Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 1.1 - 2.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
83.46 Кб
Скачать

Красота и гармония Природы. Числовая и пространственная гармонии, их взаимосвязь в «золотом сечении». Гармония живого.

«Высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и, что исти­на и благо соединяются тесными узами лишь в красоте»

Гегель

«Человек творит и по законам красоты»

К.Маркс

«Красота спасет мир»

Ф. М.Достоевский

Эти вещие и программные слова великих и мудрых о един­стве истины, блага и красоты как высшей ценности и цели нашего бытия, как и всей природы, всей реальной действи­тельности в целом исходят из единства мира и его законов, из единства его материальности, как говорил Ф. Энгельс, из един­ства процессов формирования и развития. И эта истина на­столько очевидна и аксиоматична, насколько прекрасен и возвышен окружающий нас мир.

Сама жизнь, практика и наука давно были поставлены перед необходимостью более глубокого осмысления процес­сов развития в природе и обществе, науке и искусстве. Обра­щаясь к истории этого вопроса, мы видим, что уже в глубокой древности первобытный человек подметят и осознал практическую ценность и красоту всего упорядоченного и постепен­ного (плавного), соразмерного и симметричного, единого и целого, завершенного, многообразного и единообразного и т.д. Но идея развития как текучести и изменчивости происходящих процессов и явлений в природе и обществе появилась лишь в античное время. Пифагорейцы впервые среди великого многообразия, хаоса и грохота мира услышали и увидели внутреннюю музыку и гармонию Все­ленной, ее упорядоченность, магию и логику чисел, познали ее красоту.

Вслед за ними Гераклит высказывает ряд глубоких и вели­ких мыслей; о единстве и борьбе противоположностей, о про­порции, мере и гармонии, о текучести, связи и единстве всего сущего и должного, материального и идеального, постулируя развитие и изменчивость всего существующего в таких кры­латых выражениях как «все течет все изменяется», и в одну и ту же реку нельзя войти дважды». По Гераклиту «Солнце каждый день новое» т.е. непрерывно изменяющееся и обновляющееся.

Но подлинным эволюционистом античного мира был Эмпедокл. Он имел довольно цельное учение о постепенном и поэтапном развитии мира, его вещей и явлений из перво­родных элементов и частиц. А все многообразие этих вещей и явлений он объясняет различием в сочетаниях этих элемен­тов, их изменениях и перемещениях. Эти гениальные догадки являются, по существу, диалектическим пониманием идеи развития в природе. Но оно не получило своего продолже­ния, как и другие догадки древних, ибо были преждевремен­ными.

Асимметрия как движущая сила развития

Теперь поговорим о симметрии, как об одном из важных организующих и формообразующих принципов развития. Симметрия творит мир. Она является «той идеей, посредст­вом которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок и красоту, красоту и совершенство», — пи­шет известный немецкий математик Вейль. И действитель­но, симметрия и ритм выражают собой определенный строй и порядок, равновесие и равенство, устойчивость и незыблемость, конкретность и определенность всякой (физико-химической, биологической, технической, общественной и художественной) системы. В искусстве, особенно изобразительном, она наилуч­шим образом выражает общечеловеческие и вечные идеи ис­тины, добра, красоты и совершенства, завершенности и поряд­ка, мира и покоя, величия и силы.

У Гегеля этот принцип почти совсем не разработан веро­ятно потому, что он не был практиком и непосредственно не занимаются формообразованием материальных систем и про­изведений. Его представления об организации и формирова­нии мира носили в значительной мере теоретический, аб­страктный характер. Тем не менее, будучи человеком гени­альным, он не мог не знать и не понимать огромного значе­ния всего упорядоченного, равномерного, равновесного, ор­ганизованного и ритмического. А поэтому он нередко говорит об упорядоченности в природе и жизни, о симметрии, но отождествлял симметрию с отношением, пропорцией, гармо­нией, мерой, соразмерностью и единством. Однако в наше время нет в науке другого принципа и закона природы, разра­ботанного столь тщательным образом, как закон симметрии. Десятки монографий и эссе посвящены этой теме, роли сим­метрии во всех областях знания и практики.

Но симметрия все же статична и неподвижна, мертва и в определенный момент развития косна, тормозит продвиже­ние вперед. В этот момент ей нужен толчок, встряска. Этой цели служит другой закон природы и развития — асимметрия. Она выводит симметричного систему из состояния покоя и закостенелости, концентрирует энергию и массу в одном направлении, дает толчок к дальнейшему развитию и движе­нию системы. Асимметрия активна, подвижна и динамична. Система под воздействием асимметрии перерождается, пе­реходит в новое качество, поскольку в природе ничего не пропадает и не исчезает бесследно, а лишь трансформирует­ся, видоизменяется и перерождается из одного состояния, качества, количества и формы в другие. И хотя число моди­фикаций или геометрических перестановок может возрастать в геометрической прогрессии до бесконечности, согласно за­кону многообразия, число совершенных (симметричных) форм строго ограничено.

