Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Защита (2).docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
35.12 Кб
Скачать

2.2 Образование

В той же статье Тихоновой приведены результаты исследования связи профессионального статуса и образования. В нем сказано, что представители различных слоев различаются между собой также уровнем своего образования и квалификации.

Подавляющее большинство в группе очень богатых имеют высшее образование, Высшее образование имеет также основная масса просто богатых , среди которых кандидаты и доктора наук. В этом слое уже встречаются и люди со средним специальным образованием. Наконец, в пограничном слое работников с высшим образованием немногим больше половины. Тенденция более высокого образовательного и квалификационного уровня, характеризующая более богатые слои, подтвердилась и при анализе навыков этих людей

В. Анурин в своей статье « Профессиональная стратификация и закон перемены труда» приводит данные широкомасштабного социологического исследования “Социальная стратификация российского общества”, пишет, что существует довольно устойчивая связь между уровнем образования и личным доходом. И вряд ли вызовет удивление, что самый высокий уровень личного дохода наблюдается в группе работников с высшим образованием. В то же время доходы в образовательной группе наивысшего уровня – среди обладателей докторских и кандидатских ученых степеней – несколько уступают даже доходам выпускников ПТУ. Здесь и проявляется межпрофессиональная стратификация.

Из приведенных выше исследований следует, что профессиональный статус прямо пропорционален уровню образования (за некоторым исключением). Работники с высоким образованием занимают более высокие должности, чем работники с низким.

2.3 Престиж

Владимир Анатольевич Цвык в своей статье «Социально-профессиональный статус личности и престиж профессии» пишет, что по данным социологических исследований, стратификационная модель современного рос­сийского общества выглядит следующим образом:

· Элита — правящая политическая и экономическая — до 0,5%.

· Верхний слой — крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы — 6,5%.

· Средний слой — представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры — 20%.

· Базовый слой — рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса — 60%.

· Нижний слой — малоквалифицированные и неквалифицированные ра­ботники, временно безработные — 7%.

· Социальное дно — 5% [3; 28][11].

Таким образом, высокая квалификация и профессионализм становятся зна­чимыми критериями социального расслоения современного российского обще­ства. Профессионалы принадлежат к российской элите и среднему слою. Кро­ме того, наиболее многочисленный базовый социальный слой, который пред­ставлен специалистами, обладает потенциальным профессионализмом: при наличии соответствующей трудовой мотивации составляющие этот слой спе­циалисты могут включиться в процесс вторичной профессионализации и со­вершенствовать свое профессиональное мастерство.

А упомянутый мной ранее Бессуднов пишет, что, исходя из представлений о распределении престижа в советском обществе, можно было бы предположить, что и в постсоветской России представители некоторых рутинных офисных профессий (секретари, бухгалтеры) будут занимать более низкое положение, а квалифицированные рабочие в разных отраслях – более высокое.

Квалифицированные рабочие (без указания отрасли) и бригадиры занимают в России позицию выше, чем офисные работники и медсестры. Относительно высокую позицию занимают водители. Однако большинство занятых физическим трудом в России, находятся в нижней части шкалы.

Особенностью России является высокое положение на статусной шкале милиционеров, военнослужащих и других работников силовых ведомств

Из данных исследований явно видно, что престиж в обществе напрямую зависит от профессионального статуса. Чем выше должность, тем выше престиж.