблей и 60 бригантин. Во что обошлось стране строительство Азовского флота, подсчитать весьма проблематично. По приблизительной оценке, сумма составила не менее полумиллиона рублей, или треть бюджета 1701 г.. [2]. Всего в Воронеже было построено 28 кораблей, 23 галеры и много мелких судов. Затраченные усилия и средства пропали, так как Азовскому флоту была уготована нерадостная судьба. По условиям мирного договора, после поражения России в Прутском походе 1711 г. часть флота уничтожалась, а часть передавалась Турции вместе с крепостями Азов и Таганрог. Славянофилы как последовательные критики деяний Петра до сих пор не могут простить ему уничтожения реликтовых сосен, которые пошли на постройку Азовского флота. Эта потеря была тяжелой, но не катастрофичной для России, так как уже с 1702 г. начали действовать верфи, возведенные на Балтике. Всего, по данным профессора Е. В. Анисимова, в петровское время было построено не менее 1 164 кораблей и иных судов. Таких колоссальных успехов в кораблестроении страна достигла за двадцать с небольшим лет. В России не только строили корабли, но и покупали за границей. За 1711 – 1714 гг. было куплено и перевезено в Россию 16 линейных кораблей. [3]. В русском флоте преобладали суда галерного типа как более удобные и маневренные для использования в мелких водах Финского и Ботнического заливов. Успехи российского галерного флота зафиксировала Гангутская битва 1714 г.

Царь вникал в вопросы кораблестроения и не только в плане общего руководства, но и личного участия в строительстве. Положение осложнялось тем, что мастера, нанятые в разных странах, имели свои представления и традиции о приемах постройки кораблей и не следовали общей концепции. Чтобы не зависеть от иностранцев, царь сам овладел навыками кораблестроения, а затем отправил за границу 50 молодых людей из стольников для изучения «архитектуры и управления корабельного». Знания они должны были получать в Англии, Голландии и Италии. В январе 1701 г. царь издал указ об организации школы математических и навигационных наук. Первая российская Навигацкая школа начала свою работу в г. Москве в помещении не сохранившейся до наших дней Сухаревой башни.

Однако изучение настроений европейских государств показало, что найти союзников для начала войны против Турции не представлялось возможным. Зато выявилось немало желающих обуздать внешнеполитическую активность Швеции. Восточное направление российской внешней политики уступило место западному. Россия вступила в затяжную, дорогостоящую, но по-настоящему результативную Северную войну. Ключевым моментом всей военной кампании и дальнейшего реформирования страны стало поражение русской армии под Нарвой осенью 1700 г..

Сокрушительное поражение русской армии от шведов в первом же бою показало необходимость создания принципиально новой сухопутной армии.

Хронические поражения русской армии конца XVII в. навели Петра I на мысль об их причинах. Нужно было менять основы самой ее организации, принципы комплектования и обеспечения. Как известно, существующее поместное войско еще с XV в. служило с земли. Помещик по первому зову великого князя или царя должен был являться на военный смотр полностью экипированным. За службу он и получал земельное владение – поместье.

Владеющий населенными имениями должен был привести вооруженный отряд из своих холопов. Стрелецкие полки, созданные Иваном IV, занимались не только ратным делом, но также ремеслом и торговлей. Не следует думать, что со времени Ивана Грозного вооруженные силы совсем не изменились. Военная реформа первых Романовых в XVII в. как раз состояла в заведении полков иноземного строя. Но поместная система содержания распространилась и на них. По причине нехватки денег им платали не жалование, а верстали землей.

В отсутствии четкой организации и регулярности Петр видел основные причины неудач русской армии. Первыми регулярными полками можно назвать потешные войска – Преображенский и Семеновский. Приемы и методы их организации стали переносить на всю армию. Формирование регулярной армии по указам 1699 г. проходило двумя способами: по желанию (волонтеры) и на основе набора «даточных людей». В волонтеры («охочие люди») принимали всех лично свободных подданных разных званий, за исключением крестьян, платящих государственные налоги. Им платили высокое жалование в сумме 11 руб., что вдвое превышало оплату стрельцов. К «даточным» относились вооруженные холопы и крестьянерекруты. Одного рекрута поставляли монастыри – с 25 дворов, дворяне гражданской службы – с 30 дворов, дворяне, служащие в армии, – с 50 дворов. В итоге была создана 32-тысячная армия с 29 пехотными и 2 драгунскими полками. [4]. Армия стала регулярной, в ней проходили обучение и служили пожизненно. Начиная с 1705 г. вводятся только рекрутские наборы крестьян, и прекращается прием волонтеров.

Указ о рекрутской повинности предписывал брать одного рекрута с каждых 20 дворов. В рекруты поставлялись только молодые холостые мужчины от 15 до 20 лет. Эти же дворы должны были сдать денежные приплаты на одежду и прокорм рекрута (20 руб.) и лошадей для армии. Крестьяне, выделившие рекрута из своей среды, несли за него коллективную ответственность и в случае бегства, что бывало частенько, должны были поставить нового. Невыполнение указа и нарушение правил сдачи карались крупными штрафами. Государство открыло поистине неисчерпаемый армейский источник. Рекрутские наборы проводились ежегодно, а иногда и несколько раз в год и составляли от 20 – 25 до 45 тыс. человек в год. За 20 лет – с 1705 по 1725 г. только рекрутские поставки деревни составили 400 тыс. человек. Если учесть, что в стране проживали 5 – 6 млн человек мужского пола, то рекрутом был каждый 10-й или 12-й молодой, здоровый, работоспособный крестьянин [5]. Рекрутчина навсегда вошла в память народа как самая ужасная крестьянская повинность. О рекрутах сокрушались, как о покойниках. Самые щемящие свои песни народ сложил о рекрутских наборах. Пожизненная солдатская служба была тяжела и опасна, еще безрадостнее был остаток жизни отставного солдата. Народ сопротивлялся рекрутчине и спасался от нее бегством, поэтому новобранцев заковывали в колодки, как преступников. По царскому указу 1712 г., рекрутов начали клеймить, накалывая на руке иглою кресты и натирая порохом. В народе наколки прозвали «печать Антихриста». Каждый, встретивший такого человека, должен привести его в город, а недонесший может потерять свое имение и сам будет записан в рекруты [6]. На становление рекрутской системы ушло пять лет, на преобразования всей армии – 10. Изменилась и тактика ведения сражений: от укрытия за стенами крепости перешли к контактному, инициативному бою. В связи с этим большое внимание стали уделять не только овладению техническими приемами, но и тактической подготовке, приучая к ответственности, инициативе, сознательной дисциплине – словом, к тому, что делает армию по-настоящему боеспособной.

Военная реформа относится к числу долговременных. Введенная Петром I рекрутская система просуществовала 170 лет, так как она полностью отвечала особенностям социальной и крепостнической структуры экономики страны. Рекрутская повинность не была индивидуальной, а имела архаический феодальный характер. Всеми процессами распоряжалась община на основе круговой поруки и очередности. К новой системе комплектования армии перешли только после отмены крепостного права.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]