Таким образом, симметрия и асимметрия, статика и ди­намика, покой и движение, как две диалектические, логические и эстетические противоположности, способствуют развитию и формированию мира, материальных и идеальных систем, явле­ний, произведений.

Итак, асимметрия является законом развития, движе­ния, законом жизни. Интуитивно его угадывали еще древние шумеры при возведении своих храмов (Зиккуратов), стены которых они делали несколько вогнутыми, чтобы они каза­лись прямыми (таковы особенности нашего зрения). А греки с той же целью ставили колонны храмов чуть ближе и на­клонными к центру. Внешним выражением, символом асимметрии являются пирамида и конус, восходящая прямая и кривая (экспонента). Спираль Гете считал математическим символом жизни.

Однако асимметрия хороша только в определенный мо­мент развития системы и в определенном месте при общей симметрии целого. Она — слишком острое и сильное средст­во, а поэтому ею нужно пользоваться умело и в меру. Поэто­му закон пропорциональных и гармонических отношений и меры в конечном счете решает судьбу организации и сущес­твования всякой системы.

Теперь обратимся к пропорции. В ее основе лежит число и математический расчет. Математический расчет греки на­зывали гармонией, соразмерностью и мерой. «Гармония внут­ренне присуща вещам, из которых состоит мир» — говорили пифагорейцы. Произведения таких античных авторов, как Гесиод, Гераклит, Демокрит, Платон и Плотин проникнуты требованием меры во всем». Прекрасна надлежа­щая мера во всем», говорит Демокрит. «Умеренность и сораз­мерность всюду становится добродетелью и красотой, вто­рит ему Платон. «Остерегайтесь чрезмерного», «все должно быть в меру», «соразмерность прекрасна» продолжают эту линию средневековые художники и архитекторы — Витрувий, Аль-берти, Дюрер. «Красота появляется, возрастает, изменяется, падает и исчезает вместе с отношениями», как бы подытожи­вает эту мысль Дидро. У Гегеля закон отношений и меры разработан самым тщательным, сложным и запутанным об­разом и фигурирует с категорией количества как непосред­ственного основания всякой величины, пропорции, гармо-нии и меры. Он анализирует различные типы отношений: формы и содержания, формы и сущности, формы и материи, целого и частей, внешним и внутренним, силой и ее проявле­нием и т.д. Отношения по Гегелю бывают прямые, обратные и степенные. Он разрабатывает свою знаменитую узловую линию мер, которую впоследствии Гете применяет к естес­твенному росту растений. Как бы подытоживая все это, Ге­гель говорит: «Все, что существует, находится в отношениях, и эти отношения есть истина всякого существования», «что все человеческое богатство честь, могущество, радость, печаль и т.д. имеет свою определенную меру, превышение которой ве­дет к разрушению и гибели». Простая и вместе с тем глубокая мысль, которую Бальзак высказал так: «Если человечество хочет выжить, оно должно умерить свой жизненный порыв».

История науки и искусства знает много пропорций, скла­дывающихся в зависимости от уровня знаний и эстетических взглядов той или иной эпохи. Из всех отношений пропорция «золотого сечения» и близкие к ней наиболее распростране­ны как в природе, так и в обществе и искусстве. Эстетическое формообразующее и функциональное значение золотого се­чения в большинстве материальных и идеальных объектов природы, общества и искусства объясняется тем, что оно в наибольшей степени отвечает всем законам природы и красоты, и прежде всего- развитию и росту живых систем, потому что пропорция эта е наибольшей степени практична, удобна, устойчива и вместительна и в тоже время красива, изящна, динамична, а потому наилучшим образом отвечает всем фун­кциям и потребностям большинства живых систем и других объектов природы. Наконец, она обладает способностью пов­торяться и отражаться до бесконечности то в убывающей, то возрастающей, то геометрической, то арифметической про­грессии. В силу всего этого она создает, по выражению Тимердинга «впечатление покоя, постоянства и безопасности», устойчивости, целостности и единства.

Итак, все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, все переходит из одною состояния и качества в другое единое и целое. И эту взаимосвязь и единство всех вещей я явлений реальности угадывали еще древние греки. «Все едино и еди­ное единственно мудрое», — говорил Гераклит.

Таким образом, мы знаем и констатируем единство приро­ды, человека и общества, экономики и политики, производи­тельных сил и производственных отношений, науки и техники, науки и искусства, эстетического и этического, эстетического и художественного, материального и идеального, материи и со­знания, микро- и макромира. Все эти единства базируются на единстве мира, единстве его материальности, единстве его за­конов, единстве общемирового естественного, биологического и исторического развития человечества, единстве его культур. А хозяйственное развитие и способ производства являются наиболее универсальной закономерностью единства человеческого об­щества, народов и государств.

Мир с каждым годом становится все более единым и це­лостным, а историческая и биологическая общность челове­ческого рода и прогрессирующее развитие во всех сферах материальной и духовной культуры человечества являются объективной предпосылкой успеха политики, экономики, мировоззрения и образа жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]